Цели управления персоналом
Цель - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности.
6 Цель управления - это обычно желаемое состояние системы управления, к которому приходит организация из заданного состояния, решая стратегические проблемы развития (рис. 5.3. ).
Разработка экономической стратегии фирмы предполагает, прежде всего, определение целей ее деятельности.
Как правило, любая организация имеет одну главную цель, которая определяется ее миссией. Например, промышленное предприятие - выпуск промышленной продукции, учебное заведение - обучение и т.п.
Однако наряду с главной целью организация имеет и другие цели, которые в отличие от первой не обладают самостоятельным значением. Это скорее попутные цели или цели-средства для реализации главной цели. Например, для промышленного предприятия - рациональное использование материалов, экономия топлива и энергии, оптимальная загрузка оборудования и др.
В центре внимания управляющей системы находится главная цель, а промежуточные цели превращаются в точки контроля за ее достижением. Такая структура целей характерна для механизма планирования, при котором исходят из общей предварительной целевой ориентации. Ее можно представить в виде следующей схемы (рис. 5.4 ).
Однако возможны и другие подходы к постановке целей, когда, например, происходит диверсификация производства или осваивается производство новых продуктов (рис. 5.5 ).
7 Определение главной и промежуточных целей организации создает основу для их ранжирования. Ранжирование предполагает преемственность и последовательность промежуточных целей и определение приоритетности их достижения. По существу промежуточные цели выступают как этапы достижения главной цели. Для увязки этих этапов строится дерево целей. Этот термин начал использоваться в литературе по менеджменту еще в 1960-е годы. Его появление связано с методикой PATTERN, на основе которой разрабатывалась космическая программа «Аполлон» (США).
Термин «дерево целей» состоит из двух понятий: понятия «дерево», которое четко описано в теории графов, и понятия «цели», которое, как уже отмечалось, имеет конкретное значение в управлении.
Пример «дерева целей» представлен на рис. 5.6 .
«Корень дерева» отражает главную цель (А). Подцели В и С - первого уровня, D и Е - подцели второго уровня. Их следует рассматривать как средства и способы достижения целей более высокого уровня.
8 К целям управления предъявляются следующие требования:
во-первых, цели определяют направления деятельности, предопределяют действия, задают уровни для оценки результата;
во-вторых, цели управления должны быть реальными и достижимыми; должны детализироваться по этапам их достижения, а также быть измеримыми, однозначными и понятными исполнителям. Кроме того, цели должны детализироваться по подразделениям и исполнителям;
и наконец, в-третьих, цели должны задаваться с учетом объема работ, сроков, исполнителей и имеющихся возможностей.
Воздействие аппарата управления на персонал обычно преследует такие цели:
определение потребности организации в трудовых ресурсах;
контроль за затратами на рабочую силу;
стимулирование и мотивация трудовой деятельности;
улучшение условий труда;
объективная оценка результатов труда;
создание здорового психологического климата в коллективе;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Администрация (аппарат управления), осуществляя процесс управления персоналом, обычно придерживается определенных правил:
1. Обеспечить использование каждого работника на той работе, где по своим личностно-деловым качествам и способностям он может принести наибольшую пользу организации.
2. Установить строгую ответственность каждого работника за порученное ему дело.
3. Поощрять инициативу и добросовестное отношение к труду.
4. Уметь определять стратегические и тактические цели организации и побуждать работников к их достижению.
Все перечисленные цели и правила должны реализоваться в процессе управления персоналом.
5.4.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом