2) Эволюция в теории и практике управления mbi-mbo- mbl: сравнительный анализ. Эволюция стратегического управления по Ансоффу.
Управление по инструкциями (MBI — Management by Instructions)
Внешняя среда: стабильная
Продукт: простой, стандартизированный
Рынок: массовый
Взаимоотношения с потребителем: покупается все что производится
Характер труда: однообразный, простой
Теория: А. Смит, Ф. Тейлор, М. Вебер
Власть: централизованная иерархия
Структура: пирамида
Символ: «Я контролирую будущее»
Отношение к будущему: будущее достаточно определенно и допускает экстраполяцию прошлого. Концепция стратегического планирования
Способ обеспечения качества: военная приемка
Эффективный тип поведения: человек-функция
Эффективный тип менеджера/руководителя: авторитарный технократический босс
Корпоративная культура: нормативно-манипулятивная, низкоадаптивная
Терминология: «Я держу это на контроле», «Я владею вопросом», «Ситуация под контролем»
Базовый способ реализации власти: прямое указание или инструкция, закрепленные приказом
Управление по целям (МВО — Management by Objectives)
Внешняя среда: меняющаяся
Продукт: относительно сложный стандартизированный
Рынок: массовый, сегментированный
Взаимоотношения с потребителем: развитые обратные связи
Характер труда: сложный, нетворческий
Теория: Р. Акофф, П. Дракер, Г. Одиорне, А. Райя
Власть: децентрализованная
Структура: неодномерная иерархия
Символ: матрица
Отношение к будущему: Будущее в принципе неконтролируемо. Концепция стратегического менеджмента: 1-й этап развития
Способ обеспечения качества: военная приемка в сочетании с манипулятивным подходом
Эффективный тип поведения: человек-манипулятор
Эффективный тип менеджера/руководителя: Лидер, способный увидеть будущий образ и сформулировать его в виде конкретных и ясных целей
Корпоративная культура: нормативно-процедурная, адаптивная
Терминология: «Давайте будем решать это вместе», «Предлагаю еще раз посмотреть на ситуацию»
Базовый способ реализации власти: Процедура и/или механизм, закрепленные приказом
Менеджмент—Обучение (MBL — Management by Learning)
Внешняя среда: динамичная
Продукт: Сложный, сделанный «под конкретного клиента» (customised)
Рынок: Быстро заполняющиеся ниши внутри сегментов
Взаимоотношения с потребителем: партнерство
Характер труда: сложный, творческий
Теория: П. Дракер, Т. Питере, К. Арджирис, П. Сенге
Власть: распределенная
Структура: Гетерархия, проектно-ориентированная сеть, обучающаяся организация (Learning Organization)
Символ: -----
Отношение к будущему: Будущее неопределенно в принципе —и в этом источник развития. Концепция стратегического менеджмента:2-й этап развития
Способ обеспечения качества: Технологии, основанные на включении персонала в изменение способов функционирования
Эффективный тип поведения: человек-партнер
Эффективный тип менеджера/руководителя: Тренер, заботящийся о достижениях своей команды.
Корпоративная культура: Партнерская, игровая, созидательная
Терминология: Стратегическое видение. Системный подход. Источники неопределенности. Ключевая компетенция (Core Competence), Социотехнический дизайн. Эффективные коммуникационные способности. Креативность
Базовый способ реализации власти: Процедура и/или партнерство, закрепленные в договоре
По Ансоффу, эволюция стратегического управления происходила в рамках эволюции управления в целом по следующим этапам:
Управление на основе контроля над исполнением (постфактум).
Управление на основе экстраполяции с учетом повышения темпов изменений среды (будущее еще можно предсказать путем экстраполяции прошлого).
Управление на основе предвидения изменений (хотя темп и ускорился, изменения еще относительно предсказуемы).
Управление на основе гибких экстренных решений (появление важных задач невозможно предусмотреть вовремя):
управление на основе ранжирования стратегических задач;
управление по слабым сигналам;
управление в условиях неожиданных событий.
- 1)История формирования стратегического управления. Древние памятники стратегической мысли: трактат «Военное искусство» Сунь-Цзы, 36 стратагем.
- 2) Эволюция в теории и практике управления mbi-mbo- mbl: сравнительный анализ. Эволюция стратегического управления по Ансоффу.
- 3)Понятие стратегического управления. Пять «р» стратегии.
