logo
Konspekt_TiG_OsnMen_33__33__33__33__33

1.Характеристика организационной системы по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая)

Модели организаций:

  1. Механистическая (Тейлор, Файоль, М. Вебер)

  2. Естественная организация (Парсонс, Мертон, Этциони). Функциональные организации рассматриваются как объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает субъективное начало

  3. Организация-община (Мэйо). Главный регулятор: принятие в организации нормы поведения

  4. Социотехническая модель (Райтс, Трист). Основана на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства

  5. Интеракционистская (Бернард). Организация рассматривается как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и ценности

  6. Кибернетическая (Бир, Форрестер, Янг). Предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей

  7. Институционльная (Норт). Формы и поведение организации определяются обычаями, традициями, нормами

  8. Конфликтная (Холл). Организация имеет множество противоречивых целей и действует в условиях противоречивых интересов различных членов организации или ее групп

  9. Органическая (Бернс, Сталкер). Общество сравнивается с живым организмом, в котором все части взаимозависимы

  10. Процессная (Богданов). Общество рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций) и разъединений (диссоциаций). Общество не имеет устойчивой структуры

  11. Проблемная (Франчук). Проблемы организации рассматриваются не как препятствия или помехи в ее развитии, а как выражение естественных потребностей и возможностей их реализации

Управляя процессами взаимодействия организации с окружающей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружающей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности положения организации в окружении. Это достигается путем развития ее адаптивности к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду. В зависимости от того, насколько организация адаптивна к изменениям в окружении, выделяется два типа управления организацией: 1) механистический тип управления; 2) органический тип управления.

Механистический тип управления организацией характеризуется набором следующих характеристик:

• консервативная, негибкая структура;

« четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

• сопротивление изменениям;

• власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;

• иерархическая система контроля;

• командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;

• содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

Основополагающие принципы бюрократической системы:

• Обязанности исполняются по правилам. Это позволяет обеспечить унифицированность выполняемых задач, их скоординированность, возможность выполнения большого количества задач с однородностью в продолжении длительного времени независимо от произвольных индивидуальных суждений.

• Четкое рациональное разделение труда, выполнение задач специалистами, что дает возможность осуществлять администрацию на высоком техническом уровне, эффективно, точно и продолжительно.

• Иерархичность уровней управления по должностям и выполняемым задачам, разделение полномочий по вертикали, при котором нижестоящий уровень контролируется вышестоящим. Подобная организация способствует образованию единого рабочего порядка и повышению стабильности организации.

• Документальное оформление команды, что дает возможность ее передачи безошибочно, просто, без лишних слов и четко.

• Осуществление найма на работу и продвижения в должностной иерархии в соответствии с квалификационными требованиями, обеспечение зарплаты и статуса в зависимости от категории, квалификации и стажа. Это обеспечивает работникам защищенность от произвольных снижений ранга и увольнений, что укрепляет в них преданность организации, формирует солидарность и коллективный дух.

• Формальная обезличенность исполнения обязанностей с, повышающая производительность за счет устранения личностных и эмоциональных факторов; поддерживающая справедливость отношений между людьми внутри и вне организации, а также предотвращающая конфликты.

Бюрократическая система управления позволяет решать пробле­му ежедневного усложнения выполняемых задач по качеству и количеству. Техническое превосходство бюрократической адми­нистрации характеризуется точностью, быстротой, четкостью, до­кументальным оформлением, длительным постоянством, осторож­ностью, унифицированностью, строгостью отношений подчинения, предотвращением конфликтов, экономией затрат на людские и материальные ресурсы.

Однако по мнению многих исследователей бюрократия душит организации. Отрицательными чертами бюрократии являются:

• Превращение средства в самоцель, преувеличение значимости правил.

• Упорство в сохранении секретности, недопущение других к своим обязанностям. Как писал Макс Вебер: "Бюрократия не просто является послушной машиной управления для господствующих лиц, а, осуществляя администрацию, сохраняющую полную конфиденциальность своих задач, и тем получая свое превосходство по экспертным знаниям, она может приобретать силы, которые делают бессильными не только парламент, но и даже абсолютного самодержавца".

