logo search
Ответы к Госам 2012-13

6. Методы и виды менеджмента

Понятие «метод менеджмента» представляет собой сложное по смыслу словосочетание, которое образовано понятием «метод», происходящим от греческого «methodos» и означающим, во-первых, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь и, во-вторых, способ действовать, поступать каким-нибудь образом, с понятием «менеджмент».Методы занимают в менеджменте особое место, поскольку с их помощью становится возможным достичь желаемой цели. При этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различным методов, и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Следовательно, в любой организации должны существовать система методов.Методы управления представляют собой способы воздействия субъекта на объект управления, способы достижения конкретной цели в процессе управления хозяйственно деятельностью организации. С помощью методов управления реализуются функции менеджмента. Такие функции, как стратегическое планирование, реализация стратегии, маркетинг, финансирование, обеспечение деятельности факторами производства, контроль, учет и другие реализуются через методы управления, которые воздействуют через экономические интересы работников и создают экономическую мотивацию в объекте управления.Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются менеджментом для обеспечения оптимальных результатов при достижении целей организации. Методы современного менеджмента по признаку использования их в отраслях знаний классифицируют на общенаучные и специфические (частные).Класс общенау методов предст метод инструментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общен методам относ исторический, системный, и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социолог, политологические и др области исследований.Специфические (частные) методы, применяемые в менеджменте, характеризуются большим разнообразием, что объясняется множественностью достигаемых с их помощью целей и различием объектов управления. Широкое разнообразие частных методов и необходимости выбора менеджментом наиболее приемлемых для достижения конкретных целей требует их классификации. В качестве классификационных признаков при этом могут быть предложены: их содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения.Как уже было отмечено, функции управления реализуются через методы. Осуществление такой функции управления, как построение организации, связано, например, с экономическими, организационно-распорядительными и правовыми (юридическими) методами, которые призваны создать эффективно работающую организацию в строгом соответствии с сущ законодат и нормативно-правовыми актами в области хоз деятельности и гражданских отношений.Социально-псих методы основаны на комплексном испол в менеджменте достижений поведенческих наук и служат инструментом для выражения функций организации и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп.Для реализации функций управления, осуществления процесса принятия решения, управления подсистемами организации требуется множество методов управления (рисунок). Их необходимо не только классифицировать, но и структурировать по проблеме решения, условиям и факторам, сопутствующим решению. Для этого в организации должна накапливаться компьютерная база данных методов управления.Множественность методов управления в то же время осложняет задачу выбора того (тех) из них, который окажется наиболее эффективным при решении конкретной управленческой задачи в организации.Для этого в каждой организации, создавая фонд методов, следует ориентироваться исключительно на решение управленческих проблем, свойственных данной организ.Принципы формирования фонда методов достаточно сложны и требуют для своей реализации выполнения следующих условий:-научно обоснованного подхода к выявлению проблем («дерево целей», приоритеты, граф проблем и др.);-полноты описания проблемы (сущность, содержание, структура, причины, границы и уровни проявления, сила воздействия и др.);-структурирования по типам проблем, приоритетности, степени формализуем ости, функциональности, видам управленческой деятельности и т.д.;-обеспечения полноты представления возможных методов решения каждой проблемы;-информационного обеспечения (объем и состав информации по решаемой проблеме, время и средства (ресурсы)).