logo search
Страт Все

35. Структуры организации как фактор стратегического управления.

Виды организационных структур: Линейная (функциональная, продуктовая, территориальная и по сегментам рынка); Дивизиональная (по территориальному признаку, по продуктовому признаку, в соответствии с рынками сбыта); Проектная; Матричная; Смешанные формы

Линейно-функциональная структура

В качестве преимуществ данного вида структур можно назвать: стабильность (наиболее эффективны в стабильной среде);экономия на управленческих расходах; быстрое решение простых проблем, находящихся в компетенции одного функционального подразделения; ориентация на действующие технологии и сложившийся рынок; ориентация на ценовую конкуренцию.

Основные недостатки: затруднено движение информации; проблемы межфункциональной координации, порождающие определенную конфликтность между подразделениями, стремление возвыситься в ряду равных; узкая специализация работников, которая сужает горизонт их профессионального видения, принижает общеорганизационные цели и задачи до функциональных; ограничение возможности профессионального развития функциональных и особенно линейных руководителей; ограничение полномочий у функциональных и линейных руководителей, которые "выталкивают" принятие решения на уровень вышестоящего руководителя, тем самым перегружая его текущими проблемами; медленное принятие решения; качество решений на высшем уровне определяется не столько компетентностью самих руководителей (они могут быть весьма компетентными), сколько надежностью и достоверностью поступившей к ним информации; у руководителей среднего звена появляются возможности влиять на решения вышестоящих менеджеров в собственных интересах

Достоинства и недостатки дивизиональной структуры: 1.Организации с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса, поскольку деятельность по производству определенного вида продукции находится под руководством одного человека, улучшается координация работ. 2.Главным недостатком продуктовой структуры является увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции, т.к. в каждом продуктовом отделении создаются свои функциональные подразделения.

Преимущества многодивизиональной структуры: Корпоративный финансовый контроль; Корпоративный стратегический контроль; Рост ; Большее внимание эффективности работы каждого подразделения, соревновательность

Проблемы внедрения многодивизиональной структуры: Формирование внутрикорпоративной иерархии; Потеря и искажение информации; Борьба за ресурсы (при их ограниченности); Порочная практика высоких издержек; «Экономия» на серьезных инновациях (от кардинальных нововведений к совершенствованию имеющегося продукта); Дублирование функций, излишнее потребление ресурсов

(не знаю надо ли про это писать)Корпоративная стратегия: организационная структура, культура и контроль

Несвязанная диверсификация: Наименее затратная стратегия; Позволяет проводить сравнительный анализ эффективности работы различных подразделений фирмы; Подразделения обладают автономностью в принятии тактических решений, стратегия сконцентрирована на уровне организации; Интеграция между подразделениями не является необходимой

Вертикальная интеграция:Более затратная стратегия, чем несвязанная диверсификация; Многодивизиональная структура обеспечивает необходимый контроль над распределением ресурсов; Необходимость сбалансированного контроля на уровне организации и каждого подразделения; Подразделения должные осуществлять входной контроль поступающих ресурсов и товаров; Управление осуществляется через распределение ответственности и на уровне организации, и на уровне каждого подразделения

Связанная диверсификация: Многодивизиональная структура обеспечивает получение эффекта от совместного использования возможностей таких подразделений, как маркетинговый отдел, исследовательский центр и т.д., а также некоторых видов ресурсов; Сложно выделить эффективность работы конкретного подразделения в силу их связанности; Высокий уровень бюрократизации цены; Интеграция подразделений по всем направлениям (основное и вспомогательное производство, обслуживание) необходима; контроль должен быть сквозным; Необходима система продуманных стимулов для усиления интеграции организации