logo
Konspekt_TiG_OsnMen_33__33__33__33__33

7. Концепция ситуационного управления.

Ситуационный подход к менеджменту возник в 60-х гг. XX века в дополнение к системному. Практическое применение системного подхода показало, что существует множество факторов и ситуаций, влияющих на систему и ее элементы. Учесть их все не только трудно, но практически невозможно. Попытки рассмотреть влияние многих факторов увеличивают сроки принятия и реализации управленческих решений, что ведет к запаздыванию управляющих воздействий. Кроме того, к цели ведет не один, а множество путей.

В ситуационном подходе главным признается требование анализа ситуации, определяющего главные и второстепенные факторы.

Разработан в конце 60-х годов, развитие в конце 70-х годов.

Внес вклад в развитие теории организации управления. Центральный момент в подходе- ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних факторов по отношению к организации в целом.

Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией.

Способ мышления о проблемах организации и их решение.

Суть: В каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях организации и между ними.

Для достижения одинаковых целей можно использовать разные методы. Основоположник Фидлер. По его мнению, поскольку руководитель изменять себя и свой стиль управления, как правило, не может, его нужно помещать в те условия, где он сможет лучшим образом себя проявить. В условиях, когда задачи управления чётко сформулированы, то должностные полномочия значительны, а отношения с подчиненными становятся благоприятными. В случае, когда условия менее благоприятны, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль – ориентированный на поддержание человеческих отношений, подходит в умеренно благоприятных ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчинёнными.

Вариантом ситуационного подхода является модель «путь-цель», разработанная Митчеллом и Хаусом. Руководитель может побуждать подчинённого к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей, поэтому основная задача руководителя состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы, устранить помехи и оказать необходимую поддержку.

Пригодность и эффективность использования различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход устанавливает, что пригодность различных концепции, методов, форм управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход не отрицает системного. Ситуационный подход только дополняет системный, признавая, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Центральным элементом ситуационного подхода является ситуация. Ситуация — система обстоятельств, условий и факторов, влияющих на организацию в данное конкретное время. Согласно ситуационному подходу главная задача менеджера правильно анализировать и интерпретировать ситуацию. Ситуационный подход пытается увязать конкретные методы, формы и концепции менеджмента с конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Для овладения ситуационным подходом и его практическим использованием руководитель должен:

- знать средства профессионального управления, доказавшие свою эффективность, т.е. процесс управления, системный анализ, концепции, формы, инструменты, методы менеджмента и др.;

- уметь предвидеть последствия как положительные, так и отрицательные, концепций, форм, инструментов, методов, методик менеджмента, т.к. все они имеют как сильные, так и слабые стороны при практическом использовании в конкретных ситуациях;

- уметь правильно анализировать и интерпретировать ситуацию, т.е. определять, какие факторы наиболее важны, какой эффект получится в результате управляющего воздействия в конкретной ситуации;

- уметь увязать конкретные приемы, формы и методы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным путем.

Методология системного подхода с точки зрения руководителя:

  1. Понимание конкретного процесса управления, группового и индивидуального поведения, задач и содержания системного анализа методов планирования и контроля включая количественные методы принятия решений.

  2. Умение предвидеть вероятные последствия ( +,-) принимаемых решений в конкретной ситуации на базе оценки сильных и слабых сторон используемые в управленческих концепциях и методике.

  3. Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации направленные на определенные важные факторы и вероятный эффект.

  4. Умение увязать конкретные приемы принятия решений.

Ключевым элементом ситуационного подхода и алгоритма действия руководителя является правильная интерпретация конкретной ситуации, определение соответствующих ситуационных факторов и их влияние на успех или неудачу организации.