Потенциальные взаимосвязи
Количество подчиненных | Количество взаимоотношений |
1 | 1 |
2 | 6 |
3 | 18 |
4 | 44 |
5 | 100 |
6 | 222 |
7 | 490 |
8 | 1080 |
9 | 2376 |
10 | 5210 |
11 | 11 374 |
12 | 24708 |
Сколько же подчиненных должно быть у руководителя? В теории этот вопрос анализируется путем выделения ряда общих факторов, которые влияют на частоту и тип взаимосвязей между руководителем и подчиненными. Некоторые из этих факторов очень важны.
Требуемый контакт. В различных видах производственных, научно-исследовательских и других работ существует необходимость в частых контактах и высоком уровне координации деятельности. Использование конференций, совещаний, личных встреч и консультаций нередко помогает в достижении поставленных целей. Например, руководитель научно-исследовательской группы должен часто консультироваться по поводу конкретных вопросов с членами группы с тем, чтобы проект был завершен в срок и законченная работа была представлена на рынок. Широкий охват контролем выполняемых работ через частые контакты с подчиненными оказывает определяющее влияние на выполнение и успешное завершение проекта.
Уровень образования и подготовленность подчиненных. Обучение подчиненных является основополагающим в установлении контроля на всех уровнях управления. Общепринято, что управляющий на более низких уровнях организации может руководить большим числом подчиненных, поскольку работа на этих уровнях более специализирована и менее сложна, чем на высших уровнях.
Способность общения. Этот фактор играет важную роль в налаживании эффективного механизма разрешения проблем в различных рабочих ситуациях, реальной и оперативной координации деятельности подразделений и работников. Теоретически обоснованным является следующий ход рассуждений.
Руководитель А, в подчинении которого находятся двое служащих В и С, может иметь взаимоотношения отдельно с В и отдельно с C, а также с B и С вместе (положение здесь будет различным). Кроме того, он должен принимать во внимание отношения, складывающиеся между B и С (табл. 6.2). Таким образом, при наличии двух подчиненных имеется минимум четыре различных вида взаимоотношений (или максимум — шесть), требующих внимания со стороны А.
Таблица 6.2
- Тема 1. Введение в менеджмент
- 1.1 Менеджмент как наука. Эволюция управленческой мысли: направления, школы менеджмента.
- 1. Объективные предпосылки возникновения менеджмента: взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса.
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – систематизация научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 1 Период 9-7 вв до н.Э. – 18в.
- 2 Период – индустриальный (1776 – 1890 гг)
- 3 Период – период систематизации научно – практических знаний (1856 – 1960гг)
- 2. Менеджмент как наука и практика управления.
- 3.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления.
- 4. Эволюция менеджмента с точки зрения различных школ: научная, административная, школа человеческих отношения и поведенческих наук.
- (Для информации)
- 5. Содержание и этапы процессного подхода. Ситуационный подход
- 1900 1950 2000 Настоящее время
- 6. Сущность системного подхода.
- 7. Концепция ситуационного управления.
- 8. Задачи прагматической школы
- 9. Концепции социальной школы, развитие социальной ответственности.
- 1.2 Коммуникации в управлении организацией
- 1. Понятие коммуникации и коммуникационного процесса.
- 2. Виды коммуникаций в организации.
- 3. Критерии эффективности коммуникационного процесса в организации
- Тема 2. Системный анализ объекта управления
- 2.1 Организация как объект управления
- 1. Характеристика и основные элементы организации как системы.
- 2. Жизненные циклы организации.
- 3. Виды организаций: формальные и неформальные.
- 4. Горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
- 5. Роли менеджеров.
- 2.2 Внутренняя среда организации
- 1.Характеристика организационной системы по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая)
- 2. Характеристика организационной системы по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистская).
- 3. Система управления организацией и её основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно- поведенческая, подсистема саморазвития.
- 4. Понятие метода в менеджменте
- 5. Организационно-распорядительные методы менеджмента.
- 6. Экономические методы менеджмента.
- Социально-психологические методы менеджмента
- 2.3 Организационные структуры управления
- 1. Общая характеристика организационных структур предприятия
- 2.Влияние внешних факторов в процессе проектирования организации.
- 3. Оценка внутренних факторов в процессе проектирования организации
- Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем
- Влияние нововведений на изменение организационной структуры
- 4. Масштаб управляемости
- Потенциальные взаимосвязи
- Число возможных контактов
- Шкала весов компании «Локхид»
- Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.)
- 5.Факторы, влияющие на эффективность распределение прав и ответственности.
- 6. Департаментация и кооперация
- 7. Характеристика линейно-функциональных структур управления.
- Линейная осу.
- Функциональная осу
- Линейно-функциональная осу.
- 8. Характеристика дивизиональных структур управления.
- Организационных структур управления
- 9. Характеристика матричной структуры управления.
- Тема 3. Системный анализ процесса управления: функции управления
- 1Понятие функции организации как результата разделения управленческого труда.
- 2. Взаимосвязь общих и специальных функций управления.
- 3.Функция, процесс и структура планирования.
- Планирования
- Среда планирования
- 4.Система планов в организации.
- 4.Основные этапы планирования.
- 5. Система стратегического управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
- Комплексные методы стратегического анализа: swot,space.
- 6. Основные задачи и компоненты функции организации.
- 7. Этапы проектирования работы: анализ работы, параметры работы, технология выполнения работы, восприятие содержания работы.
- 8. Методы и модели проектирования работы.
- 9. Содержание понятий мотивов и регуляторов поведения.
- Механизм регулирования трудового поведения.
- Трудовое поведение
- 10. Содержание теорий мотивации.
- 11. Основные методы мотивации труда.
- 12.Основные факторы демотивации персонала.
- 1. Нарушение негласного "контракта"
- 2. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит
- 3. Игнорирование идей и инициативы
- 4. Отсутствие чувства причастности к компании
- 5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста.
- 6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства
- 7.Отсутствие изменений в статусе сотрудника
- 13. Особенности мотивации специалистов, менеджеров.
- 14. Виды контроля.
- 15. Сферы и объекты контроля.
- Анализ внутренней среды предприятия
- Анализ внешней среды
- Анализ инвестиций
- 16. Этапы реализации контроля.
- Информационная сторона контроля
- 17. Принципы и эффективность контроля.
- Требования, предъявляемые к системам контроля
- Типы нормативов, используемых при контроле
- Контроль либерального и авторитарного руководителя