logo
Предмет курса

Развитие предприятия (организации) и обучение персонала

Профессиональная ориентация обычно предшествует обучению. Кадры квалифицированных рабочих готовят в различных профессионально-технических училищах или колледжах.

Подготовка специалистов для полиграфических предприятий осуществляется в государственных и негосударственных высших учебных заведениях и колледжах Российской Федерации на основе утвержденных государственных стандартов.

Государственный образовательный стандарт является директивным документом, в соответствии с которым осуществляется учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях.

В Государственном образовательном стандарте по каждой специальности приводится общая характеристика специальности, определяются требования к уровню подготовленности специалистов, а также требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин. В стандарте по каждой специальности выделяются четыре цикла дисциплин:

1) цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

2) цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин;

3) цикл общепрофессиональных дисциплин;

4) цикл специальных дисциплин.

По каждому циклу дисциплин в стандарте определено общее количество часов, указан набор обязательных дисциплин, а по каждой дисциплине - обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы.

Утвержденный Министерством образования РФ Государственный стандарт становится основой для разработки учебных планов вузов, в соответствии с которыми и осуществляется подготовка специалистов. В учебных планах устанавливается объем часов, отведенных на изучение каждой дисциплины, определяется соотношение аудиторных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу, а также устанавливается последовательность изучения дисциплин.

Все это, с одной стороны, унифицирует подготовку специалистов и создает единое поле для конкуренции различных вузов. В результате полиграфические предприятия имеют возможность пополнять кадры выпускниками различных вузов - МГУП, РЭА им. Г.В. Плеханова, ГУУ или любого другого вуза, которые, в принципе, должны обладать одинаковой суммой знаний в пределах Государственного стандарта.

Однако, с другой стороны, единые стандарты не позволяют в полной мере учесть запросы конкретной отрасли при подготовке специалистов, ибо все стандарты унифицированы. Правда, в рамках стандартов имеются региональный и вузовский компоненты, т.е. оставлено небольшое количество часов (около 20 процентов времени) на усмотрение учебного заведения для учета потребности отраслей и регионов. Например, на факультете экономики и менеджмента Московского государственного университета печати эти часы использованы следующим образом:

1. Введены специальные инженерные дисциплины, позволяющие отразить специфику отрасли (например, технологические процессы в полиграфии, оперативная полиграфия, техника полиграфического производства и др.).

2. Усилен блок дисциплин, связанных с использованием компьютеров. В результате эти дисциплины изучаются студентами непрерывно с 1-го по 5-й курс (в частности, в учебные планы включены такие дисциплины, как Технические средства компьютерных систем, Программные средства обработки информации и др.).

Профессиональное обучение нельзя отождествлять с образованием. Образование направлено на общее развитие обучающихся, а профессиональное обучение служит развитию навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы в конкретной организации.

9 Ключевым вопросом управления профессиональным развитием является определение соответствия между профессиональными навыками, которыми должен обладать персонал, и теми навыками и знаниями, которыми он обладает в действительности.

Для радикального решения этого вопроса необходимо четко представлять факторы, под влиянием которых складываются потребности организации в развитии персонала. К этим факторам относятся:

1) динамика внешней среды (потребители, конкуренты и т. п.);

2) развитие техники и технологии;

3) изменение стратегии развития организации;

4) создание новой организационной структуры;

5) освоение новых видов деятельности.

10 Традиционными методами определения потребности в профессиональном росте являются аттестация и подготовка индивидуального плана.

В ходе аттестации сотрудник обсуждает с администрацией перспективы своего профессионального роста. Результатом обсуждения становится план индивидуального развития. Этот план представляет собой самооценку сотрудника. Он обычно строится по следующей схеме: