logo
Основы контроллинга в компании

Сущность контроллинга

Существует множество определений контроллинга. В некоторых случаях под контроллингом понимается процесс измерения и мониторинга результатов деятельности организации в сравнении с предварительно определенными целями, планами, стандартами и бюджетами, а также принятие требуемых корректирующих действий. В других случаях этот термин трактуется несколько шире и означает вообще любую деятельность по управлению и контролю, направленную на выполнение производственных операций согласно установленному плану. Иногда под контроллингом понимают систему управления прибылью предприятия. Специалисты в области автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) полагают, что контроллинг - это практически то же самое, что и АСУП, но лишь с учетом новых условий хозяйствования. Контроллинг сравнивают также с системой программно-целевого планирования. В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой.

Необходимо отметить, что понятие «контроллинг» произошло от английского глагола «to control», имеющего различные значения (слово контроллинг по-английски означает в первую очередь «управлять», «регулировать», и только в последнюю очередь «контролировать»). Положение также усугубляется созвучием слова «контроллинг» с привычным для всех словом «контроль».

Истоки контроллинга лежат в области государственного управления и корнями уходят в средние века. Уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность с названием «Countrollour», в задание которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков.

В современном значении слово «контроллинг» как характеристика области заданий в финансовом учреждении стало использоваться в США с конца XIX в. В 1880 г. должность контроллера была введена в железнодорожной компании Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad, а в 1892 г. — в компании General Electric. Однако широкое развитие контроллинга началось только с 20-х годов XX в. До большой депрессии контроллинг в банках не получил должного развития.

В Европу контроллинг пришел из США в послевоенный период в рамках американской экономической экспансии, и в современном понимании, как концепция управления, получил наибольшее развитие в Германии. На территории СНГ термин «контроллинг» стал употребляться в начале 90-х годов XX в.

Сегодня, когда контроллинг занимает прочные позиции в экономической науке и практике, разнообразие концептуально-теоретических подходов не способствует его единому пониманию, но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента.

Следует подчеркнуть, что контроллинг - это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления.

Контроллинг ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой. Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно. Поэтому следует научиться смело комбинировать различные подходы, применять весь накопленный багаж знаний для поиска творческих решений в условиях неопределенности и неполной информации.

В общем случае под контроллингом понимают систему управления экономикой предприятия, ориентированную на выполнение оперативных и стратегических целей и достижение заданных результатов, объединяющую информационное обеспечение, планирование, контроль и анализ (схема). При этом относительно своей ориентированности контроллинг как современное направление можно рассматривать как «антипод» контроля: если объект приложения первого - будущее предприятия и возможные действия управленцев, то второго - прошлое предприятия и свершившиеся действия персонала.

КОНТРОЛЛИНГ — система постоянной оценки всех сторон деятельности предприятия, его подразделений, руководителей, сотрудников с точки зрения своевременного и качественного выполнения заданий стратегического плана, выявления отклонений и принятия безотлагательных, энергичных действий, чтобы намеченные рубежи были достигнуты при любых изменениях хозяйственной ситуации.

Таким образом, очевидно, что контроллинг – это не система управления, это один из инструментов управления бизнесом, причем современный и эффективный.