2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
Динамичность (тягово-скоростные свойства) и топливная экономичность определяют два основных признака эффективности функционирования Т и ТТМ – производительность при выполнении транспортной работы и затраты горючего на ее выполнение.
Для всесторонней и достоверной оценки тягово-скоростных и топливно-экономических свойств Т и ТТМ нормативно-технической документацией устанавливается определение следующих показателей:
максимальной скорости, являющейся наибольшей устойчивой скоростью Т и ТТМ на одной из высших ступеней трансмиссии;
условной максимальной скорости, как средней скорости прохождения последних 400 м пути при интенсивном разгоне Т и ТТМ с места на прямом участке дороги протяженностью 2000 м;
времени разгона с места на заданном участке пути – показателя, характеризующего интенсивность разгона Т и ТТМ с места до средней скорости;
времени разгона с места до заданной скорости – показателя, характеризующего интенсивность разгона Т и ТТМ с места по среднему ускорению;
контрольного расхода топлива – осредненного расхода топлива, полученного на прямой горизонтальной дороге при регламентированных режимах движения;
расхода топлива в городском цикле на стенде – расхода топлива, по- лученного при имитации городского движения на стенде с беговыми барабанами в соответствии с международными требованиями;
базисного расхода топлива – условного расхода топлива, полученного как средневзвешенная величина по результатам заездов в магистральном и городском циклах на дороге с учетом весовых коэффициентов этих условий в общем эксплуатационном пробеге Т и ТТМ;
средней скорости и расхода топлива на горно-холмистой дороге – показатель, характеризующий тягово-скоростные свойства и топливную экономичность Т и ТТМ при перевозках в горно-холмистой местности;
средней скорости и расхода топлива на типовом маршруте магистральных перевозок – показатель, характеризующий скоростные свойства и топливную экономичность Т и ТТМ при движении в характерных условиях эксплуатации на автомагистралях;
средней скорости и расхода топлива на маршруте городского типа –показатель, характеризующий скоростные свойства и топливную экономичность Т и ТТМ при движении в характерных городских условиях эксплуатации;
топливной характеристики установившегося движения – зависимости расхода топлива от скорости установившегося движения;
скоростной характеристики «разгон на заданной передаче» –зависимости скорости от пути и времени разгона Т и ТТМ на заданной передаче, начиная с минимальной устойчивой скорости;
топливно-скоростной характеристики «разгон-замедление» – зависимости скорости и абсолютного расхода топлива от пути и времени при разгоне и замедлении Т и ТТМ в заданном диапазоне скоростей;
тяговой характеристики – зависимости суммарной силы тяги на ведущих колесах от скорости движения;
скоростной характеристики преодоления подъемов – зависимости максимально возможной скорости движения от величины преодолеваемого подъема;
топливно-скоростной характеристики циклического движения – зависимости среднего расхода топлива и средней скорости циклического движения от протяженности циклов движения (расстояния между остановками);
топливно-скоростной характеристики на дороге магистрально- холмистого типа – зависимости среднего расхода топлива (л/100км) и средней скорости от заданной максимально допускаемой скорости движения.
По результатам экспериментального определения этих величин могут определяться комплексные показатели оценки эффективности Т и ТТМ:
условная производительность – отношение часовой производительности транспортной работы к расходу топлива на единицу пути;
коэффициент использования энергозатрат – отношение полезной мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивлений, созданных полезной нагрузкой (сопротивление качению, подъему, инерции и воздуху) к тепловой энергии сжигаемого в двигателе топлива в объеме часового расхода;
коэффициент эффективности работы – отношение кинетической энергии полезного груза, соответствующей данной скорости движения, к тепловой энергии сжигаемого в двигателе топлива на единицу пути;
удельная себестоимость использования Т и ТТМ – отношение суммарной часовой себестоимости производства и эксплуатации к часовой производительности машины в данных условиях транспортной работы.
Нормативно-технической базой технологии испытаний тягово-скоростных и топливно-экономических свойств в российском автомобилестроении являются ГОСТ 22576-90 «Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний» и ГОСТ 20306-90 «Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний». Требования этих документов к технологии испытаний в основных положениях гармонизированы с международными и прежде всего с предписаниями Правил ЕЭК ООН.