- 1963 Swot анализ
- 4.Охарактеризуйте десять основных научных школ стратегического менеджмента.
- 3 Школа позиционирования - формирование стратегии как аналитический процесс
- 4 Школа предпринимательства - формирование стратегии как процесс предвидения
- 5.Охарактеризуйте внешнюю среду организации. Дайте определение понятию «стейкхолдеры». Перечислите основные группы стейкхолдеров и их интересы.
- 6.Иерархическая природа стратегии. Дайте характеристику стратегии на каждом уровне. Кто отвечает за разработку стратегии на каждом уровне?
- 7)Понятие миссии и видения организации. Система координат разработки миссии. Трафарет для формулировки миссии. Классификация миссий организации.
- 8)Анализ внутренней среды организации. Snw-подход к анализу внутренних ресурсов.
- 9)Опишите модель стратегического управления. Почему стратегическое управление непрерывный процесс?
- 10. Анализ конкуренции в отрасли: 5 сил Портера
- 11)Понятие внешней среды организации. Pest (steep) анализ. Drets- анализ
- 12)Анализ внутренней и внешней среды организации: swot анализ.
- 13. Цепочка ценностей (по м.Портеру) - все виды деятельности, вносящие вклад в создание потребительской ценности товара.
- Цепочка ценностей (Value Chain)
- Цепочка ценности покупателей
- Цепочка ценности каналов сбыта
- Цепочка ценности поставщиков
- Постановка целей: принцип smart. Сравнение стратегических и оперативных целей организации.
- Понятие и характеристики стержневых (корневых) компетенций. Приведите примеры. Понятие ключевые компетенции.
- 16.Понятие конкурентного преимущества, жизненный цикл конкурентного преимущества. Основные блоки формирования конкурентного преимущества
- 17.Генерические стратегии по м.Портеру. Охарактеризуйте пять базовых конкурентных стратегий по а.А. Томпсону и а.Дж. Стрикленду.
- 18.Стратегия низких издержек. Как можно снизить издержки? Риски данной стратегии.
- 19. Стратегия дифференциации. Оптимальные условия для использования, риски. Разновидности схем дифференциации
- 20. Охарактеризуйте стратегию фокуса. Когда фокусирование целесообразно? Модифицированная матрица м.Портера
- 21. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества.
- 22. Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества.
- 23. Роль компании на рынке и конкурентная стратегия.
- Стратегии лидеров рынка.
- Стратегии имитации и копирования.
- 24. Приведение стратегии в соответствии с ситуацией на рынке.
- Конкуренция в новых и быстрорастущих отраслях
- Конкуренция в отраслях, находящихся в состоянии стагнации и спада
- Конкуренция в раздробленных отраслях
- 25)Корпоративные стратегии диверсификации: стратегии вхождения в новую отрасль.
- 26. Корпоративные стратегии диверсификации: стратегии диверсификации в родственные отрасли и стратегии диверсификации в не родственные отрасли.
- 27. Корпоративная стратегия: горизонтальная, вертикальная интеграция и стратегический аутсорсинг.
- 28. 4 Основные стратегии фирмы в международном окружении:
- 29. Анализ хозяйственного и продуктового портфелей матрицы бкг и Мак-Кинзи
- 30. Анализ хозяйственного и продуктового портфелей матрицы Хофеpа–Шенделя и Shell dpm.
- 31. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель adl/lc
- Каждая клетка ассоцииpуется с опpеделенной степенью пpибыльности и объемом потока денежной наличности.
- Каждая клетка подpазумевает опpеделенное стpатегическое pешение в отношении получения доли на pынке, стpатегического положения и необходимых инвестиций.
- 34. Охарактеризуйте стратегии роста крупных, средних и малых фирм.
- 35. Структуры организации как фактор стратегического управления.
- 36. Hochin- стратегическая техника планирования.
- 37)Balanced Scorecard (bsc) и призма эффективности как инструменты способствующие реализации стратегии организации.
- Призма эффективности
- 38)Кластеры и конкуренция. Характеристики кластеров. Примеры кластеров. Конкурентный ромб.
- 3 Широких определения кластеров
- 2 Стратегии, которые дополняют друг друга:
- 7 Основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
- 39. Охарактеризуйте «стратегию голубого океана». Понятие инновация ценности. Сравнение со стратегией «красного океана». Модель 4 действий. Стратегическая канва.