logo
Основы контроллинга в компании

5.1. Концепция логистики

ЛОГИСТИКА — часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков.

Зарубежная практика последних лет свидетельствует о том, что сформировалось новое научно-практическое направление, которое трактуется учеными и хозяйственниками, как вид предпринимательской деятельности, метод оптимизации товародвижения, новый подход к управлению материальными потоками, названный “логистикой”. Это направление, имеющее сугубо практический характер, постепенно внедряется и осваивается отдельными российскими фирмами. Использование методологии логистики, базирующейся на принципах “системности” - наличия системы, способной эффективно контролировать и регулировать ход выполнения поставок требуемых товаров, и “оптимальности” - когда к предыдущему условию “требуемые товары в определенный срок и место” добавляется требование минимизации затрат, сопровождающих этот процесс, следует рассматривать как отправной момент по проведению работы, связанной с повышением эффективности существующей товаропроводящей сети предприятий и организаций.

Существует мнение, что XXI век будет веком логистики. Не исключено, что это мнение справедливо.

«Логистика есть, была и будет - можем только обучаться ее использованию с целью обеспечения себе преимуществ в ведении бизнеса. Если будем использовать ее технологии, никакие наши желания не покажутся нам трудными, поскольку за нами будет большая сила» - принцип, которому следуют логистики во всем мире.

В настоящее время трудно себе представить координацию действий в области бизнеса без использования соответствующего инструментария, которым логистика пользуется ежедневно.

В нашей стране растет заинтересованность логистикой. Известно, что фирмы и предприятия, которые ищут заграничных партнеров или инвесторов и при этом обладают развитыми логистическими службами, являются более предпочтительными партнерами. Действия большинства известных мировых фирм ориентированы как на продвижение своей марки, так и на продвижение логистики.

За последние годы действенный стиль управления в высокоразвитых странах основывается на сильных логистических службах, оказывающих влияние на большинство процессов на предприятии и его окружении (управление цепью поставок; исследование, анализ и проектирование организационных и функциональных структур фирмы; склады; внешний, внутренний и технологический транспорт; производственные процессы; физическая дистрибуция; утилизация; оптимизация уровня обслуживания клиента; управление запасами).

Логистические процессы развиваются благодаря использованию информационных технологий, продукты и услуги перемещаются вслед за информацией, которая, в свою очередь, обегает весь земной шар. Глобализация процессов бизнеса (логистических), обеспечиваемая информационным инструментарием (интегрированные системы управления - MRR, MRPII, ERP; системы по планированию - ASPS; системы кооперативного управления заказами - CDM; системы управления связями с клиентом - CRM), обусловила взрывное развитие в управлении цепями доставок.