5. Роли менеджеров.
Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли. Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это 'бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.
Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Все операции встречающиеся на предприятии А. Файоль разбил на шесть групп
А техническая функция (производство)
В коммерческая функция (сбыт и снабжение)
С финансовая (оплата вознаграждения за работу, капитальные вложения)
Д страховая (охрана периодическая и физическая)
Е учётная (бухгалтерский учёт)
F административная (управление)
Каждой функции соответствует совокупность шести специальных свойств:
Физические качества: здоровье, сила, ловкость
Умственные качества: понятливость, лёгкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.
Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.
Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемых функций.
Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции – технической, коммерческой, финансовой..
Опыт: знания, вытекающие из практики.
Владение каждой из функций образует полную квалификацию работников. Применяя приведённую классификацию А. Файоля, полную классификацию определяем через Р, для каждого работника равную 100 баллам. Соответственно:
Р = А (х1 + х2 + х3 + х4 + х5 + х6) + В (х1 + ….+х6) + С (х1 + ….+х6) + Д (х1 + ….+х6) + Е (х1 + ….+х6) + F (х1 + ….+х6)
Где А,В,….F функции работников
х1….х6 - доля каждого свойства, соответствующего функции в полной квалификации работника.
Относительная важность функций работников
Служебное положение работников | Полная квалификация | Коэффициенты при функциях, составляющих полную квалификацию | |||||
Техническая А | Коммерческая В | Финансовая С | Страховая Д | Учётная Е | Административная F | ||
Рабочий | 100 | 85 | - | - | 5 | 5 | 5 |
Мастер | 100 | 60 | 5 | - | 10 | 10 | 15 |
Начальник цеха | 100 | 45 | 5 | - | 10 | 15 | 25 |
Начальник отдела | 100 | 30 | 5 | 5 | 10 | 20 | 30 |
Заместитель директора | 100 | 30 | 10 | 5 | 10 | 10 | 35 |
Директор | 100 | 15 | 15 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Начальник объединения предприятий | 100 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 |
Выводы:
Административная функция (F) имеет место на всех уровнях иерархии у представителей различных категорий персонала предприятия – от рабочего до директора
Увеличение доли административной функции происходит последовательно, с изменением содержания деятельности, при этом все остальные функции уменьшаются, значит, увеличение важности административной фунции происходит за счёт снижения других, что подтверждает существование разделения труда между менеджерами и исполнителями их решений.
С увеличением уровня управления растёт доля административной функции в полной квалификации.
Важность различных свойств людей, занимающихся управленческим трудом (доля элементов совокупности свойств, характерной для административной функции):
7% физические качества
8% нравственные качества
10% общее развитие
13% специальные знания
30% опыт
32% умственные качества
Т.о. личные качества, в основном врожденные, играют не меньшую роль, чем качества и знания, вытекающие из практики.
Этапы формирования опыта менеджера:
1 этап формирование начальных знаний по управлению, получение базового образования, т.е. формирование образовательного потенциала, достаточного для начала трудовой деятельности.
30-35 лет приобщившись к руководящей работе, менеджер накапливает определённый, чаще средний, багаж управленческих навыков, именно на эти годы приходится процесс формирования творческого потенциала.
35-50 лет раскрытие творческого потенциала.
После 50 лет деятельность менеджера во многом предопределена результатами предыдущего периода.
Исследования Г. Минцберга и других ученых показывают, что управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами десяти основных ролей (см. табл. 1.1).
Роль — это набор представлений о поведении менеджера. Основные роли могут быть сгруппированы в три концептуальные категории: информационные (управление информацией), межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге и обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, лидерство и контроль). Для облегчения понимания основных моментов деятельности менеджера мы разделяем ее на категории и роли, но следует помнить, что в реальной жизни «смена масок» происходит практически мгновенно, фактически речь идет о разных гранях одной главной роли. Или, как отмечает Г. Минцберг: «Менеджер, который только осуществляет коммуникации или только размышляет, не имеет ни единого шанса на успех, и только тот, кто "делает", может справиться с любой проблемой в одиночку».
Таблица 1.1. Десять ролей менеджеров.
Категория | Роль | Виды деятельности |
Информационные | Наблюдатель | Поиск и получение информации; просмотр периодической печати и отчетов, личные контакты |
Проводник | Передача информации другим членам организации; рассылка напоминаний и отчетов, телефонные звонки | |
Оратор | Информирование внешних субъектов; речи, отчеты, записки | |
Межличностные | Глава | Проведение церемониальных и символических мероприятий; встречи гостей, подписание юридических документов |
Лидер | Руководство и мотивация подчиненных; обучение, консультации и коммуникации с работниками | |
Связующее звено | Поддержание информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами; почта, телефонные разговоры, встречи | |
Связанные с принятие решений | Предприниматель | Инициация новых проектов; поиск новых идей, завоевание сторонников |
"Пожарный" | Урегулирование споров и иных проблем; разрешение конфликтов между подчиненными; адаптация к кризисам во внешней среде | |
Распределитель ресурсов | Решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов | |
Участник переговоров | Участие в переговорах с профсоюзами о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов |
Информационные роли. Сбор, обработка и передача необходимой информаии. Информационные роли описывают виды управленческой деятельности, направленные на создание и развитие информационной сети. У генеральных менеджеров 75 % рабочего времени уходит на разговоры с другими людьми. Роль наблюдателя предполагает получение менеджером текущей информации из множества источников: от руководителей, коллег и подчиненных, средств массовой информации, внешних субъектов. Руководитель одной канадской страховой компании регулярно, раз в 40 дней посещает отдел обслуживания клиентов и интересуется их оценкой уровня предоставляемого обслуживания. Роли проводника и оратора представляют собой прямую противоположность роли наблюдателя, так как, исполняя их, менеджер передает текущую информацию другим людям в организации и вне ее. Практика наделения властью работников низших уровней организации предполагает получение ими и дополнительной информации от менеджеров. Весьма творчески исполнил роль оратора командир одного из авиалайнеров авиакомпании SAS (он же — «менеджер» рейса), которому пришлось столкнуться с аварией одного из двигателей. Экипажу и пассажирам пришлось пережить 25 неприятных минут, которые многим показались вечностью. Командиру Эбби Старку пришлось задействовать все свои «ораторские» возможности: во время снижения он вел переговоры и с наземными службами, и с экипажем, и с пассажирами, и все это на двух языках — датском и английском, объясняя в деталях происходящее и сообщая о предпринимаемых им действиях. К моменту приземления он стал героем в глазах пассажиров и коллег, а его действия послужили прекрасной рекламой сотрудников SAS.
Межличностные роли. Связаны с осуществлением межличностных отношений и взаимодействием работников в организации (мотивация, координация деятельности подчинённых, делегирование полномочий, формальное представительство: принятие участия в церемониях, награждениях). Исполнение менеджером межличностных ролей предполагает акцент на их взаимоотношениях с другими людьми и использование рассмотренных нами человеческих навыков. В роли главы менеджер проводит в своем отделе или организации церемонии и различные символические мероприятия. Занимая определенную должность, он представляет фирму в целом. Пример — раздача наград лучшим работникам менеджерами подразделений в закусочных Тасо Веll. Роль лидера требует от менеджера действий, направленных на мотивацию подчиненных, осуществление коммуникаций и оказание влияния. Менеджер как связующее звено обеспечивает устойчивость информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами. В качестве примера можно привести беседу между проверяющим и ответственным за выполнение плана менеджером по поводу исполнения бюджета.
Роли, связанные с принятием решений. Эти роли выходят на авансцену в тех случаях, когда менеджер встает перед выбором или необходимостью действий, и чаще всего требуют от него и человеческих, и концептуальных навыков. Роль предпринимателя заключается в инициировании перемен. Менеджеры постоянно думают о том, как превратить будущее в настоящее. Стремление к устранению текущих проблем побуждает их к инициации действий, позволяющих исправить недостатки. Как отмечает Г. Минцберг, один из менеджеров одновременно вел 50 подобных проектов. Менеджер как «пожарный» занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчиненными или между своим отделом и другими подразделениями организации. Роль распределителя ресурсов связана с решениями о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, бюджетных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов. Менеджер должен решить, на какие проекты выделить деньги, какие из жалоб покупателей рассмотреть в первую очередь, даже как распорядиться собственным временем. И наконец, роль участника переговоров заключается в осуществлении коммуникаций и заключении сделок, способствующих достижению необходимых для вверенного менеджеру подразделения результатов. Например, он может встречаться и вести формальные переговоры с поставщиками о более ритмичной доставке грузов, с проверяющими — о необходимости выделения дополнительных средств из бюджета или с профсоюзом о жалобах работников.
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1.1 Менеджмент как наука. Эволюция управленческой мысли: направления, школы менеджмента.
- 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента: взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса.
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – систематизация научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – период систематизации научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 2. Менеджмент как наука и практика управления.
- 3.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления.
- 4. Эволюция менеджмента с точки зрения различных школ: научная, административная, школа человеческих отношения и поведенческих наук.
- (Для информации)
- 5. Содержание и этапы процессного подхода. Ситуационный подход
- 1900 1950 2000 Настоящее время
- 6. Сущность системного подхода.
- 7. Концепция ситуационного управления.
- 8. Задачи прагматической школы
- 9. Концепции социальной школы, развитие социальной ответственности.
- 1.2 Коммуникации в управлении организацией
- 1. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса.
- 2. Виды коммуникаций в организации.
- 3. Критерии эффективности коммуникационного процесса в организации
- Тема 2. Системный анализ объекта управления
- 2.1 Организация как объект управления
- 1. Характеристика и основные элементы организации как системы.
- 2. Жизненные циклы организации.
- 3. Виды организаций: формальные и неформальные.
- 4. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
- 5. Роли менеджеров.
- 2.2 Внутренняя среда организации
- 1.Характеристика организационной системы по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая)
- 2. Характеристика организационной системы по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистская).
- 3. Система управления организацией и её основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно- поведенческая, подсистема саморазвития.
- 4. Понятие метода в менеджменте
- 5. Организационно-распорядительные методы менеджмента.
- 6. Экономические методы менеджмента.
- Социально-психологические методы менеджмента
- 2.3 Организационные структуры управления
- 1. Общая характеристика организационных структур предприятия
- 2.Влияние внешних факторов в процессе проектирования организации.
- 3. Оценка внутренних факторов в процессе проектирования организации
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- 4. Масштаб управляемости
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- 5.Факторы, влияющие на эффективность распределение прав и ответственности.
- 6. Департаментация и кооперация
- 7. Характеристика линейно-функциональных структур управления.
- Линейная осу.
- Функциональная осу
- Линейно-функциональная осу.
- 8. Характеристика дивизиональных структур управления.
- Организационных структур управления
- 9. Характеристика матричной структуры управления.
- Тема 3. Системный анализ процесса управления: функции управления
- 1Понятие функции организации как результата разделения управленческого труда.
- 2. Взаимосвязь общих и специальных функций управления.
- 3.Функция, процесс и структура планирования.
- Планирования
- Среда планирования
- 4.Система планов в организации.
- 4.Основные этапы планирования.
- 5. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
- Комплексные методы стратегического анализа: swot,space.
- 6. Основные задачи и компоненты функции организации.
- 7. Этапы проектирования работы: анализ работы, параметры работы, технология выполнения работы, восприятие содержания работы.
- 8. Методы и модели проектирования работы.
- 9. Содержание понятий мотивов и регуляторов поведения.
- Механизм регулирования трудового поведения.
- Трудовое поведение
- 10. Содержание теорий мотивации.
- 11. Основные методы мотивации труда.
- 12.Основные факторы демотивации персонала.
- 1. Нарушение негласного "контракта"
- 2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит
- 3. Игнорирование идей и инициативы
- 4. Отсутствие чувства причастности к компании
- 5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.
- 6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства
- 7.Отсутствие изменений в статусе сотрудника
- 13. Особенности мотивации специалистов, менеджеров.
- 14. Виды контроля.
- 15. Сферы и объекты контроля.
- Анализ внутренней среды предприятия
- Анализ внешней среды
- Анализ инвестиций
- 16. Этапы реализации контроля.
- Информационная сторона контроля
- 17. Принципы и эффективность контроля.
- Требования, предъявляемые к системам контроля
- Типы нормативов, используемых при контроле
- Контроль либерального и авторитарного руководителя