Лицензирование как метод государственного регулирования
Проведение процесса лицензирования в транспортно-дорожном комплексе страны возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее отделения (филиалы), расположенные во всех регионах России. На автомобильном транспорте эти функции возложены на Управление Государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор), являющего структурной единицей Росавтодорнадзора . На других видах транспорта (водный, железнодорожный, авиационный) есть свои соответствующие структуры Ространснадзора. Ниже по тексту будет приведена информация по особенностям функционирования Ространснадзора, которые полностью идентичны функциям Госавтодорнадзора по отрасли автомобильного транспорта. Эти службы в книге следует отождествлять, а конкретизация особенностей работы Госавтодорнадзора будет выделяться отдельно.
Главными задачами Ространснадзора в сфере автомобильного транспорта являются:
осуществление государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации транспорта;
лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом и регулирование перевозочной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса в пределах компетенции Министерства транспорта РФ;
выдача допусков на международные перевозки пассажиров и грузов.
Госавтодорнадзор при выдаче лицензий обеспечивает создание условий для нормального функционирования рынка транспортных и других услуг, связанных с работой Т и ТТМО, а также защиту интересов потребителей, пользующихся Т и ТТМО и путями сообщения (автомобильными дорогами).
Взглавляется Ространснадзор Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, назначаемым Правительством России. Этот государственный орган имеет отделения в республиках в составе РФ, областях, автономных областях, автономных округах, отдельно в городах Москве и Санкт-Петербурге. Отделения Ространснадзора возглавляют начальники отделений, назначаемые и освобождаемые от должности Руководителем Ространснадзора по согласованию с соответствующими органами государственного управления.
В городах, расположенных в значительном удалении от столиц республик в составе РФ, краевых и областных центров, а также в городах с большой концентрацией Т и ТТМО, могут создаваться филиалы отделений Ространснадзора.
Для оптимизации работы Ространснадзора существуют отделения по Федеральным округам РФ, которых в России семь – Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Начальники отделений по округам управляются Руководителем Ространснадзора. В свою очередь, начальник Ространснадзора округа контролирует и управляет начальниками Ространснадзора республик в составе округа, областей, автономных областей, автономных округов.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (её структура – Государственный автомобильный и дорожный надзор), отделения и филиалы отделений содержатся за счет средств от выдачи лицензий.
Структура и штатное расписание Ространснадзора утверждаются Министром транспорта РФ, а структура, численность работников и штатные расписания ее отделений и филиалов отделений – Руководителем Ространснадзора. Работники Ространснадзора имеют специальные удостоверения.
Региональные отделения Ространснадзора занимают особое место в структуре управления транспортом региона, что связано со сложным характером функций этих органов. Отделение Ространснадзора (как орган федерального регулирования и контроля транспортной деятельности в регионе) в части выполнения своих функций не должно находиться в прямом административном подчинении каким-либо местным органам транспортной администрации.
По каждому виду транспорта, как уже упоминалось выше, есть своё подразделение Ространснадзора. На автомобильном транспорте это Госавтодорнадзор со своими задачами, функциями, особенностями деятельности.
Начальник отделения Госавтодорнадзора округа территориально располагается в столице округа и совмещает функции начальника Госавтодорнадзора муниципального образования, где расположена столица. Например, начальник Приволжского отделения Госавтодорнадзора располагается в Нижнем Новгороде и является также начальником Нижегородского отделения Госавтодорнадзора. Подчиняется он начальнику Управления Госавтодорнадзора Ространснадзора страны.
Основные функции региональных отделений Госавтодорнадзора:
сбор и предоставление вышестоящему органу Госавтодорнадзора установленной статистической отчетности и другой информации;
определение объектов транспортно-дорожного комплекса (в том числе Т и ТТМО), подлежащих лицензированию;
осуществление в установленном порядке практической работы по лицензированию транспортной деятельности в регионе (проверка правильности подготовки документов, контроль соответствия транспортных предприятий и предпринимателей-заявителей установленным требованиям, выдача и учет лицензий и лицензионных карточек и т.д.);
проверка соблюдения транспортного законодательства лицами, осуществляющими индивидуальную трудовую деятельность, связанную с коммерческими перевозками, ремонтом и техническим обслуживанием Т и ТТМО;
проверка работы предприятий, учреждений и организаций (за исключением предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, органов государственной безопасности и внутренних дел), в частности, соблюдение ими положений транспортного законодательства, определяющих порядок функционирования Т и ТТМО;
проверка соблюдения грузоотправителями и грузополучателями требований транспортных уставов и правил перевозки;
осуществление в установленном порядке проверки Т и ТТМ на линии;
привлечение специалистов к проверкам соблюдения положений транспортного законодательства, регламентирующих деятельность транспортно-дорожного комплекса;
создание на добровольной основе группы общественных транспортных инспекторов для оказания помощи органам Госавтодорнадзора в выполнении возложенных на нее контрольных функций в соответствии с положением о группах, утвержденным Министерством транспорта РФ;
составление актов и выдача обязательных предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования Т и ТТМО;
лишение предприятия, учреждения, организации и предпринимателей лицензий или приостановка их действия до устранения нарушений;
внесение в исполнительные органы республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предложений о привлечении виновных к ответственности, а также о мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
применение в установленном порядке экономических санкций за нарушение требований транспортного законодательства и лицензионного порядка выполнения перевозочной, транспортно-экспедицион-ной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса;
осуществление централизации до 10% средств, полученных от выдачи лицензий, для решения общих для Госавтодорнадзора вопросов, оказание финансовой помощи отделениям, в том числе на их содержание и развитие.
Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в судебные органы. Руководители и должностные лица лицензионных органов несут в соответствии с законодательством РФ ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение требований нормативных актов о лицензировании.
Лицензионные органы ведут реестры выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.
Ряд вопросов Госавтодорнадзору приходится решать совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел РФ и Государственной налоговой инспекцией (ГНИ).
Региональные отделения Госавтодорнадзора совместно с ГИБДД выполняют:
проверки предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на предмет выполнения требований, норм и правил эксплуатации Т и ТТМ, обеспечение безопасности движения и соблюдения условий лицензирования;
разработку и осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и снижению тяжести ДТП, нарушений законодательства, регулирующего деятельность предприятий и граждан на автомобильном транспорте в сфере дорожного движения, внесение, при необходимости, в соответствующие органы государственного управления предложений по этим вопросам, требующих решения указанных органов;
обобщение и анализ результатов совместной работы.
Госавтодорнадзор для ГИБДД:
обеспечивает нормативными актами по лицензированию, образцами лицензий и лицензионных карточек, бланками сообщений о нарушениях;
при выдаче лицензий контролирует пригодность Т и ТТМ для указанных в заявлении перевозок, прохождение технического осмотра, соответствие конструкции Т и ТТМ требованиям завода-изготовителя и дополнительного оборудования для конкретного вида перевозок, а также соблюдение норм и правил, обеспечивающих БДД;
регулярно сообщают о предприятиях, организациях, учреждениях и предпринимателях, получивших лицензии, а также об их приостановке, аннулировании или истечении срока действия;
направляют ГИБДД материалы проверок предприятий и предпринимателей по выполнению лицензионных требований, относящихся к обеспечению БДД.
ГИБДД для Госавтодорнадзора:
представляет информацию, необходимую для лицензирования деятельности на автомобильном транспорте;
проверяют наличие на Т и ТТМ лицензионной карточки, а также соответствие выполняемой транспортной работы зоне действия лицензии; помощь должностным лицам отделений Госавтодорнадзора в осуществлении их законной деятельности;
вносят в отделения Госавтодорнадзора обоснованные предложения о лишении владельца Т и ТТМ лицензий и приостановления их действия до устранения выявленных нарушений и применении экономических санкций по результатам обследования автотранспортных предприятий, технического осмотра, контроля технического состояния Т и ТТМ на линии, анализа причин и условий возникновения ДТП;
другие данные, полученные при исполнении возложенных на ГИБДД обязанностей.
Координация действий органов Госавтодорнадзора и налоговых инспекций обеспечивается на основании «Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федеральной налоговой службы» № 5/ММВ-2-11/3 от 21.01.2011 г.
Отделения Госавтодорнадзора представляют необходимые налоговым инспекциям сведения о предприятиях, учреждениях, организациях и предпринимателях, получивших лицензии на осуществление деятельности на автомобильном транспорте, а также уклоняющихся от лицензирования и осуществляющих ее без специального на то разрешения (лицензии). Выдают лицензии физическим лицам только при предъявлении ими свидетельства о государственной регистрации с отметкой налоговой инспекции о постановке такого предпринимателя на учет. Выдача физическим лицам лицензий без предъявления свидетельства о государственной регистрации или с предъявлением указанного свидетельства без такой отметки запрещается. В последнем случае органы Госавтодорнадзора сообщают о таком предпринимателе в налоговую инспекцию по месту жительства.
В свою очередь налоговые инспекции предоставляют отделениям Госавтодорнадзора возможность пользоваться информацией (за исключением сведений, относящихся к не подлежащим разглашению) о предприятиях, учреждениях, организациях и предпринимателях, занимающихся коммерческой деятельностью на транспорте, а также сообщают указанным отделениям о фактах нарушения этими физическими и юридическими лицами правил вывоза товаров с территории РФ и налогового законодательства для определения возможной выдачи, приостановления действия или аннулирования лицензии на право осуществления ими деятельности, подлежащей лицензированию на транспорте.
Госавтодорнадзора, ГИБДД и налоговая служба оказывают друг другу и другие содействия в пределах, установленных документами:
«Положением об Управлении Государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»;
«Положением о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
«Положением о государственной налоговой службе РФ».
Министерство транспорта Российской Федерации может передавать полномочия по лицензированию органам исполнительной власти субъектов РФ.
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников