К вопросу определения понятия корпоративной культуры
Рассмотрено понятие корпоративной культуры, дано системное представление о корпоративной культуре.
Понятие корпоративной культуры достаточно ново для России, хотя давно уже исследуется за рубежом [1].
Следует отметить, что в последние годы наблюдается волна научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры.
Одна из методологических сложностей при изучении понятия «корпоративная культура» – это отсутствие единого понимания того, что это такое. При этом речь идет не просто об определении культуры, а о различных концепциях понимания ее природы.
Представления о корпоративной культуре развивались по нескольким линиям, например, корпоративная культура есть атрибут организации, то, что делает ее уникальной в своем роде и отличной от других (Э. Шейн, Р. Уотерман, С. Дэвис, Т. Питерс и др.).
Корпоративная культура есть отражение самой сути организации, ее истории, условий становления, особенностей социокультурной среды, в которой происходил процесс ее формирования (А. Петтигрю, М. Луи, С. Роббинс).
Считается, что корпоративная культура может быть выявлена через внешнюю атрибутику, «корпоративный стиль»: униформа, канцтовары с логотипом организации, заученные фразы сотрудников; организацию «коллективного культурного досуга»: корпоративные праздники, непроизводственные отношения коллектива; миссию, ценности.
По Ф. Харрису и Р. Морану, корпоративная культура включает десять слагаемых: осознание сотрудниками себя как членов организации и своего места в организации; коммуникационная система и язык общения; внешний вид, одежда и представление себя на работе; привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом; осознание времени, отношение к нему и его использование; взаимоотношения между людьми; ценности и нормы; мировоззрение; развитие и самореализация работника; трудовая этика и мотивирование [2].
Аспектами организации, которые необходимо изучать с целью качественной характеристики корпоративной культуры, считаются материальное рабочее окружение, символика; способы взаимодействия сотрудников в организации; декларируемые ценности, выраженные в нормах и правилах; способы управления (косвенно характеризуют культуру).
Таким образом, необходимо системное представление о корпоративной культуре, которое позволит охватить и логически организовать разнородный материал, имеющий отношение к данному предмету, обосновать его объединение. При этом важно отдавать отчет в используемых категориях, так как в настоящее время «списочные» определения корпоративной культуры содержат разнородные в категориальном плане компоненты (структуры, процессы, свойства, нормы и т. д.).
Особой тематической линией в исследованиях корпоративной культуры является ее изменение и развитие: ситуации, требующие развития, способы и средства воздействия на корпоративную культуру.
Несмотря на разнообразие версий, все исследователи рассматривают корпоративную культуру как фактор, который может быть использован для максимизации эффективности деятельности организации, укрепления ее целостности, усиления сплоченности работников, повышения их производительности и мотивации труда (обосновано Е. Шейном) [3].
Интерес к корпоративной культуре как основе эффективного управления исторически тесно связан с функционалистской традицией в социологии организаций. Корпоративная культура рассматривается с точки зрения функций, которые она выполняет в организации. В частности, рассматриваются различные влияния, которое оказывает культура на целеполагание и целедостижение в организации. Здесь характерно восприятие корпоративной культуры как рационально выстроенной подсистемы, которая может помочь организации эффективно разрешать возникающие проблемы.
- Основные тенденции развития экономики и менеджмента
- Редакционная коллегия:
- Нормативное регулирование аудита учетной политики в соответствии с международными и российскими стандартами аудита
- Библиографические ссылки
- Что для соискателя-аудитора единый аттестат: зло или благо?
- Организация управленческого учета в Негосударственном образовательном учреждении
- Методы снижения расходов на содержание жилищного фонда в россии
- Библиографические ссылки
- Разработка модели стратегического планирования инновационной деятельности на наукоемких предприятиях.
- Библиографические ссылки
- Оценка инновационного потенциала предприятия
- Библиографические ссылки
- Приоритеты развития государственно-частного партнерства в сфере космической деятельности
- Возможности формирования инновационной структуры экономики в россии
- Оценка инновационной активности российских предприятий
- Библиографические ссылки
- Автоматизация процесса управления в строительной организации
- Библиографические ссылки
- Проблемы постановки бюджетирования в российских компаниях
- Современные тенденции развития российского рынка ценных бумаг
- Информационные технологии – важнейший стратегический ресурс финансовой организации
- Прогнозирование износа тепловых коммуникаций и планирование их замены
- Библиографические ссылки
- Проблемы создания и развития доткомов в россии
- Библиографические ссылки
- Управление процессом реализации цемента с помощью информационных технологий
- Библиографические ссылки
- Система прогнозирования количества призыва солдат срочной службы
- Библиографические ссылки
- Библиографические ссылки
- Феномен имиджа в его развитии
- Библиографические ссылки
- Особенности применения бенчмаркинга в организациях
- Библиографические ссылки
- Человеческий капитал в развитии конкурентноспособности организации
- Библиографические ссылки
- Проблемы страхования рисков Отечественных космических проектов
- Библиографические ссылки
- Оценка эффективности менеджмента в сфере культуры
- Библиографические ссылки
- К вопросу определения понятия корпоративной культуры
- Библиографические ссылки
- Состояние и тенденции развития консалтинговой деятельности в российской федерации
- Использование процессного подхода в государственном и муниципальном управлении
- Библиографическая ссылка
- Сравнительный анализ определений «проектное финансирование» и «инвестирование проектов»
- Библиографические ссылки
- Игнорирование стратегического менеджмента руководителями предприятий малого бизнеса
- Библиографические ссылки
- Соотношение полномочий единоличного исполнительного органа и управляющей организации (управляющего)
- Библиографические ссылки
- Правовой статус кандидата в члены совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества
- Библиографические ссылки
- Содержание
- «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»
- «Проблемы инновационного развития экономики и менеджмента»
- «Информационные технологии в экономике и менеджменте»
- «Проблемы менеджмента»
- «Правовое регулирование хозяйственной деятельности»
- Основные тенденциии развития экономики и менеджмента
- 660014, Г. Красноярск, просп. Им. Газ. «Красноярский рабочий», 31.