6. Сущность системного подхода.
Концепция общей теории систем впервые сформулирована известным австрийским биологом Людвигом фон Берталанфи, который в 50-х гг. XX в. организовал центр системных исследований в Канаде и пытался найти общее, присущее любым сложным системам биологической и общественной природы.
Ныне понятия "теория систем", "системный подход", "системный анализ" прочно вошли в терминологию современного менеджмента. Эти понятия нетождественны, хотя часто их не разграничивают.
Система – упорядочення совокупность элементов, обладающая организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять ряд функций, которые не могут выполнять отдельные её элементы.
Теория систем — это междисциплинарная область научных исследований, в задачи которой входит: разработка обобщенных моделей систем; формирование логико-методологического аппарата описания функционирования и поведения системных объектов; создание обобщенных теорий систем разного типа, их поведения, строения и развития.
Она изучает абстрактные системы, призвана способствовать выработке правильного метода прогнозирования их поведения, является фундаментом научных исследований. Ее главная цель—создание направляющей основы проведения научных исследований различных объектов.
Для характеристики любой системы выделяют:
Элементы
Уровни организации
Структуру (взаимосвязь между её элементами)
Функции
Применение системного подхода в менеджменте позволило сформулировать универсальные понятия и методы исследования объектов с учетом их внутреннего многообразия, целостности, органической взаимосвязи их элементов и внешней среды, а также разработать методологию стратегического управления. В русле системного подхода в 60-80 гг (по н.вр.) развилась концепция организационного поведения.
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1.1 Менеджмент как наука. Эволюция управленческой мысли: направления, школы менеджмента.
- 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента: взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса.
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – систематизация научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – период систематизации научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 2. Менеджмент как наука и практика управления.
- 3.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления.
- 4. Эволюция менеджмента с точки зрения различных школ: научная, административная, школа человеческих отношения и поведенческих наук.
- (Для информации)
- 5. Содержание и этапы процессного подхода. Ситуационный подход
- 1900 1950 2000 Настоящее время
- 6. Сущность системного подхода.
- 7. Концепция ситуационного управления.
- 8. Задачи прагматической школы
- 9. Концепции социальной школы, развитие социальной ответственности.
- 1.2 Коммуникации в управлении организацией
- 1. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса.
- 2. Виды коммуникаций в организации.
- 3. Критерии эффективности коммуникационного процесса в организации
- Тема 2. Системный анализ объекта управления
- 2.1 Организация как объект управления
- 1. Характеристика и основные элементы организации как системы.
- 2. Жизненные циклы организации.
- 3. Виды организаций: формальные и неформальные.
- 4. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
- 5. Роли менеджеров.
- 2.2 Внутренняя среда организации
- 1.Характеристика организационной системы по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая)
- 2. Характеристика организационной системы по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистская).
- 3. Система управления организацией и её основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно- поведенческая, подсистема саморазвития.
- 4. Понятие метода в менеджменте
- 5. Организационно-распорядительные методы менеджмента.
- 6. Экономические методы менеджмента.
- Социально-психологические методы менеджмента
- 2.3 Организационные структуры управления
- 1. Общая характеристика организационных структур предприятия
- 2.Влияние внешних факторов в процессе проектирования организации.
- 3. Оценка внутренних факторов в процессе проектирования организации
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- 4. Масштаб управляемости
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- 5.Факторы, влияющие на эффективность распределение прав и ответственности.
- 6. Департаментация и кооперация
- 7. Характеристика линейно-функциональных структур управления.
- Линейная осу.
- Функциональная осу
- Линейно-функциональная осу.
- 8. Характеристика дивизиональных структур управления.
- Организационных структур управления
- 9. Характеристика матричной структуры управления.
- Тема 3. Системный анализ процесса управления: функции управления
- 1Понятие функции организации как результата разделения управленческого труда.
- 2. Взаимосвязь общих и специальных функций управления.
- 3.Функция, процесс и структура планирования.
- Планирования
- Среда планирования
- 4.Система планов в организации.
- 4.Основные этапы планирования.
- 5. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
- Комплексные методы стратегического анализа: swot,space.
- 6. Основные задачи и компоненты функции организации.
- 7. Этапы проектирования работы: анализ работы, параметры работы, технология выполнения работы, восприятие содержания работы.
- 8. Методы и модели проектирования работы.
- 9. Содержание понятий мотивов и регуляторов поведения.
- Механизм регулирования трудового поведения.
- Трудовое поведение
- 10. Содержание теорий мотивации.
- 11. Основные методы мотивации труда.
- 12.Основные факторы демотивации персонала.
- 1. Нарушение негласного "контракта"
- 2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит
- 3. Игнорирование идей и инициативы
- 4. Отсутствие чувства причастности к компании
- 5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.
- 6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства
- 7.Отсутствие изменений в статусе сотрудника
- 13. Особенности мотивации специалистов, менеджеров.
- 14. Виды контроля.
- 15. Сферы и объекты контроля.
- Анализ внутренней среды предприятия
- Анализ внешней среды
- Анализ инвестиций
- 16. Этапы реализации контроля.
- Информационная сторона контроля
- 17. Принципы и эффективность контроля.
- Требования, предъявляемые к системам контроля
- Типы нормативов, используемых при контроле
- Контроль либерального и авторитарного руководителя