Адаптация личности в коллективе
Одной из главных задач управления персоналом является адаптация личности в коллективе. Адаптация означает привыкание. Новый работник, приступивший к исполнению своих обязанностей в организации, переживает период трудовой и социальной адаптации.
2 Трудовая адаптация предполагает приспособляемость к работе. В результате трудовой адаптации новый работник усваивает специфику труда в данной организации.
Поступая на работу, человек включается в систему внутриорганизационных трудовых профессиональных и социально-психологических отношений конкретного коллектива. Предприятие и работник предъявляют друг к другу определенные требования. Предприятие имеет свои цели и задачи - выпуск продукции, производство материальных и духовных благ, оказание услуг, в соответствии с которыми предъявляет требования к работнику: к образованию, квалификации, производительности и дисциплине труда, к его умению работать в коллективе - подчиняет его поведение служебным предписаниям.
Работник при поступлении на работу уже имеет свои представления о ценностях, согласовывает свою позицию с целями и задачами предприятия и в соответствии с ними формирует свои требования к предприятию: к условиям труда, его оплате, содержанию, возможности роста.
Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу. В результате осуществляется процесс трудовой адаптации.
Трудовая адаптация может быть первичной (при первоначальном вхождении работника в производственную среду) и вторичной (при переходе на новое рабочее место без смены или со сменой профессии, при существенных изменениях производственной среды, ее технических, экономических или социальных элементов).
Трудовая адаптация - это сложный и многогранный процесс. Она состоит как бы из нескольких адаптаций и представляет их единство. Выделяют четыре вида адаптации:
1) профессиональную;
2) социально-психологическую;
3) общественно-организационную;
4) культурно-бытовую.
3 Профессиональная адаптация означает приспособление к выполняемой работе. Она выражается в ознакомлении с работой, в приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей.
4 Социально-психологическая адаптация означает приспособление к коллективу. Заключается в освоении социально-психологических особенностей коллектива, вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений. Вновь
поступивший работник вживается в коллектив, устанавливает связи и вступает во взаимоотношения с остальными его членами.
5 Общественно-организационная адаптация - освоение организационной структуры коллектива, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха.
6 Культурно-бытовая адаптация - освоение в коллективе особенностей организации быта и традиций проведения свободного времени. Она проходит быстро, если члены коллектива не только связаны отношениями по работе, но и проводят вместе досуг.
По времени процесс трудовой адаптации разделяется на три этапа:
1. Познавательный, ознакомительный этап длится 3-6 месяцев. Новый работник знакомится с коллективом, условиями производства и содержанием труда. У него еще нет полного представления и окончательных суждений о коллективе и профессии.
2. Оценочный этап длится 1,5-2 года в зависимости от сложности работы и характера отношений в коллективе. Здесь постигаются тонкости профессионального мастерства, принимается окончательное решение о приобщении к профессии и коллективу.
3. Заключительный этап. Происходит дальнейшее формирование активного творческого работника, его полной совместимости с социальной средой. Работник стабилизируется и укрепляется в данной профессии - происходит отождествление
личных целей с целями предприятия.
Успешность адаптации зависит от целого ряда факторов. Это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты процесса трудовой адаптации.
Успешное решение проблем адаптации требует наличия определенных знаний в области психологии и социологии. Прежде всего необходимо понимание биосоциальной природы личности, знание структуры личности, темперамента и характера каждого работника.
6.3.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом