Сущность контроллинга
Существует множество определений контроллинга. В некоторых случаях под контроллингом понимается процесс измерения и мониторинга результатов деятельности организации в сравнении с предварительно определенными целями, планами, стандартами и бюджетами, а также принятие требуемых корректирующих действий. В других случаях этот термин трактуется несколько шире и означает вообще любую деятельность по управлению и контролю, направленную на выполнение производственных операций согласно установленному плану. Иногда под контроллингом понимают систему управления прибылью предприятия. Специалисты в области автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) полагают, что контроллинг - это практически то же самое, что и АСУП, но лишь с учетом новых условий хозяйствования. Контроллинг сравнивают также с системой программно-целевого планирования. В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой.
Необходимо отметить, что понятие «контроллинг» произошло от английского глагола «to control», имеющего различные значения (слово контроллинг по-английски означает в первую очередь «управлять», «регулировать», и только в последнюю очередь «контролировать»). Положение также усугубляется созвучием слова «контроллинг» с привычным для всех словом «контроль».
Истоки контроллинга лежат в области государственного управления и корнями уходят в средние века. Уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность с названием «Countrollour», в задание которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков.
В современном значении слово «контроллинг» как характеристика области заданий в финансовом учреждении стало использоваться в США с конца XIX в. В 1880 г. должность контроллера была введена в железнодорожной компании Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad, а в 1892 г. — в компании General Electric. Однако широкое развитие контроллинга началось только с 20-х годов XX в. До большой депрессии контроллинг в банках не получил должного развития.
В Европу контроллинг пришел из США в послевоенный период в рамках американской экономической экспансии, и в современном понимании, как концепция управления, получил наибольшее развитие в Германии. На территории СНГ термин «контроллинг» стал употребляться в начале 90-х годов XX в.
Сегодня, когда контроллинг занимает прочные позиции в экономической науке и практике, разнообразие концептуально-теоретических подходов не способствует его единому пониманию, но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента.
Следует подчеркнуть, что контроллинг - это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.
Контроллинг ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой. Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно. Поэтому следует научиться смело комбинировать различные подходы, применять весь накопленный багаж знаний для поиска творческих решений в условиях неопределенности и неполной информации.
В общем случае под контроллингом понимают систему управления экономикой предприятия, ориентированную на выполнение оперативных и стратегических целей и достижение заданных результатов, объединяющую информационное обеспечение, планирование, контроль и анализ (схема). При этом относительно своей ориентированности контроллинг как современное направление можно рассматривать как «антипод» контроля: если объект приложения первого - будущее предприятия и возможные действия управленцев, то второго - прошлое предприятия и свершившиеся действия персонала.
КОНТРОЛЛИНГ — система постоянной оценки всех сторон деятельности предприятия, его подразделений, руководителей, сотрудников с точки зрения своевременного и качественного выполнения заданий стратегического плана, выявления отклонений и принятия безотлагательных, энергичных действий, чтобы намеченные рубежи были достигнуты при любых изменениях хозяйственной ситуации.
Таким образом, очевидно, что контроллинг – это не система управления, это один из инструментов управления бизнесом, причем современный и эффективный.
- Юхневич, м.Н. Основы контроллинга в компании: учеб.-метод. Комплекс / м.Н. Юхневич. – Минск: ипд, 2010. – 75 с.
- Содержание
- Введение
- Учебно-тематический план курса для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»
- Учебно-тематический план курса для специальности 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование»
- Учебно-тематический план дисциплины для специальности 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование»
- Тема 1. Контроллинг, основные понятия, цели и задачи
- Сущность контроллинга
- 1.2. Цели и задачи контроллинга
- Тема 2. Контроллинг в системе управления
- 2.1. Разграничение стратегического и оперативного контроллинга
- «Делать правильное дело»
- «Делать дело правильно»
- 2.2. Сущность и фазы стратегического планирования
- 2.3. Понятие и фазы стратегического контроля
- 2.4. Система стратегического информационного обеспечения
- Тема 3. Контроллинг маркетинга
- 3.1. Контроллинг маркетинга: задачи и основные инструменты контроллинга
- Стратегический и оперативный контроллинг маркетинга
- Тема 4. Контроллинг обеспечения ресурсами
- 4.1. Задачи контроллинга обеспечения ресурсами
- 4.2. Инструменты контроллинга обеспечения ресурсами
- Тема 5. Контроллинг в области логистики
- 5.1. Концепция логистики
- 5.2. Контроллинг в области логистики: задачи и инструменты контроллинга
- Тема 6. Контроллинг инвестиций
- 6.1. Контроллинг инвестиций: понятие и задачи
- 6.2. Инструменты контроллинга инвестиций
- Тема 7. Контроллинг инновационных процессов
- 7.1. Понятие инновации и особенности контроллинга инновационных процессов
- 7.2. Основные виды рисков инновационных процессов
- 7.3. Проект-контроллинг. Основная задача проект-контроллинга
- 7.4. Организационные формы управления проектами
- Тема 8. Финансовый контроллинг
- 8.1. Финансовый контроллинг: функции, задачи и основные элементы
- 8.2. Инструменты финансового контроллинга
- Тема 9. Инструментальные аспекты контроллинга
- 9.1. Формирование структуры бизнеса
- 9.2. Планирование и бюджетирование в системе контроллинга
- Тема 10. Анализ отклонений в системе контроллинга
- 10.1. Системы показателей оценки деятельности предприятия и его подразделений
- 10.2. Основные параметры отклонений плановых и фактических величин
- 10.3. Оценка отклонений контролируемых величин
- 10.4. Выявление причин отклонений контролируемых величин
- Тема 11. Информационный компонент контроллинга
- 11.1. Информационный компонент контроллинга
- 11.2. Формирование единого информационного пространства
- 11.3. Тенденции развития информационной технологии
- 11.4. Источники и потоки информации
- Тема 12. Основные функции системы поддержки принятия решений
- Основные функции системы поддержки принятия решений
- Представление информации. Понятие пользовательского интерфейса
- Тема 13. Организационно-методические основы создания системы контроллинга на предприятии
- 13.1. Организация подразделения контроллинга. «Плюсы» и «минусы» создания службы контроллинга
- 13.2. Профессиональные и личностные качества контролера
- Фазы и темпы внедрения контроллинга
- Тема 14. Контроллинг на производстве
- 14.1. Особенности контроллинг на производстве
- 14.2. Проекты системного контроллинга
- Тема 15. Контроллинг в банке
- 15.1. Задачи банка как кредитного института
- 15.2. Контроллинг в банке: функции и задачи
- 15.3. Особенности банковского контроллинга
- 15.4. Стратегический и оперативный контроллинг в банке
- 16. Методическиое обеспечение дисциплины
- 16.1. Содержание проведения практических (лабораторных) занятий
- Тема 1. Контроллинг, основные понятия, цели и задачи
- Тема 2. Контроллинг в системе управления
- Тема 3. Контроллинг маркетинга
- Тема 4. Контроллинг обеспечения ресурсами
- Тема 5. Контроллинг в области логистики
- Тема 6. Контроллинг инвестиций
- Тема 7. Контроллинг инновационных процессов
- Тема 8. Финансовый контроллинг
- Тема 9. Инструментальные аспекты контроллинга
- Тема 10. Анализ отклонений в системе контроллинга
- Тема11. Информационный компонент контроллинга
- Тема 12. Основные функции системы поддержки принятия решений
- Тема 13. Организационно-методические основы создания системы контроллинга на предприятии
- Тема 14. Контроллинг на производстве
- Тема 15. Контроллинг в банке
- 16.2.1. Перечень вопросов к зачету
- 16.2.2. Перечень вопросов к экзамену
- 16.3. Управляемая самостоятельная работа для студентов дневной и заочной форм обучения
- Тема 1. Контроллинг, основные понятия, цели и задачи
- Тема 3. Контроллинг маркетинга
- Тема 4. Контроллинг обеспечения ресурсами
- Тема 5. Контроллинг в области логистики
- Тема 7. Контроллинг инновационных процессов
- 16.4. Задания для самопроверки
- 16.5. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
- Дополнительная литература