13. Особенности мотивации специалистов, менеджеров.
Компетентность персонала — это степень профессионального мастерства и квалификации, определяемая знаниями, опытом, навыками, отношением к работе и поведенческими особенностями человека, позволяющими ему успешно решать поставленные перед ним задачи.
Компетенции — это поведенческие модели, которые демонстрируют люди, эффективно выполняя рабочие задачи в организационном контексте.
Понятие «компетентность» отражает конечный результат, свидетельствующий об эффективности работы сотрудника, его способности достигать цели в своей работе. Оценка компетентности сотрудника основана на профессиональных стандартах, его способности справляться с должностными обязанностями. Для того чтобы продемонстрировать компетентность, люди должны проявить свои компетенции — модели поведения, позволяющие им быть компетентными. Таким образом, компетентность обычно характеризуют как способность решать рабочие задачи, а компетенции — как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность.
Существуют следующие виды компетенции:
• функциональная (профессиональная, специальная) — профес сиональные знания, навыки, образование, деловая надежность, способность успешно и безошибочно осуществлять свою долж ностную деятельность и проектировать свое дальнейшее про фессиональное развитие;
* интеллектуальная — способность к аналитическому мышле нию, логике, анализу и синтезу, построению гипотез, владе ние способами личностного самовыражения и саморазвития, способность к научным обоснованиям и творческому решению проблем;
* ситуативная — адаптационная способность действовать в соответствии с ситуацией, выбирая из множества способов поведения наиболее эффективный в данных ситуационных Условиях производства;
• социальная — наличие коммуникативных навыков и способ ностей к бесконфликтному общению, умение сотрудничать поддерживать добрые отношения с людьми, оказывать соци альную и психологическую помощь, эффективно взаимодей ствовать в команде, демонстрировать гибкость и искусство влияния, осуществлять неформальное лидерство. Функциональная и ситуативная компетентности характе ризуют профессионализм и мастерство работника, а интеллек туальная и социальная — его психологический управленческий компонент.
Практическое использование компетенций:
в кадровой политике — способствуют формированию корпо ративной культуры компании и достижению общего видения миссии и целей организации;
при нормировании труда — дают ясное представление о стан дартах успешного выполнения деятельности;
при обучении и развитии персонала — позволяют повысить эффективность обучения и развития сотрудников, ориентируя все обучающие мероприятия на достижение корпоративных стандартов, отраженных в компетенциях;
при отборе персонала — определяют структуру сбора пове денческой информации о кандидатах, в частности позволяют сформулировать критерии отбора в терминах поведения;
при оценке эффективности работы — задают структуру для сбора информации о выполнении работы сотрудником и оценки исполнительского поведения. Кроме того, они структурируют саму процедуру оценочного интервью и обсуждение примеров
. , поведения сотрудника;
• при ассессмент-оценке — составляют основу метода ассес- смент-центра, призванного на основе использования имитаци-
< онных упражнений дать представление о поведении кандидата в рабочих ситуациях;
• при мотивации персонала — позволяют построить эффек- .. тивную систему вознаграждения на основе уровня ценности
сотрудника для компании, основанного на его компетентности. Примеры базисных профессиональных компетенций:
• для главного бухгалтера: образование и квалификация по спе циальности; опыт работы в данной должности (« лет); наличие
тификата аудитора; знание современного бухучета, европейской и американской систем; знание банковского, налогового и валютного законодательства РФ: для секретаря: образование и квалификация по специальности; навыки скоропечатания и стенографии; знание основ делопроизводства; навыки общения и этикета; знание языков; свободное владение компьютерными программами и оргтехникой; организаторские способности;
. для руководителя: стратегическое мышление; организаторские способности; мотивация подчиненных; инициирование подчиненных; навыки эффективных внешних коммуникаций, поддержание репутации и имиджа компании; . для организации: продуктивность и экономический рост; равенство возможностей людей в производстве и пользовании благами, вознаграждении (равенство шансов); мотивация и контроль персонала; перспективность развития, устойчивые долгосрочные стратегии; обучение и развитие персонала. Для организации управление компетенцией является процессом направления усилий персонала компании на воспроизводство и развитие внутренних конкурентных преимуществ, таких, как внутренняя система управления знаниями, наличие сильной организационной культуры, развитие и профессиональный рост сотрудников, их приверженность организации, использование передовых технологий, изобретений и открытий и т.п.