В Правилах ЕЭК ООН №15, №83, №84 фиксируются следующие требования: измерение протяженности пути с точностью до 3%, времени – до 0,2 с, расхода топлива – до 2% (причем измерительное устройство может изменять давление в системе подачи топлива не более, чем на 10%, а температуру топлива – на 5°С). При этом измерительное устройство должно обеспечивать возможность измерения температуры топлива во время испытаний с приведением измеренного расхода к номинальным условиям (давление – 100кПа, температура – +20°С).
Одной из основных особенностей современной технологии испытаний топливной экономичности Т и ТТМ является переход от определения ее в движении с установившимися режимами к определению в ездовых циклах, включающих переменные режимы. Это существенно приближает результаты испытаний к реальным значениям в эксплуатации и помогает преодолевать разрыв между оценками расходов топлива, декларируемыми в технических условиях на Т и ТТМ.
Для испытаний стандартизовано несколько ездовых циклов: европейский (Правила ЕЭК ООН №15), американский (LА=4), японский, концерна «Фольксваген». В стандартах испытательные ездовые циклы представляются по операциям в графическом и табличном виде. В табл. 9 показан ездовой испытательный цикл, установленный в предписаниях Правил №15, принятый и в отечественных стандартах. Он считается характерным для городского движения. В данной таблице содержатся операции (режимы работы), фазы испытаний, величины ускорений, скоростей и продолжительностей операций и фаз, а также особенности режимов управления трансмиссией с механической КП. Более подробно описание ездовых испытательных циклов, которые используются при оценке динамичности, топливной экономичности автомобилей, токсичности отработавших газов их двигателей описаны в специальной литературе [31].
Технология испытаний топливной экономичности тесно связана с регламентированными требованиями обработки измерений. Если после 10 измерений не достигается точность оценки расхода топлива в 5%, то испытания для Одобрения типа транспортного средства производятся на другом образце Т и ТТМ.
Таблица 9
- Л.А. Бердников, н.А. Кузьмин
- Введение
- Лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- Лицензирование как метод государственного регулирования
- Государственное регулирование на автомобильном
- Формы и методы государственного регулирования
- Разделение перевозочного рынка на сектора
- Сектора транспортного рынка и их конкретизация
- Анализ развития секторов транспорта
- Формирование мер по регулированию перевозочной деятельности
- 1.2.1. Оформление лицензии
- 1.2.2. Отказ в получении лицензии
- 1.2.3. Права и обязанности лицензиата
- 1.2.4. Административная ответственность за правонарушения лицензиата
- 1.3. Лицензирование и экология
- Экологические требования для автопредприятий по группам
- 1.4. Лицензирование перевозок транспортными и транспортно-технологическими машинами
- 1.4.1. Обеспечение безопасности движения при перевозках
- 1.4.2. Аттестация автоперевозчиков и руководителей
- 1.4.3. Перевозка пассажиров и грузов в рф и в международном сообщении Документальное обеспечение. Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки в пределах рф
- 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов
- 1.4.5. Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
- 1.4.6. Перевозка пищевых продуктов
- 1.5. Регулирование деятельности автозаправочных станций
- 1.6. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
- Сертификация в сфере производства и
- 2.1.2. Система сертификации гост р
- Госстандарт России Национальный орган по сертификации
- Изготовители продукции
- 2.1.3. Общие правила и рекомендации по сертификации в рф
- Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
- 2.1.4. Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.1.5. Эксперты в Системе сертификации и требования к ним
- Сертификация услуг
- Возможные схемы сертификации услуг
- Правовые нормы применения знаков соответствия при сертификации
- Транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
- 2.2.1. Структура, состав, функции, права, условия, область применении сертификации
- Типы т и ттм в области автомобильного транспорта
- 2.2.2. Порядок сертификации машин
- 2.2.3. Испытания машин на соответствие активной, пассивной и послеаварийной безопасности
- Требования стандартов к тормозным системам т и ттм
- Нормы и требования эффективности тормозных систем т и ттм (тормозной путь, м / замедление, м/с2)
- Условия испытаний т и ттм на устойчивость и управляемость
- 2.2.4. Оценка динамичности и топливной экономичности
- Характерный ездовой испытательный цикл автомобилей
- 2.2.5. Испытания на вредные выбросы отработавших газов
- Соотношение основных компонентов вредных выбросов в двс
- Испытания на шумность
- Транспортных и транспортно-технологических
- 2.3.1. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования
- 2.3.2. Аккредитация органов по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Виды и порядок проведения сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту
- Требования к схемам сертификации услуг по то и ремонту т и ттмо
- 2.3.4. Сертификация запасных частей и принадлежностей
- Библиографический список
- Леонид Анатольевич Бердников