6. Экономические методы менеджмента.
Экономические методы менеджмента – это способы воздействия, которые посредствам создания экономических условий побуждают работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Они воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйствования и работников. Реализуются с помощью совокупности экономических рычагов, посредствам которых достигается поставленная цель.
Наибольшее воздействие на отношение человека и коллектива к труду оказывают экономические методы руководства.
В случае использования экономических методов управления менеджер распоряжается в пределах предоставленных полномочий материальными ресурсами, полученными доходом и прибылью, заработной платой, тем самым, реализуя свои экономические интересы.
Отличительными особенностями этих методов являются косвенный характер воздействия и возможность количественного соизмерения, т.е. выбора конкретных рычагов и средств на основе проведенного анализа. Экономические методы основаны на принципах экономического расчёта. Эта из особенность нашла отражение в соответствующей классификации. Так, по субъектам экономического расчёта выделяют две группы комплексных экономических методов: экономический расчёт государства (государственное экономическое регулирование) и экономический расчёт предприятия. Экономический расчёт предприятия в настоящее время осуществляется в двух формах – бюджетный расчёт и коммерческий расчёт. Коммерческий расчёт осуществляется с помощью следующих рычагов воздействия: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование и др.
Среди экономических методов менеджмента принадлежит экономической мотивации работников и коллективов. Основное требование – индивидуальный подход с точки зрения конечных результатов труда. Экономическая мотивация включает: прямое материальное вознаграждение (заработная плата, премии, участие в прибылях и др.), дополнительные выплаты (субсидии на питание, помощь в оплате образования, скидки при покупке товаров своего предприятия, возможность использовать оборудование фирмы в личных целях и др.), штрафы (это материальная ответственность работников за некачественно выполненную работу).
Экономические методы управления основаны на познании и использовании объективных экономических законов, а также на использовании экономических интересов трудовых коллективов и отдельных работников.
Отличие: воздействие через экономический интерес.
Группу экономических методов управления составляют планирование, бюджетный метод, хозяйственный расчет, самофинансирование и ценообразование, оплата труда
Коммерческий расчет.
А) Хозяйственный расчет является одним из важных экономических методов руководства деятельностью коллектива предприятия. К числу основных принципов хозяйственного расчета относятся:
закрепление за коллективами отдельных подразделений предприятия необходимых средств производства;
предоставление коллективу каждого подразделения определенной самостоятельности в осуществлении своей текущей деятельности;
установление внутренних расчетных цен;:
систематическое подведение итогов хозрасчетной деятельности каждого подразделения предприятия;
материальная ответственность хозрасчетного подразделения за результаты своей деятельности;
материальное поощрение работников данного подразделения за достигнутые им результаты хозрасчетной деятельности.
Правильно организованный хозяйственный расчет способствует выявлению и более полному использованию внутренних резервов производства, укреплению трудовой и производственной дисциплины, повышению ответственности каждого работника за порученное дело. При этом наилучшие результаты достигаются тогда, когда основные принципы хозрасчета используются в работе коллективов всех подразделений и служб предприятия, т.е. при полном хозрасчете.
Б) Внутрипроизводственный хозрасчет. Он базируется на установлении определенной системы планируемых показателей. Все хозрасчетные показатели делятся на оценочные и расчетные. Оценочные показатели являются обязательными для выполнения и служат основой для оценки работы данного подразделения. Расчетные показатели используются для обоснования оценочных показателей. В хозрасчетном задании производственного подразделения (цеха, участка) выделяется несколько разделов, которые имеют свои оценочные и расчетные показатели.
К инструментам воздействия экономических методов относятся: Планирование, бюджетный метод, хозяйственный расчет, самофинансирование и ценообразование.
Планирование. план и рынок -это как бы руль и парус на экономическом корабле. Парус несет корабль по волнам стихии, руль же позволяет держать курс корабля в нужном направлении. Очень верное и авторитетное утверждение по поводу планирования.
Однако у нас планирование как экономический метод признаётся, к сожалению, не всеми. Некоторые политики и экономисты считают, что оно при переходе к рынку утратило свою роль. Ошибочность такого отношения к планированию отмечается даже за рубежом. Так, японский миллиардер Х.Теравами сказал по этому поводу следующее: «Мы ничего не можем понять у вас. Мы в своё время взяли ваш план, наполнили его гибкими инструментами, и он у нас заработал. А теперь мы видим, что вы от плана отказались.
Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия - свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнером других предприятий в общественной кооперации труда План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.
Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль планового ведения хозяйства заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
производство за счёт полученных доходов. Обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчет основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е оно полностью окупает свои затраты за счет доходов, а в случае длительной убыточности объявляется банкротом, самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счет собственной прибыли.
Бюджетный метод управления.
К планированию тесно примыкает бюджетный метод управления. Название этого метода происходит от слова «бюджет», означающего роспись доходов и расходов. За рубежом (в частности, во Франции, США, на Кубе) бюджетом часто называют план, охватывающий различные стороны деятельности предприятия (фирмы, компании) на определенный период времени, а составление бюджета - процессом планирования или бюджетирования.
Основу этого метода составляют:
совокупность предвидений (прогнозов), характеризующих условия, при которых будет осуществляться деятельность предприятия (АО), и дающих предварительное представление на будущее об основных источниках его доходов;
систематическое (обычно ежемесячное) сопоставление результатов, прежде всего финансовых, фактически достигнутых в различных областях управления, с намечавшимися;
• быстрое сообщение об отклонениях работникам, непосредственно отвечающим за тот участок работы, где произошли отклонения. Исходя из этого, руководители (менеджеры) в практическом применении бюджетного метода призваны обеспечивать разработку различных предвидений и отражение их в бюджете предприятия (АО), сопоставление этих предвидений с фактическими результатами, анализ и устранение обнаруженных отклонений. Они используют бюджет как основной инструмент для наиболее прибыльного ведения дела. С помощью бюджета они оценивают и отбирают наилучшие планы, которые ведут к достижению такой цели.
На предприятии (в АО) может разрабатываться несколько бюджетов. Это зависит от характера предприятия (например, промышленное оно или коммерческое), от его размеров, от уровня децентрализации управления. Помимо общего бюджета предприятия (АО), обычно разрабатываются бюджет производства, бюджет затрат на производство, бюджет рабочей силы, бюджет сбыта, бюджет косвенных расходов, бюджет капиталовложений, бюджет денежных средств и др.Бюджеты могут охватывать различные периоды времени. Чаще всего они разрабатываются на год. Однако они могут распространиться и на другие отрезки времени.
Бюджетный метод управления обеспечивает проведение контроля расходования средств по их целевому назначению, а также в соответствии с разрешениями высших руководителей предприятия (АО). Он является единственным способом, позволяющим заранее определить, как будет обеспечено финансирование тех или иных мероприятий.
В бюджетировании применяется два подхода. Первый из них предусматривает неизменность бюджета в течение года. Пересмотр лимитов финансирования в этом случае возможен только на основе специальных решений высшего руководства организации (фирмы). Второй подход - это гибкое планирование, предусматривающее возможность пересмотра смет в течение года, если это диктуется хозяйственной обстановкой. Но и в этим случае сделанное перераспределение средств должно быть обосновано последующим приростом1 прибыли или предотвращением возможных потерь. В практике второй метод имеет более широкое применение.
Оплата труда, является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Таким образом, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли, Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов,
В качестве примера проявления экономических методов управления персонала можно привести следующее:
Субсидирование персонала».Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
Товары со скидкой, Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует предоставлять своим работникам большие скидки.
Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды. или ссуды с низким процентом на различные цели, (например, для переезда).
Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут* чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют.
