Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
Профессиональная ориентация обычно предшествует обучению. Кадры квалифицированных рабочих готовят в различных профессионально-технических училищах или колледжах.
Подготовка специалистов для полиграфических предприятий осуществляется в государственных и негосударственных высших учебных заведениях и колледжах Российской Федерации на основе утвержденных государственных стандартов.
Государственный образовательный стандарт является директивным документом, в соответствии с которым осуществляется учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях.
В Государственном образовательном стандарте по каждой специальности приводится общая характеристика специальности, определяются требования к уровню подготовленности специалистов, а также требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин. В стандарте по каждой специальности выделяются четыре цикла дисциплин:
1) цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
2) цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин;
3) цикл общепрофессиональных дисциплин;
4) цикл специальных дисциплин.
По каждому циклу дисциплин в стандарте определено общее количество часов, указан набор обязательных дисциплин, а по каждой дисциплине - обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы.
Утвержденный Министерством образования РФ Государственный стандарт становится основой для разработки учебных планов вузов, в соответствии с которыми и осуществляется подготовка специалистов. В учебных планах устанавливается объем часов, отведенных на изучение каждой дисциплины, определяется соотношение аудиторных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу, а также устанавливается последовательность изучения дисциплин.
Все это, с одной стороны, унифицирует подготовку специалистов и создает единое поле для конкуренции различных вузов. В результате полиграфические предприятия имеют возможность пополнять кадры выпускниками различных вузов - МГУП, РЭА им. Г.В. Плеханова, ГУУ или любого другого вуза, которые, в принципе, должны обладать одинаковой суммой знаний в пределах Государственного стандарта.
Однако, с другой стороны, единые стандарты не позволяют в полной мере учесть запросы конкретной отрасли при подготовке специалистов, ибо все стандарты унифицированы. Правда, в рамках стандартов имеются региональный и вузовский компоненты, т.е. оставлено небольшое количество часов (около 20 процентов времени) на усмотрение учебного заведения для учета потребности отраслей и регионов. Например, на факультете экономики и менеджмента Московского государственного университета печати эти часы использованы следующим образом:
1. Введены специальные инженерные дисциплины, позволяющие отразить специфику отрасли (например, технологические процессы в полиграфии, оперативная полиграфия, техника полиграфического производства и др.).
2. Усилен блок дисциплин, связанных с использованием компьютеров. В результате эти дисциплины изучаются студентами непрерывно с 1-го по 5-й курс (в частности, в учебные планы включены такие дисциплины, как Технические средства компьютерных систем, Программные средства обработки информации и др.).
Профессиональное обучение нельзя отождествлять с образованием. Образование направлено на общее развитие обучающихся, а профессиональное обучение служит развитию навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы в конкретной организации.
9 Ключевым вопросом управления профессиональным развитием является определение соответствия между профессиональными навыками, которыми должен обладать персонал, и теми навыками и знаниями, которыми он обладает в действительности.
Для радикального решения этого вопроса необходимо четко представлять факторы, под влиянием которых складываются потребности организации в развитии персонала. К этим факторам относятся:
1) динамика внешней среды (потребители, конкуренты и т. п.);
2) развитие техники и технологии;
3) изменение стратегии развития организации;
4) создание новой организационной структуры;
5) освоение новых видов деятельности.
10 Традиционными методами определения потребности в профессиональном росте являются аттестация и подготовка индивидуального плана.
В ходе аттестации сотрудник обсуждает с администрацией перспективы своего профессионального роста. Результатом обсуждения становится план индивидуального развития. Этот план представляет собой самооценку сотрудника. Он обычно строится по следующей схеме:
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом