Принципы управления персоналом
В управлении персоналом реализуются прежде всего общие принципы управления.
Ответ 2.9 Принципы управления - это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.
Важнейшими принципами управления персоналом являются:
целенаправленность;
планомерность;
ответственность;
дисциплина;
иерархичность;
компетентность;
стимулирование.
Перейдем теперь непосредственно к рассмотрению этих принципов.
Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и предельно конкретной, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.
Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.
Принцип планомерности управления тоже связан с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, в координации действий исполнителей и их инструктировании, а также в организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом (см. разд. 2.3). Реализация этого принципа на практике придает плановую организацию всей системе управления.
Одним из основных принципов управления является ответственность. Этот принцип отражает характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают юридическую и моральную ответственность. Юридическая ответственность предполагает безусловное выполнение законодательных актов, нарушение которых карается в судебном порядке. Моральная ответственность предусматривает добровольное соблюдение общепринятых нравственных норм.
У индивида ответственность формируется под влиянием требований, которые к нему предъявляет общество. Воспринятые личностью, эти требования становятся основой ее мотивации.
Формирование личности в трудовом коллективе предполагает воспитание у нее чувства ответственности. Причем ответственность должна стать свойством личности.
В процессе управления персоналом менеджер имеет определенные полномочия, т.е. право использовать по своему усмотрению те или иные ресурсы организации, а также право давать задания подчиненным в соответствии с задачами фирмы. Вместе с тем менеджер несет ответственность за результаты своей деятельности. Он вправе делегировать полностью или частично свои полномочия кому-либо из подчиненных, однако ответственность с менеджера не снимается.
В процессе управления персоналом наряду с моральной ответственностью различают дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.
Ответственность дисциплинарная - это форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины путем наложения на них дисциплинарных взысканий: замечания, выговора, строгого выговора и т.п.
Ответственность материальная - обязанность работника возместить причиненный им ущерб.
Ответственность уголовная означает, что лицо, совершившее преступление, за свои действия обязано нести наказание, предусмотренное законом.
Наличие ответственности обусловливает такие принципы управления, как иерархичность и дисциплина.
Иерархичность предполагает выделение уровней управления и последовательное подчинение нижестоящих уровней управления вышестоящим, а дисциплина предусматривает безусловное выполнение полученных заданий и распоряжений.
Одним из принципов управления персоналом является соответствие прав и обязанностей. На практике это означает, что ответственность должна быть равна полномочиям, т.е. власть должна быть ответственной. Однако на практике этот принцип соблюдается не всегда. Причем чем выше уровень управления и больше власти, тем меньше ответственность. Отсюда многие необдуманные и безответственные решения, которые принимаются на макроуровне управления.
Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.
Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное - в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, в причастности, в успехе и т.п. Более подробно эти мотивы будут рассмотрены ниже.
Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто делается на практике. Стимулирование предполагает использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.
В современных организациях наряду с общими принципами управления выработана определенная система принципов, определяющих кадровую политику. Важнейшими из этих принципов являются следующие:
полное доверие к сотруднику и предоставление ему максимальной самостоятельности;
в центре внимания при управлении должны быть не деньги, а человек и его инициатива;
результат деятельности организации определяется степенью сплоченности коллектива;
максимальное делегирование функций сотрудникам;
совершенствование мотивации труда работников.
2.5.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом