11.1. Информационный компонент контроллинга
Информация, которая поступает руководителям предприятия, должна быть краткой, конкретной и пролагать возможные варианты реагирования на неё.
Факторы неопределённости и риска требуют необходимого для их оценки и принятия адекватных решений информационного сопровождения на основе современных технологий. Особенно важна роль деловой информации, поступающей из внешних источников, в условиях российского рынка, которая характеризуется такими особенностями, как коррумпированность чиновника, криминализация бизнеса, отсутствие правовых гарантий и наличие иных факторов, присущих переходной экономике. Без информации о политическом положении нельзя принимать решения о размещении филиалов в регионе; без информации о клиенте трудно определить, стоит ли выдавать ему кредит и под какие проценты и т.д.
Современные предприятия требуют всё большей оперативности. В период быстрых изменений на рынке, более короткого циклаобращения продукции и услуг, изменчивости потребительского спроса важны полнота и актуальность информационной базы для предприятия стратегических решений, а так же контроля за их выполнением. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации для управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.
Контроллинг как система управления будущим играет особую роль в обеспечении длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Основой системы является сопоставление плановых и фактических значений контролируемых параметров, основанное на плане развития предприятия и бюджетировании.
С информационной точки зрения стержнем является система поддержки принятия решений (СППР). Цель разработки и внедрения СППР - это информационная поддержка оперативных возможностей и оперативных условий для высшего руководства предприятия с целью принятия обоснованных решений, соответствующих стратегическим и тактическим целям предприятия.
Основой данной системы является:
- доставка данных и информации аналитического и сводного характера для проведения оценок, разработка моделей и составление прогнозов;
- формирование системы информационных, математических, финансовых моделей экономических и управленческих процентов
При этом необходимо обеспечить:
- доступ к данным всех видов источников информации;
- управление данными и информацией в разнородных комплексах, что позволит обеспечить открытость;
- анализ и синтез финансовой и экономической информации, моделирование процессов и условий.
- Юхневич, м.Н. Основы контроллинга в компании: учеб.-метод. Комплекс / м.Н. Юхневич. – Минск: ипд, 2010. – 75 с.
- Содержание
- Введение
- Учебно-тематический план курса для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»
- Учебно-тематический план курса для специальности 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование»
- Учебно-тематический план дисциплины для специальности 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование»
- Тема 1. Контроллинг, основные понятия, цели и задачи
- Сущность контроллинга
- 1.2. Цели и задачи контроллинга
- Тема 2. Контроллинг в системе управления
- 2.1. Разграничение стратегического и оперативного контроллинга
- «Делать правильное дело»
- «Делать дело правильно»
- 2.2. Сущность и фазы стратегического планирования
- 2.3. Понятие и фазы стратегического контроля
- 2.4. Система стратегического информационного обеспечения
- Тема 3. Контроллинг маркетинга
- 3.1. Контроллинг маркетинга: задачи и основные инструменты контроллинга
- Стратегический и оперативный контроллинг маркетинга
- Тема 4. Контроллинг обеспечения ресурсами
- 4.1. Задачи контроллинга обеспечения ресурсами
- 4.2. Инструменты контроллинга обеспечения ресурсами
- Тема 5. Контроллинг в области логистики
- 5.1. Концепция логистики
- 5.2. Контроллинг в области логистики: задачи и инструменты контроллинга
- Тема 6. Контроллинг инвестиций
- 6.1. Контроллинг инвестиций: понятие и задачи
- 6.2. Инструменты контроллинга инвестиций
- Тема 7. Контроллинг инновационных процессов
- 7.1. Понятие инновации и особенности контроллинга инновационных процессов
- 7.2. Основные виды рисков инновационных процессов
- 7.3. Проект-контроллинг. Основная задача проект-контроллинга
- 7.4. Организационные формы управления проектами
- Тема 8. Финансовый контроллинг
- 8.1. Финансовый контроллинг: функции, задачи и основные элементы
- 8.2. Инструменты финансового контроллинга
- Тема 9. Инструментальные аспекты контроллинга
- 9.1. Формирование структуры бизнеса
- 9.2. Планирование и бюджетирование в системе контроллинга
- Тема 10. Анализ отклонений в системе контроллинга
- 10.1. Системы показателей оценки деятельности предприятия и его подразделений
- 10.2. Основные параметры отклонений плановых и фактических величин
- 10.3. Оценка отклонений контролируемых величин
- 10.4. Выявление причин отклонений контролируемых величин
- Тема 11. Информационный компонент контроллинга
- 11.1. Информационный компонент контроллинга
- 11.2. Формирование единого информационного пространства
- 11.3. Тенденции развития информационной технологии
- 11.4. Источники и потоки информации
- Тема 12. Основные функции системы поддержки принятия решений
- Основные функции системы поддержки принятия решений
- Представление информации. Понятие пользовательского интерфейса
- Тема 13. Организационно-методические основы создания системы контроллинга на предприятии
- 13.1. Организация подразделения контроллинга. «Плюсы» и «минусы» создания службы контроллинга
- 13.2. Профессиональные и личностные качества контролера
- Фазы и темпы внедрения контроллинга
- Тема 14. Контроллинг на производстве
- 14.1. Особенности контроллинг на производстве
- 14.2. Проекты системного контроллинга
- Тема 15. Контроллинг в банке
- 15.1. Задачи банка как кредитного института
- 15.2. Контроллинг в банке: функции и задачи
- 15.3. Особенности банковского контроллинга
- 15.4. Стратегический и оперативный контроллинг в банке
- 16. Методическиое обеспечение дисциплины
- 16.1. Содержание проведения практических (лабораторных) занятий
- Тема 1. Контроллинг, основные понятия, цели и задачи
- Тема 2. Контроллинг в системе управления
- Тема 3. Контроллинг маркетинга
- Тема 4. Контроллинг обеспечения ресурсами
- Тема 5. Контроллинг в области логистики
- Тема 6. Контроллинг инвестиций
- Тема 7. Контроллинг инновационных процессов
- Тема 8. Финансовый контроллинг
- Тема 9. Инструментальные аспекты контроллинга
- Тема 10. Анализ отклонений в системе контроллинга
- Тема11. Информационный компонент контроллинга
- Тема 12. Основные функции системы поддержки принятия решений
- Тема 13. Организационно-методические основы создания системы контроллинга на предприятии
- Тема 14. Контроллинг на производстве
- Тема 15. Контроллинг в банке
- 16.2.1. Перечень вопросов к зачету
- 16.2.2. Перечень вопросов к экзамену
- 16.3. Управляемая самостоятельная работа для студентов дневной и заочной форм обучения
- Тема 1. Контроллинг, основные понятия, цели и задачи
- Тема 3. Контроллинг маркетинга
- Тема 4. Контроллинг обеспечения ресурсами
- Тема 5. Контроллинг в области логистики
- Тема 7. Контроллинг инновационных процессов
- 16.4. Задания для самопроверки
- 16.5. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература
- Дополнительная литература