logo search
Ответы к Госам 2012-13

70. Организация как социально – экономическая система.

Файоль считал, что организовывать — это значит «строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия». Используемый здесь классиком научного менеджмента термин «организм», а в других местах — «тело» применительно к предприятию говорит о понимании им системной сущности предприятия и его социальной, живой природы.Организация — объединение людей (т. е. социум), совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Понятие организации связано с динамическими закономерностями, т. е. закономерностями, относящимися к функционированию, поведению и взаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления (БЭС).Организация — социальный организм, который направлен на достижение цели и осознанно структурирован (по Дафту).Согласно Мескону, Альберту, Хедоури организация — это группа людей (т. е. общность, социум), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.Организацию правомерно представить как открытую большую социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: технико-технологической, организационно-экономической и социальной, для эффективной деятельности которых требуются специфические виды обеспечения следующих групп: научно-методическое, финансовое, правовое, кадровое, материально-техническое, организационно-эконом, информац.Организацию образуют и являются субъектами и одновременно объектами управления отдельные личности, группы (формальные и неформальные), весь трудовой коллектив (часто коллектив и принимается за организацию).Восприятие организаций как социально-экономических систем изменил круг требований к современному менеджеру, который включает в себя:• непременное и постоянное саморазвитие;• развитие коммуникативных и представительских навыков;• управление информацией; формирование и поддержание гармоничной культуры, обеспечивающей командную творческую работу и соответствующие трудовые и межличностные отношения;• помощь работникам в условиях нестабильности;• постоянное развитие персонала;• управление командами, состоящими из представителей разных культур;• а также выполнение традиционных функций: планирование, организация деятельности, управление финансами, материальными факторами производства, персоналом как ключевым фактором достижения целей, контроль и т. д.

Безусловно, полезны фундаментальные знания из областей психологии, социологии, соц психологии, педагогики.Типологии организаций как социальных систем различны. Приведем отечественную типологию хозяйственных организаций, в рамках которой в зависимости от способов утверждения авторитета приводятся четыре модели отношений между руководителями и подчиненными:• бюрократизм (руководитель в роли начальника): взаимодействие на основе административной иерархии, жесткое распределение обязанностей. Решения — за руководителями, исполнение — за подчиненными, контроль отлажен, ответственность на исполнителе, контакты по вертик форм, деперсонифицированные, деловые;• патернализм (руководитель в роли хозяина): четкая иерархия, права хозяина неоспоримы, решения и контроль — за ним, информация неполная, организация труда достаточно гибкая, есть взаимозаменяемость, ответственность коллективная, единство организации — благодаря личному влиянию хозяина, взаимоотношениям придается личный характер, внерабочие проблемы подчиненных становятся предметом заботы хозяина;• фратернализм (братство; руководитель в роли лидера):иерархия сглаживается, стремление к коллегиальному принятию решений, ориентация на осознанное выполнение, самостоятельность и доверие, гибкость и взаимопомощь, неуспех — коллективная беда, отношения подчеркнуто неформальные, деления проблем подчиненных на рабочие и нерабочие нет;• партнерство (руководитель — координатор): иерархия явно не выражена, решения на основе общего и доброжелательного обсуждения, подчиненные понимают смысл решений и выполняют их в процессе самостоятельной работы, за каждым закреплены четкие функции, но текущего контроля нет, есть общая координация, ответственность за определенный участок — на конкретном исполнит, отношения деперсонифицированы, переведены на служебно-контрактную основу, налаживание внеслужебных связей необязательно, так же как и вникание в личные дела, особая преданность предприятию не требуется, нужно только хорошо выполнять свое дело.