Система органов управления трудовыми ресурсами
11 Государственная система управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Законодательство в области социально-трудовых отношений находится в компетенции Совета Федерации и Государственной думы. Так, в Совете Федерации существуют следующие комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений:
по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям;
по социальной политике.
В Государственной думе законотворческая деятельность в области управления трудовыми ресурсами сосредоточена в следующих комитетах:
по законодательству и судебно-правовой реформе;
по экономической политике;
по бюджету, налогам, банкам и финансам;
по труду и социальной политике;
по образованию и социальной политике и др.
Исполнительную власть олицетворяет, как известно, Правительство РФ.
12 Важнейшим органом исполнительной власти, осуществляющим управление трудовыми ресурсами, является сформированное Правительством РФ Министерство труда и социального развития РФ (Минтруда РФ). Основными задачами этого министерства являются:
выработка социально-трудовой политики;
координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;
подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
регулирование рынка труда и занятости населения и др.
При Министерстве труда РФ имеется ряд организаций, которые способствуют решению поставленных перед этим министерством задач. Важнейшими из них являются: Институт труда, Всероссийский центр производительности, Центральное бюро нормативов по труду, Всероссийский центр уровня жизни.
Институт труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения.
Всероссийский центр производительности осуществляет следующие функции:
разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда;
формирует Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений;
обеспечивает информационное обслуживание предприятий и служб занятости;
проводит анализ статистических показателей по труду.
Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования в области разработки норм и нормативов по труду и кадрам.
Деятельность Всероссийского центра уровня жизни осуществляется в следующих направлениях:
проведение научных исследований по определению минимального уровня оплаты труда и дифференциации оплаты труда;
разработка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда;
проведение социологических исследований и др.
Деятельность перечисленных органов и самого Минтруда сложно оценить однозначно. Наряду с позитивными предложениями, которые от них поступают, есть немало проблем еще не решенных или решенных неудовлетворительно. Например, нельзя признать удовлетворительным существующее ныне соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, не стимулирует высокопроизводительный труд на государственных предприятиях действующая система оплаты труда и т.д.
Важная роль в системе органов исполнительной власти принадлежит министерствам, которые курируют развитие отраслей. Например, Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций (МПТР России) выполняет такие задачи в части управления трудовыми ресурсами, как разработка и реализация кадровой политики в полиграфии, кадровое обеспечение отрасли, повышение квалификации и обучение работников полиграфических предприятий, организация аттестации персонала государственных полиграфических предприятий и т.п.
Судебную власть представляют Конституционный, Верховный, Высший арбитражный, федеральные суды, а также Министерство юстиции. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т.е. наказание нарушителей закона, разрешение конфликтов, связанных с нарушением трудового законодательства и т.п.
В развитых странах существенную роль в управлении трудовыми ресурсами играют профсоюзы, которые отстаивают интересы трудящихся, последовательно защищают их права, добиваются реального улучшения условий труда и быта работников. Отечественные профсоюзы, к сожалению, не отличаются твердостью, принципиальностью в отстаивании интересов своих членов и часто идут на поводу у администрации.
3.5.
Выводы
Трудовые ресурсы - главная производительная сила общества. К трудовым ресурсам относится трудоспособное население, которое обладает физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для производства материальных благ или для работы в непроизводственной сфере.
Качество трудовых ресурсов характеризуется такими показателями, как общая и профессиональная трудоспособность, а также трудовой потенциал работников.
Рынок труда можно представить как рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. При этом рынок рабочей силы, как правило, больше, чем рынок рабочих мест. Поэтому даже в развитых странах существует проблема занятости.
Различаются следующие виды безработицы: фрикционная, институционная и вынужденная. Вынужденная безработица рассматривается как технологическая, структурная, экономическая, маржинальная и молодежная.
Система органов управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В нашей стране в эту систему входят различные комитеты Совета Федерации и Государственной думы, Минтруда РФ и подведомственные ему организации, Конституционный, Верховный, Высший арбитражный и федеральные суды.
Служба управления персоналом
4.1.
Структурные подразделения предприятия (организации) по управлению персоналом
Любая социальная система управления (или организация) имеет функциональную подсистему управления кадрами. Важнейшими задачами этой подсистемы являются:
подбор и расстановка кадров на основе диагностики их профессиональной пригодности;
стимулирование и мотивация трудовой деятельности;
управление формальными и неформальными группами;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала и др.
Подразделение, осуществляющее управление кадрами, имеет определенную организационную структуру.
Организационная структура управления базируется, как известно, на горизонтальном и вертикальном разделении управленческого труда. Если вертикальное разделение труда ориентировано на выявление уровней управления, то горизонтальное базируется на четком определении функций, выполняемых каждым подразделением.
1 Традиционно для управления персоналом на полиграфических предприятиях создаются специальные службы управления кадрами в виде отделов (или управлений) кадров. Однако в традиционной организационной структуре управления отделы кадров не являются ни методическими, ни координирующими центрами кадровой работы. Они, как правило, структурно разобщены с другими подразделениями, выполняющими те или иные функции управления персоналом. Так, наряду с отделом кадров в традиционно сложившихся организационных структурах управления выделяются отделы подготовки кадров и военизированной охраны, которые находятся в ведении заместителя директора по кадрам, а также отделы труда и техники безопасности, охраны окружающей среды, которые находятся в подчинении у главного инженера; жилищно-коммунальный отдел, отдел социально-бытового обеспечения, отдел социологических исследований и другие подразделения, находящиеся в подчинении у заместителя директора по социальным вопросам и быту.
2 Между тем современный уровень управления производством требует формирования комплексной службы управления персоналом, которая могла бы выполнять следующие функции:
прогнозирование потребности в кадрах;
планирование количества и качественной структуры кадров в подразделениях предприятия;
поиск квалифицированных кадров;
подбор сотрудников в учебных заведениях;
проведение конкурсов на вакантные места;
аттестация поступающих на работу;
организация процесса адаптации новых сотрудников;
организация обучения персонала, стажировок и учебной практики;
выработка рекомендаций для повышения квалификации;
проведение аттестации персонала;
организация переподготовки персонала;
организация подготовки руководящих кадров;
тарификация рабочих мест;
оценка уровня безопасности и комфортности труда;
выработка правил оценки результатов труда;
согласование правил оплаты труда;
согласование условий социального обеспечения;
содействие улучшению психологического климата в коллективе;
ведение личных дел работающих;
подготовка отчетов о состоянии и изменении кадров.
Для осуществления перечисленных выше функций в современных полиграфических фирмах формируются структуры управления персоналом, объединяющие под руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами. В частности, в системе управления персоналом могут быть выделены следующие подсистемы: условий труда; трудовых отношений; оформления и учета кадров; планирования, прогнозирования и маркетинга персонала; развития кадров; мотивации и стимулирования труда; юридических услуг; развития социальной инфраструктуры; разработки организационных структур управления.
Традиционный же отдел кадров сосредоточивает свое внимание в основном на оформлении, ведении документов, учете квалификации работающих.
4.2.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом