logo search
Основы контроллинга в компании

10.1. Системы показателей оценки деятельности предприятия и его подразделений

В экономике под показателями понимают абсолютные и относительные величины, которые отражают те или иные экономические реалии хозяйственной деятельности организации. Для того чтобы показатели были применимы для контроллинга, они должны отражать состояние и результаты деятельности какой-либо сферы предприятия, обладать актуальностью, компактностью, динамичностью, ориентировать на прогнозирование, допускать сравнение. Существует несколько систем показателей (рис.10.1).

Логико-дедуктивные системы показателей

Эмпирико-индуктивные системы

Рисунок 10.1– Системы показателей

Показатели:

1. Логико-дедуктивные системы показателей (конкретный показатель верхнего уровня, который постепенно в определенной последовательности расщепляется на показатели более низкого уровня, находящиеся в смысловой связи с основным показателем.):

- Du Pont (центральный показатель - рентабельность инвестированного капитала);

- Pyramid Structure of Ratios (показатели формируются на основе отнесения различных позиций к обороту, что ведет к ограничению информативности величин, не зависящих от оборота.);

- ZVEI (состоит из двух крупных блоков: анализа роста и структурного анализа);

- система показателей RL (центральные величины системы - рентабельность и ликвидность).

2. Эмпирико-индуктивные системы (созданы путем статистического отбора информационно наиболее значимых показателей). В эту группу систем показателей входят в первую очередь система Beaver (на основе эмпирического исследования 79 "плохих" и 79 "хороших" предприятий) и система Weibel (основана на исследованиях 72 швейцарских предприятий). Для банковской сферы используется система показателей CAMEL.