logo search
Лицензирование и сертификация на автотранспорте (Л

2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности

Динамичность (тягово-скоростные свойства) и топливная экономич­ность определяют два основных признака эффективности функционирования Т и ТТМ – производительность при выполнении транспортной работы и затраты горючего на ее выполнение.

Для всесторонней и достоверной оценки тягово-скоростных и топливно-экономических свойств Т и ТТМ нормативно-технической документацией устанавливается определение следующих показателей:

По результатам экспериментального определения этих величин могут определяться комплексные показатели оценки эффективности Т и ТТМ:

Нормативно-технической базой технологии испытаний тягово-скоростных и топливно-экономических свойств в российском автомобилестроении являются ГОСТ 22576-90 «Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний» и ГОСТ 20306-90 «Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний». Требования этих документов к технологии испытаний в основных положениях гармонизированы с международными и прежде всего с предписаниями Правил ЕЭК ООН.

В Правилах ЕЭК ООН №15, №83, №84 фиксируются следующие требования: измерение протяженности пути с точностью до 3%, времени – до 0,2 с, расхода топлива – до 2% (причем измерительное устройство может изменять давление в системе подачи топлива не более, чем на 10%, а температуру топлива – на 5°С). При этом измерительное устройство должно обеспечивать возможность измерения температуры топлива во время испытаний с приведением измеренного расхода к номинальным условиям (давление – 100кПа, температура – +20°С).

Одной из основных особенностей современной технологии испытаний топливной экономичности Т и ТТМ является переход от определения ее в движении с установившимися режимами к определению в ездовых циклах, включающих переменные режимы. Это существенно приближает результаты испытаний к реальным значениям в эксплуатации и помогает преодолевать разрыв между оценками расходов топлива, декларируемыми в технических условиях на Т и ТТМ.

Для испытаний стандартизовано несколько ездовых циклов: европейский (Правила ЕЭК ООН №15), американский (LА=4), японский, концерна «Фольксваген». В стандартах испытательные ездовые циклы представляются по операциям в графическом и табличном виде. В табл. 9 показан ездовой испытательный цикл, установленный в предписаниях Правил №15, принятый и в отечественных стандартах. Он считается характерным для городского движения. В данной таблице содержатся операции (режимы работы), фазы испытаний, величины ускорений, скоростей и продолжительностей операций и фаз, а также особенности режимов управления трансмиссией с механической КП. Более подробно описание ездовых испытательных циклов, которые используются при оценке динамичности, топливной экономичности автомобилей, токсичности отработавших газов их двигателей описаны в специальной литературе [31].

Технология испытаний топливной экономичности тесно связана с регламентированными требованиями обработки измерений. Если после 10 измерений не достигается точность оценки расхода топлива в 5%, то испытания для Одобрения типа транспортного средства производятся на другом образце Т и ТТМ.

Таблица 9