• Стремление действовать "безупречно" (без ошибок, обезличенное отношение к делу). Это приводит к тому, что фактически решаются только такие задачи, которые можно выполнить "безупречно". Для остальных задач возникает ситуация, характеризуемая следующим:

— для безупречного выполнения задач, которые невозможно выполнить безупречно, начинают ссылаться на различные проблемы и безгранично требовать ресурсы, а в конце концов ничего не делают;

— категорически отказываются от выполнения задач, для которых остается вероятность неудачи;

— все дела начинают безгранично раздуваться;

— нормой поведения становится перестраховка;

— наблюдение "со стороны " за теми, кто выполняет трудное дело.

Иными словами бюрократическая система, при ее применение в отрыве от культурных ситуационных характеристик, оказывается неспособной выполнять новые задачи.

1. Преувеличение значимости стандартизированных правил процедур и норм для обеспечения выполнения сотрудниками свих задач, а также для взаимодействия с клиентами и обществен­ностью.

2. Организация бюрократического типа утрачивает гибкость в условиях изменения факторов внешней среды, так как все возни­кающие проблемы при ее развитии решаются до прецеденту, ис­ходя из существующих правил, процедур и норм, что приводит к не восприятию и сокращению новых возможных альтернатив развития.

3. Замечания по неадекватности обслуживания в организа­ции, имеющей бюрократическую структуру, парируются ссылка­ми на инструкции. Бюрократ всегда защищен своей организаци­ей и не может быть наказан за непринятие решений, адекватных новым условиям ее функционирования.

4. Отсутствие способности спонтанно (по-новому) реагировать на изменения окружающих условий, когда это крайне необходи­мо для эффективной деятельности организации (для ее адапта­ции) в новых условиях.

5. Утрата способности порождать и вводить новые элементы (технологии)в деятельность организации.

Для органического типа управления организацией характерны:

• гибкая структура;

• динамичные, не жестко определенные задачи;

• готовность к изменениям;

• власть базируется на знании и опыте;

• самоконтроль и контроль коллег;

• многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);

• содержанием коммуникаций являются информация и советы.

Каждый из данных типов имеет определенные преимущества. Соответственно каждому из данных типов может быть дано определенное предпочтение в зависимости от характера окружения и уровня неопределенности. В том случае, если окружение динамично, если высок уровень неопределенности, более эффективным является органический тип управления организацией. Если же окружение стабильно и неопределенность находится на низком уровне, предпочтение может быть отдано механистическому типу управления.

Органическая и механистическая структуры представляют две крайности в континууме таких форм. Рациональные структу­ры реальных организаций лежат между ними, обладая признаками, как тех, так и других, в разных соотношениях. Часто бывает, что в крупных организациях различные подразделения имеют различные (механистические и органические) структуры.

Таблица 2

Механистические организации

Органические организации

Характеристики

Узкая специализация работ

Широкая специализация

Работа по правилам

Мало правил и процедур

Четкие права и ответственность

Амбициозная ответственность

Ясность в уровнях иерархии

Уровни управления размыты

Объективная система вознаграждения

Субъективная система вознаграждения

Механистические

Органические

организации

организации

Объективные критерии

Субъективные критерии

отбора кадров

отбора кадров

Отношения формальные

и носят официальный

характер

Отношения неформальные

и носят личностный

характер

Условия

Простое, стабильное

Сложное, нестабильное

окружение

окружение

Цели и задачи стабильны

Цели и задачи

нестабильны

Задачи поддаются делению

Задачи не имеют

четких границ

Задачи простые и ясные

Задачи сложные

Работа измеряема

Работу измерить сложно

Оплата труда мотивирует

Мотивирование

потребностей верхнего

уровня

Власть признается

Авторитет власти

завоевывается

Каждый из данных типов имеет определенные преимущества. Соответственно каждому из данных типов может быть дано определенное предпочтение в зависимости от характера окружения и уровня неопределенности. В том случае, если окружение динамично, если высок уровень неопределенности, более эффективным является органический тип управления организацией. Если же окружение стабильно и неопределенность находится на низком уровне, предпочтение может быть отдано механистическому типу управления.