Основу управления компетенцией на уровне личности составляет сравнение компетенций работника с требованиями должности, которую он занимает. Определение необходимых для данной должности компетенций является реальным механизмом отбора персонала в соответствии с организационной культурой, средством укрепления основополагающих элементов культуры.
На основе этого определяются основные поведенческие характеристики, которые составят основу анкеты или интервью, а затем послужат основой шкалы оценки по компетенциям. Приведем пример определения характеристик для компетенции «достижение Результата», разработанной в компании 5сЬепп^-Р1ои§И{.
Высокоэффективная компетенция является стандартом наилуч-ег° исполнения и подразумевает образцовую работу. Сотрудник,
Для оценки компетентности можно использовать такую градацию: негативный уровень, уровень понимания, базовый, сильный и лидерский уровни. Например, такая компетенция, как ориентированность на качество, по этой градации может оцениваться таким образом:
« негативный уровень: постоянно допускают ошибки, затягивают сроки, нарушают требования по качеству, не пытаются исправить ситуацию;
уровень понимания: допускают минимум ошибок и работают над совершенствованием качества;
базовый уровень: все производится без сбоев по качеству;
сильный уровень: рабочий процесс заранее планируется и орга низуется, чтобы предотвратить возможные ошибки и срывы;
лидерский уровень: не только сами соответствуют компетенции, но и способны стимулировать развитие аналогичных навыков и установок у подчиненных.
Суть оценки состоит в следующем: эксперты оценивают в баллах каждую ключевую составляющую компетенции и определяют ее фактический уровень. Если компетенция находится на негативном уровне, работник некомпетентен.
Уровень понимания — это уровень ограниченной компетентности, которая может быть развита в дальнейшем; базовый Уровень определяет надежность работника в стандартных производственных ситуациях, а сильный уровень — надежность и в экстраординарных ситуациях. Лидерский уровень предполагает способность транслировать и продвигать данную компетенцию глубь организации, добиваясь развития аналогичных навыков У подчиненных.
Механизм, увязывающий денежное вознаграждение сотруд-Ка с его компетенциями, позволяет наиболее удачно сочетать
рост продуктивности деятельности работника с достижением оптимума его мотивации, поскольку учитывает и особенности данного вида деятельности (через требуемые компетенции) и особенности самого работника (через сравнение его способностей и компетенций с требуемым уровнем). Методы оценки мотивирующих факторов:
включенное наблюдение: менеджер, используя эмпатию (способность эмоционально отзываться на переживания других людей), наблюдательность, умение понимать и правильно тракто вать паттерны (поведенческие образцы), которые демонстрирует сотрудник, получает информацию, наблюдая и интерпретируя действия сотрудников;
тесты и опросники: с их помощью исследователь получает индивидуальный или групповой мотивационный профиль — схему, изображающую структуру мотивирующих факторов;
мотивационная беседа: один из вариантов глубинного интервью, позволяющий выявить факторы, мотивирующие собе седника. Требует хорошего знания навыков психодиагностики, умения выстраивать вопросы в нужной последовательности;
мотивационный семинар: комплексная методика, включа ющая многие другие инструменты — интервью, опросы, упраж нения и ролевые игры.
Многочисленные исследования выявили, что существует положительная взаимосвязь удовлетворенности трудом и производительности труда. В целом коэффициент корреляции невелик — 0,14, но эта взаимосвязь становится более заметной, если служащего не вынуждают работать или не подвергают постоянному контролю, а предоставляют ему свободу действий и принятия решений. Коэффициент возрастает также при продвижении
от пр°стых работ к работам более сложным, предназначенным для высококвалифицированных специалистов и управляющих. Высокая удовлетворенность трудом отмечается у сотрудников, занимающихся интересной работой, которая предоставляет возможность проявить инициативу, заслужить уважение, работать в дружном коллективе. Это, как правило, мужчины и женщины молодого возраста, имеющие высшее образование, высокую зарплату, испытывающие большую потребность в повышении квалификации и пользующиеся поддержкой директора.
Компенсационная политика — это система внешних вознаграждений наемного работника за результаты его труда в организации.
Определение основных направлений компенсационной политики компании базируется на предварительной диагностике трудовой мотивации персонала, его целей и ценностей, удовлетворенности трудом. При этом необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на компенсационную политику
Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Компенсационный пакет включает как финансовые, так и нефинансовые выплаты, как связанные, так и не связанные с отработанным временем или объемом работ. Соотношение основных элементов компенсационного пакета приведено в табл. 5.2.
Эффективность влияния компенсационной системы обычно несложно выявить с помощью тестов, бесед и иного психологического инструментария. Однако следует помнить, что к размеру своей заработной платы человек привыкает через 3—4 месяца
а затем начинает ожидать других мотиваторов, к которым, в свою очередь, привыкает в среднем за год. Поэтому следует разнообразить формы дополнительных вознаграждений для повышения эффективности мотивационной работы.
Существует ряд важнейших правил, на которых должна бази роваться система вознаграждения персонала любой компании (рис. 5.2).
( Кроме того, система исчисления компенсационного пакета должна быть понятна работнику, он должен ясно осознавать, за что получает вознаграждение и как его можно повысить. Согласно исследованиям деньги играют роль очень важного мотиватора, когда человек выбирает работу или переходит в другую компанию, однако эта роль ослабевает, когда он уже работает. Практика показывает, что в последние годы не всякое повышение заработка заставляет специалиста менять работу: люди предпочитают строить свое благополучие в рамках долгосрочной перспективы.
Базовая заработная плата — это гарантированная компенсация работнику за его труд в компании, т.е. вознаграждение за исполнение должностных обязанностей на своем рабочем месте, объем и качество которых соответствуют должностным инструкциям или иным нормам и регламентам компании.
Разработка базовой заработной платы включает в себя несколько этапов:
описание и анализ рабочих мест (должностей);
классификация рабочих мест (должностей) по заданной сис теме ценностей;
тарификация рабочих мест (должностей) и определение раз рядов по оплате;
установление базовых окладов, надбавок и доплат.
На этапе описания и анализа рабочих мест формируется представление о функциях отдельных подразделений и должностей (рабочих мест), которое фиксируется в соответствующих документах. Информационные блоки, на основе которых разрабатываются вопросы, включаемые в соответствующие вопросники для проведения анализа работ, следующие:
название работы и подразделения;
название должности;
должность персонала, находящегося в подчинении у работ ника;
главная цель работы;
перечень основных задач и обязанностей работника;
основные показатели работы — производительность, торговый оборот, количество персонала и т.п.;
сведения об использовании специального оборудования или станков;
особые обстоятельства: неудобные часы работы, командировки, опасные условия работы и т.п.;
. требуемое образование и профессиональная квалификация;
. необходимость дополнительного обучения;
. требуемый опыт — минимальный и желательный;
. особые навыки и способности.
На основе обработки результатов опросов, проведенных по
данным блокам, разрабатываются должностные инструкции
и положения о подразделениях компании.
На этапе классификации рабочих мест производится ранжирование по обобщенному критерию внутрифирменной ценности
должности:
. иерархическое ранжирование должностей в порядке их значимости и сложности (от наиболее простой к сложной);
группировка проранжированных должностей по категориям (обслуживающий персонал, менеджеры, специалисты и т.п.);
присваивание каждой должности разряда по оплате. Используется также балльный метод:
выделение ключевых факторов оценки должности — сложности, ответственности, рискованности, напряженности и т.п.;
балльная оценка каждого фактора (работа экспертов);
выставление баллов каждой должности по каждому фактору и их суммирование; в зависимости от суммы баллов — ран жирование должностей.
После того как тем или иным способом было проведено ранжирование должностей, наступает этап тарификации. Тарифная система является инструментом осуществления дифференциации заработной платы работников различных должностей и категорий. В государственных бюджетных организациях тарификация производится на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ст. 143 ТК РФ), предусматривающих при разработке тарифных сеток оценку сложности труда (сложности технологических процессов, орудий труда, предметов труда, широты комплекса выполняемых работ и самостоятельности работника в процессе их выполнения). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной отрасли содержит 18 разрядов (отражающих сложность труда и квалификацию работника) и соответствующие каждому разряду тарифные коэффициенты, показывающие отношение каждого из разрядов к первому, принятому за единицу.
Премиальная система
Премирование является материальным мотиватором. В отличие от базовой зарплаты, мотивирующей индивидуальные результаты труда, занятость, сложность и ответственность труда работника,
премиальная система стимулирует вклад сотрудника в коллективные результаты и достижений, в выполнение миссии компании и ее целей. При этом показатели системы премирования должны быть достаточно просты и понятны работникам, а размеры — экономически обоснованны.
Основными элементами премиальной системы являются категории премирования, показатели премирования, условия премирования, источники премирования.
Категории премирования ~ группы персонала, которые могут совпадать с классификацией персонала на основной и вспомогательный или быть иными, например классифицированными по убыванию диапазона премирования:
руководители, и в первую очередь руководители ключевых подразделений, от которых зависит основной бизнес-результат;
сотрудники-профессионалы, создающие основной бизнес- результат;
сотрудники, помогающие создавать основной бизнес-ре зультат;
сотрудники, не влияющее на бизнес-процессы компании (или влияющие опосредованно), — курьеры, водители, уборщицы и т.п.
В одной из компаний выделяют категории сотрудников, имеющих одинаковые схемы выплат премий:
менеджеры: топ-менеджеры и линейные менеджеры;
группа .ус/еу-сотрудников или продавцов, которые ищут кли ентов и взаимодействуют с уже имеющимися клиентами;
группа сотрудников/тп(-/те, которые общаются с клиентами непосредственно, — курьерЯ, оформители заказов по теле фону, агенты компании, таможенные декларанты и пр.
группа сотрудников Ьас/с-Ипе, или зирроН, или работники офиса — бухгалтеры, сотрудники отдела персонала, секретари, администраторы, водители.
Выделение категорий премирования — достаточно индивидуальный для каждой компании процесс, призванный обеспечить максимальную эффективность процесса премирования.
Основу расчета премий для менеджеров могут составлять финансовые показатели прибыльности и успешности компании, окупаемости при инвестициях, экономии сырья и материалов, снижения трудоемкости продукции, повышения ее качества, удержания на определенном уровне зарплат и т.п. Эти показатели могут формировать до 60% премии.
В современных условиях оказывается недостаточным стимулировать производительность труда, удовлетворяя только потребности работника в питании, жилище и одежде. Эти потребности на достаточно высоком уровне их удовлетворения теряют для работника первоочередное значение, отходят как бы на второй план, становясь чем-то само собой разумеющимся. Особую роль начинает играть социальная подсистема организации, включающая в себя совокупность межгрупповых и межличностных отношений, складывающихся в связи с трудовой деятельностью. В любой организации с той или иной степенью полноты представлены такие компоненты социальной структуры, как классовые, половозрастные, этнические, территориальные, профессионально-квалификационные и иные социальные группы и слои. Характеризующиеся общностью основных интересов и целевых ориентации группы, тем не менее, вырабатывают в своей среде некоторые особые нормы поведения и механизмы регулирования. Благодаря этому группы способны выступать в качестве средств социального контроля и оказывать существенное воздействие на поведение работников. Они закрепляют определенные ориентации, внушают установки, влияют на мотивацию поведения. Задача управления заключается в том, чтобы, с одной стороны, оптимально соединить в рабочем коллективе людей с различными качествами и особенностями, а с другой стороны, назначить руководителя, качества которого соответствуют особенностям данного коллектива и целям развития компании. Для успешного осуществления первой задачи наиболее полезным для менеджера представляется изучение следующих потребностей: потребности в общений, привязанности, поддержке, уважении, самовыражении, национальной гордости; хорошего продвижения по служебной лестнице, успеха и т.п. Вторая задача добавляет к этому перечню потребности в авторитете,
власти, достижении цели, компетентности, риске, самоутверждении. В соответствии с этими направлениями в компании разрабатывается социальный пакет — дополнительные социальные льготы и выплаты персоналу сверх предусмотренных ТК РФ. Он включает как мотиваторы, требующие инвестиций компании (бенефиты), так и мотиваторы, не требующие таковых. В зависимости от компании распределение тех или иных социальных выплат и льгот производится адресно, в зависимости от трудового вклада или уровня должности, или безадресно, независимо от вклада и должности.
Бенефиционная система требует инвестиций компании. В ней выделяют мотиваторы, не зависящие от трудового вклада или грейда должности, — группа А и зависящие от них, — группа Б.
Группа А:
\. Организация питания сотрудников за счет средств компании.
Медицинская страховка и медицинское обслуживание, стоматологические платы.
Оплата больничных листков, отпусков, соцстраховских путевок (в соответствии с российским законодательством).
Оплата командировочных расходов для сотрудников, работа которых связана с разъездами.
Оплата единых проездных билетов или компенсация на покупку бензина при собственном автомобиле.
Предоставление спецодежды на рабочих местах.
Мероприятия по повышению культуры труда, модерниза ции основных средств, совершенствованию условий труда, эсте тики рабочего места, качества компьютерного и канцелярского оборудования и т.п.
Программы гибких графиков работы (гибкий рабочий день, неделя, год).
Программы спортивных, культурных, туристических меро приятий, банкеты и т.п.
10. Программы развития карьеры, профессионального и ква лификационного роста персонала по принципу «равенства шан сов» (обучение, наставничество, консультирование).
,' 11. Пенсионные корпоративные программы.
Группа Б:
1. Программы кредитования, субсидий, скидок, гибких социальных выплат и льгот.
Предоставление персонального кабинета, мобильного телефона, автомобиля, секретаря и т.п.
Учеба за счет компании (второе высшее, МВА).
Продажа амортизированного ценного оборудования (ком пьютер, автомобиль, яхта) по льготным ценам.
Индивидуальные программы страхования работника и чле нов его семьи.
Обучение смежным профессиям.
Опционы на акции компании.
Программы помощи работникам, употребляющим алко голь, носителям вируса СПИД, ставшими инвалидами или приоб ретшими профессиональное заболевание на работе, ветеранам.
Программы участия в успехе.
Для топ-менеджеров система трех- или пятигодичных контрактов с выплатой значительных бонусов в конце срока.
Помимо бенефитов немаловажную роль играют нематериальные мотиваторы, не требующие инвестиций компании, но оказывающие огромное влияние на социально-психологический климат в коллективе:
признание заслуг работника в виде похвалы, благодарности, объявленных во всеуслышание;
поздравления со знаменательными датами, корпоративные праздники и вечеринки, которые способствуют сплоченности кол лектива и укреплению организационной культуры;
организация торжественной процедуры знакомства вновь принятого работника с компанией и сотрудниками;
витрина почета, на которой указываются результаты ра боты и фамилии лучших работников;
присвоение званий «лучший менеджер компании», «лучший продавец», «лучший по профессии» и т.д.
Самые значимые методы нефинансовой мотивации в работе компаний:
продвижение — люди придают большое значение предлагаемым возможностям продвижения и развития карьеры;
автономия — собственная автономия, т.е. возможность по грузиться в работу;
корректное отношение к персоналу — зачастую грубое отноше ние к персоналу объясняется тем, что менеджеры сами нахо дятся в состоянии постоянного стресса и напряжения;
доверие работодателя',
« окружение — комфортная рабочая обстановка может помочь решению многих проблем, связанных со стрессом. Если работа очень напряженная, то отсутствие комфортного рабочего места и окружения может оказать значительное негативное воздействие на эффективность работы;
знакомство с руководством компании — многим сотрудникам важно быть знакомым с руководством своей компании, иметь возможность при необходимости обратиться к ним за советом;
одобрение действий работников, когда есть за что хоть немного похвалить, — это занимает мало времени, а оказывает огром ную эмоциональную поддержку тому, кого хвалят;
поддержка — сотрудникам необходимо знать, что есть человек, к которому они могут обратиться за советом;
атмосфера брошенного вызова — людям нравится, когда именно от них зависит результат. Они верят, что их знания и навыки позволят им получить хороший результат, ощущение личного участия в борьбе заряжает энергией;
чувство доверия к себе — человек больше доверяет тому, кто проявляет встречное доверие, поэтому доверие со стороны начальника имеет очень большое значение;
ощущение, что компания-работодатель надежна, — люди хотят гордиться своей работой и компанией, на которую они работают;
чувство, что занимаемая должность очень важна компании, — каждый сотрудник независимо от уровня занимаемой должнос ти в корпоративной иерархии хочет чувствовать себя значимым для компании. И нет другого способа дать почувствовать это человеку, как поручать ему действительно важные задания;
равновесие между профессиональной и личной жизнью — сотруд- ники знают, что им нужно хорошо трудиться, но тот рабо тодатель, который уделяет внимание созданию равновесия между профессиональной и личной жизнью своих сотрудни ков, всегда оказывается в большем выигрыше, нежели тот, кто этого не делает.
Эффективной формой использования социального пакета в компании является система «социального кафетерия», предоставляющая работнику право самому определять (в определенных границах) тот набор программ, который в данный момент для него актуальнее, т.е. мотивирует его в наибольшей степени. Такой набор может быть следующим:
Системы «участия» являются одним из важнейших мотиваци-онных механизмов, используемых современными руководителями Для повышения заинтересованности работников в результатах своего труда. Это системы вознаграждения за труд, цель которых — усилить внутреннюю мотивацию и заинтересованность работников в трудовом процессе, т.е. производственную демократию
Практика показывает, что большинство рядовых работников организации неохотно участвуют в специально создаваемых в структуре управления консультативных комитетах, комитетах по разработке проектов, кружках качества и т.п. Многие менеджеры объясняют этот факт нежеланием человека что-либо изменять в своей работе и жизни. На наш взгляд, основная причина — плохо продуманная и неудачно построенная система участия. Зачастую внедренные структуры участия не оказывают серьезного влияния на принятие решений в организации и просто игнорируются администрацией.
Идея участия работников в управлении часто противоречит иерархической системе организации. Отношения между трудом и управлением рассматриваются в ней часто как противостоящие друг другу. Такая система предусматривает не дискуссии с руководителем при решении задач, а беспрекословное подчинение ему. Участие работников в управлении создает угрозу для руководителей среднего звена, так как подрывает их авторитет.
В разных странах существуют различные системы участия в капитале, в собственности.
Наиболее распространенными формами такого участия являются покупка акций своей компании работником или выплата акций (наделение акциями) предпринимателем по итогам деятельности работника, опционы на акции.
Участие в капитале является формой долгосрочного вознаграждения работника, тесно увязывающей его жизненные интересы с интересами компании.
Во Франции, например, участие трудящихся в акционерной собственности реализуется через планы накопления денежных средств, планы опционов, планы участия в акциях. Классический опцион предоставляет работникам право выкупа акций компании по фиксированной цене, обычно гораздо ниже рыночной. Став владельцем акций компании, работник проявляет заинтересованность в росте рыночного курса этих акций, а следовательно, в улучшении дея-тельности компании.
В России зарубежный опыт участия в капитале находит ограниченное применение. Это объясняется тем, что в условиях отсутствия или малого размера дивидендов мелкие пакеты не интересуют сотрудников, а передача им пакета, близкого к контрольному,
компании определяет премиальный фонд, который впоследствии распределяется между сотрудниками. При этом критерии распределения могут быть различными. Японские компании предпочитают выплачивать одинаковое вознаграждение всем своим сотрудникам независимо от величины базовых окладов. Американские и западно-европейские организации, наоборот, увязывают величину премии с ролью сотрудника в организации и величиной постоянной заработной платы.
Отложенные выплаты — это вознаграждение, на использование которого наложено ограничение, чаще всего временное, и которое применяется как форма закрепления наиболее квалифицированных специалистов.
Участие в здоровье персонала предусматривает разработку организацией следующих программ и планов:
медицинских планов (прикрепление к медицинским учрежде ниям, оплата медицинских страховок для работника и членов его семьи);
программ помощи работникам, имеющим пристрастие к алко голю, наркотикам, курению, иные вредные привычки;
программ помощи носителям вируса СПИДа, благотворитель ных программ;
программ помощи работникам, столкнувшимся с семейными неурядицами, жестоким обращением в семье;
программ помощи сотрудникам, имеющим психические от клонения, проблемы общения на работе (работа психологов, организация кабинетов психологической разгрузки и реаби литации);
программ помощи физически неполноценным сотрудникам, инвалидам;
медицинских программ борьбы с профессиональными забо леваниями и травматизмом на рабочем месте;
программ культурно-массовых оздоровительных мероприятий, графиков проведения «дней здоровья» в коллективе.
Мотивация персонала различных организационных культур:
• иерархическая: контроль и мониторинг процессов и показате лей, строгая отчетность, вознаграждение не индивидуализи ровано по результатам деятельности. Наказания за нарушение
- регламентов и поощрения за их соблюдение. Оценка руководителем деятельности подчиненных. Аудит охраны здоровья и безопасности труда. Долговременный наем;
клановая: программы участия в управлении и доходах, деле гирование полномочий, премирование по результатам ра боты бригады. Социальный пакет по принципу «кафетерия», моральное стимулирование, мониторинг удовлетворенности трудом, рост карьеры. Оценка по принципу «360°», оценка подчиненными деятельности руководителя;
рыночная: управление по целям, вознаграждение за конкрет ные результаты работ. Премирование по результатам работы организации, подразделения и работника. Акции и опционы на их покупку. Внедрение системы менеджмента всеобщего качества. Оценка потребителем работы персонала. Система комиссионных, участие в прибыли;
• адхократическая: управление по целям, проектам и задани ям, трансформирующимся в зависимости от внешних обсто ятельств. Поощрение личной инициативы, премирование индивидуальных достижений. Регулярное повышение ква лификации и обучение персонала по базисным принципам организационного новаторства. Премии за выполненную идею, подарки, фирменные знаки отличия лучших работников.