Также руководители, через вознаграждение, премии, надбавки вызывают у персонала заинтересованность в конечных результатах своего груда, качестве продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом».
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1.1 Менеджмент как наука. Эволюция управленческой мысли: направления, школы менеджмента.
- 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента: взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса.
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – систематизация научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – период систематизации научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 2. Менеджмент как наука и практика управления.
- 3.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления.
- 4. Эволюция менеджмента с точки зрения различных школ: научная, административная, школа человеческих отношения и поведенческих наук.
- (Для информации)
- 5. Содержание и этапы процессного подхода. Ситуационный подход
- 1900 1950 2000 Настоящее время
- 6. Сущность системного подхода.
- 7. Концепция ситуационного управления.
- 8. Задачи прагматической школы
- 9. Концепции социальной школы, развитие социальной ответственности.
- 1.2 Коммуникации в управлении организацией
- 1. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса.
- 2. Виды коммуникаций в организации.
- 3. Критерии эффективности коммуникационного процесса в организации
- Тема 2. Системный анализ объекта управления
- 2.1 Организация как объект управления
- 1. Характеристика и основные элементы организации как системы.
- 2. Жизненные циклы организации.
- 3. Виды организаций: формальные и неформальные.
- 4. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
- 5. Роли менеджеров.
- 2.2 Внутренняя среда организации
- 1.Характеристика организационной системы по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая)
- 2. Характеристика организационной системы по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистская).
- 3. Система управления организацией и её основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно- поведенческая, подсистема саморазвития.
- 4. Понятие метода в менеджменте
- 5. Организационно-распорядительные методы менеджмента.
- 6. Экономические методы менеджмента.
- Социально-психологические методы менеджмента
- 2.3 Организационные структуры управления
- 1. Общая характеристика организационных структур предприятия
- 2.Влияние внешних факторов в процессе проектирования организации.
- 3. Оценка внутренних факторов в процессе проектирования организации
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- 4. Масштаб управляемости
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- 5.Факторы, влияющие на эффективность распределение прав и ответственности.
- 6. Департаментация и кооперация
- 7. Характеристика линейно-функциональных структур управления.
- Линейная осу.
- Функциональная осу
- Линейно-функциональная осу.
- 8. Характеристика дивизиональных структур управления.
- Организационных структур управления
- 9. Характеристика матричной структуры управления.
- Тема 3. Системный анализ процесса управления: функции управления
- 1Понятие функции организации как результата разделения управленческого труда.
- 2. Взаимосвязь общих и специальных функций управления.
- 3.Функция, процесс и структура планирования.
- Планирования
- Среда планирования
- 4.Система планов в организации.
- 4.Основные этапы планирования.
- 5. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
- Комплексные методы стратегического анализа: swot,space.
- 6. Основные задачи и компоненты функции организации.
- 7. Этапы проектирования работы: анализ работы, параметры работы, технология выполнения работы, восприятие содержания работы.
- 8. Методы и модели проектирования работы.
- 9. Содержание понятий мотивов и регуляторов поведения.
- Механизм регулирования трудового поведения.
- Трудовое поведение
- 10. Содержание теорий мотивации.
- 11. Основные методы мотивации труда.
- 12.Основные факторы демотивации персонала.
- 1. Нарушение негласного "контракта"
- 2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит
- 3. Игнорирование идей и инициативы
- 4. Отсутствие чувства причастности к компании
- 5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.
- 6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства
- 7.Отсутствие изменений в статусе сотрудника
- 13. Особенности мотивации специалистов, менеджеров.
- 14. Виды контроля.
- 15. Сферы и объекты контроля.
- Анализ внутренней среды предприятия
- Анализ внешней среды
- Анализ инвестиций
- 16. Этапы реализации контроля.
- Информационная сторона контроля
- 17. Принципы и эффективность контроля.
- Требования, предъявляемые к системам контроля
- Типы нормативов, используемых при контроле
- Контроль либерального и авторитарного руководителя