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1.1 Менеджмент как наука. Эволюция управленческой мысли: направления, школы менеджмента.
- 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента: взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса.
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – систематизация научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – период систематизации научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 2. Менеджмент как наука и практика управления.
- 3.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления.
- 4. Эволюция менеджмента с точки зрения различных школ: научная, административная, школа человеческих отношения и поведенческих наук.
- (Для информации)
- 5. Содержание и этапы процессного подхода. Ситуационный подход
- 1900 1950 2000 Настоящее время
- 6. Сущность системного подхода.
- 7. Концепция ситуационного управления.
- 8. Задачи прагматической школы
- 9. Концепции социальной школы, развитие социальной ответственности.
- 1.2 Коммуникации в управлении организацией
- 1. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса.
- 2. Виды коммуникаций в организации.
- 3. Критерии эффективности коммуникационного процесса в организации
- Тема 2. Системный анализ объекта управления
- 2.1 Организация как объект управления
- 1. Характеристика и основные элементы организации как системы.
- 2. Жизненные циклы организации.
- 3. Виды организаций: формальные и неформальные.
- 4. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
- 5. Роли менеджеров.
- 2.2 Внутренняя среда организации
- 1.Характеристика организационной системы по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая)
- 2. Характеристика организационной системы по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистская).
- 3. Система управления организацией и её основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно- поведенческая, подсистема саморазвития.
- 4. Понятие метода в менеджменте
- 5. Организационно-распорядительные методы менеджмента.
- 6. Экономические методы менеджмента.
- Социально-психологические методы менеджмента
- 2.3 Организационные структуры управления
- 1. Общая характеристика организационных структур предприятия
- 2.Влияние внешних факторов в процессе проектирования организации.
- 3. Оценка внутренних факторов в процессе проектирования организации
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- 4. Масштаб управляемости
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- 5.Факторы, влияющие на эффективность распределение прав и ответственности.
- 6. Департаментация и кооперация
- 7. Характеристика линейно-функциональных структур управления.
- Линейная осу.
- Функциональная осу
- Линейно-функциональная осу.
- 8. Характеристика дивизиональных структур управления.
- Организационных структур управления
- 9. Характеристика матричной структуры управления.
- Тема 3. Системный анализ процесса управления: функции управления
- 1Понятие функции организации как результата разделения управленческого труда.
- 2. Взаимосвязь общих и специальных функций управления.
- 3.Функция, процесс и структура планирования.
- Планирования
- Среда планирования
- 4.Система планов в организации.
- 4.Основные этапы планирования.
- 5. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
- Комплексные методы стратегического анализа: swot,space.
- 6. Основные задачи и компоненты функции организации.
- 7. Этапы проектирования работы: анализ работы, параметры работы, технология выполнения работы, восприятие содержания работы.
- 8. Методы и модели проектирования работы.
- 9. Содержание понятий мотивов и регуляторов поведения.
- Механизм регулирования трудового поведения.
- Трудовое поведение
- 10. Содержание теорий мотивации.
- 11. Основные методы мотивации труда.
- 12.Основные факторы демотивации персонала.
- 1. Нарушение негласного "контракта"
- 2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит
- 3. Игнорирование идей и инициативы
- 4. Отсутствие чувства причастности к компании
- 5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.
- 6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства
- 7.Отсутствие изменений в статусе сотрудника
- 13. Особенности мотивации специалистов, менеджеров.
- 14. Виды контроля.
- 15. Сферы и объекты контроля.
- Анализ внутренней среды предприятия
- Анализ внешней среды
- Анализ инвестиций
- 16. Этапы реализации контроля.
- Информационная сторона контроля
- 17. Принципы и эффективность контроля.
- Требования, предъявляемые к системам контроля
- Типы нормативов, используемых при контроле
- Контроль либерального и авторитарного руководителя