Власть и лидерство
Эффективность управления во многом зависит от руководителя организации. Руководитель организации в идеальном варианте - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
Управление и лидерство не одно и то же. Файли, Хаус и Керр считали: «Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают поставленные задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы».
Лидерство - это искусство оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер формальной или неформальной группы (организации) имеет власть.
8 Власть - это возможность влиять на поведение других. Власть является необходимым элементом управления. Как справедливо утверждает социолог Роберт Бристед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка».
Однако не только руководитель имеет власть над своими подчиненными, но и подчиненные имеют власть над руководителем, ибо, относясь халатно к работе, они ставят под удар и своего руководителя. Поэтому хороший руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей, но не чрезмерной, так как злоупотребление властью вызывает у подчиненных чувство обездоленности и отсюда - непокорности.
Власть может принимать различные формы. Обычно различают пять форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что начальник может помешать удовлетворению его насущных потребностей или доставить другие неприятности.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный считает, что руководитель может удовлетворить его потребность или доставить удовольствие.
3. Экспертная власть - работник надеется, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
4. Эталонная власть - это власть примера, когда подчиненный хочет быть похожим на начальника.
5. Законная власть - исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, а его долг выполнять их. Исполнять приказания учит традиция. Поэтому законную власть часто называют традиционной.
Менеджер должен быть лидером, т.е. индивидуумом, к которому прислушиваются другие люди. Это необходимо, во-первых, для того чтобы завоевать психологический (неформальный) авторитет в коллективе; во-вторых, чтобы выработать свой стиль управления; в-третьих, чтобы создать эффективную мотивацию работников.
Лидер должен быть независимым, готовым в любой момент уйти, ибо выражение интересов коллектива вовсе не означает покорности ему.
Лидер должен обладать определенным набором качеств, часть которых может быть дана от природы, а часть приобретена в процессе упорной работы над собой.
9 Менеджер получает полномочия руководить людьми от вышестоящей инстанции, т.е. он становится «формальным лидером», который назначен администрацией. Но, чтобы стать подлинным лидером, способным вести за собой людей, ему необходимо еще обрести всеобщее признание своих подчиненных, стать еще и «неформальным лидером».
Влияние лидера на людей происходит главным образом по двум направлениям:
признание его личного авторитета (члены группы признают преимущества лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования и т. д.);
признание его личных качеств (человечность, обходительность, справедливое отношение к людям и т. п.).
10 В реальной жизни все это проявляется как добровольное признание исключительности лидера. Окружающие обычно воспринимают такого лидера по четырем моделям.
«Один из нас» - предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, страдает: жизнь приносит ему и удачу, и неприятности.
«Лучший из нас» - имеется в виду, что лидер является примером для всей группы и как человек, и как профессионал. Подчиненные стремятся подражать такому лидеру.
«Воплощение добродетели» - считается, что лидер является носителем норм морали. Он разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать.
«Оправдание ожиданий» - в этой модели предполагается, что поведение лидера не зависит от меняющейся обстановки, т.е. лидер всегда должен быть верен своему слову и не допускать отклонения от курса поведения, одобренного группой.
Лидерство - это искусство влиять на людей, вдохновлять их на то, чтобы они по доброй воле стремились к достижению тех целей, которые не являются их личными целями, например целей подразделения, фирмы, государства.
Люди следуют за лидерами прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя далеко не всегда реально дать) средства для удовлетворения их насущных потребностей, указать верный путь к цели.
Власть лидера основывается на:
хорошем знании подчиненных;
умении поставить себя на их место, понять их стремления;
способности анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные перспективы и последствия тех или иных действий;
понимании психологических особенностей окружающих (партнеров, руководителей, подчиненных) и умелом их использовании в официальных и неофициальных контактах;
возможности увлекать людей, вселять в них уверенность, вести за собой;
гибкости, настойчивости, упорстве;
обширных знаниях, эрудиции и многом другом.
11 Проблемы лидерства обычно рассматривают в контексте целенаправленного управления. В частности, американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем Тид Ордуэй в работе «Искусство лидерства» определял лидерство как влияние на людей для совместного достижения некоторой цели, которую они считают желательной. При этом он полагал, что большинство людей хотят принадлежать к какой-либо ориентированной на достижение цели группе, например к церкви, предпринимательской компании, клубу. Поскольку лишь немногие призваны быть лидерами, большинство людей хотят, чтобы их вели, и чувствуют себя удовлетворенными в качестве ведомых.
Людей можно вести за собой разными способами. Иногда лидеры запугивают, однако увещевания и ободряющие беседы скорее ведут к успеху. Важно, чтобы цели, которые укрепляют авторитет лидера, были четко сформулированы и привлекательны. Это должны быть цели, с которыми ведомые работники с энтузиазмом себя идентифицируют.
Наиболее существенными чертами лидера Тид Ордуэй считал следующие:
физическая и эмоциональная выносливость;
понимание назначения организации и целей ее деятельности;
энтузиазм, который обычно трансформируется в господство и влияние;
дружелюбие и обаяние;
порядочность.
До 50-х годов господствующей была теория личных качеств лидера. Американский ученый Р. М. Стогдилл изменил этой традиции. Основательно изучив исследования о лидерстве, он вы-двинул следующий аргумент: хотя некоторые характерные качества присущи всем лидерам, лидерство лучше «рассматривать во взаимодействии многих независимых переменных, которые находятся в состоянии непрерывного движения и изменения». Этого аргумента оказалось достаточно для того, чтобы переменить господствовавшие ранее взгляды на лидерство как на некоторый набор личных качеств и рассматривать его как активную деятельность. Так, на первый план выдвинулся приоритет изучения поведения лидера, а не его личных качеств. Это направление оформилось в теорию Д. МакГрегора о стилях управления (см. разд. 10.5).
Американский ученый Р. Лайкерт считал, что наиболее эффективными лидерами-менеджерами становятся те, кто выполняет связующую роль между высшим и низшим уровнями управления в организации, т. е. информирует своих сотрудников о намерениях высших менеджеров, а высшую администрацию - о том, что происходит среди работников.
Р. Лайкерт предложил свой знаменитый принцип поддержания отношений, который гласил: лидеры должны обеспечивать максимальную возможность того, чтобы все действия в рамках определенной организационной структуры рассматривались как взаимодополняющие и были направлены на формирование и поддержание личного достоинства и значимости сотрудников. Р. Лайкерт сопоставил различные типы организационных структур, взяв за основу типы принятого управленческого стиля. Среди факторов, которые он использовал для классификации различных организационных систем, были природа применяемых мотивационных стимулов, характер коммуникационных процессов, способы принятия решений, установки целей и приоритетов, а также контроля. В результате он выделил четыре типа организационных структур.
1. Организации первого типа. Этому типу организации Р. Лайкерт дал определение эксплуататорской и авторитарной. Менеджеры и лидеры не доверяют своим подчиненным. Мотивация основана на страхе, угрозах и случайных поощрениях. Поток информации направляется сверху вниз, а та скудная информация, которая поступает наверх, как правило, неточна и искажена. Цели навязываются сверху, где принимаются все важные решения.
2. Организации второго типа. Это благожелательный и авторитарный тип организационной структуры. Лидеры и их подчиненные демонстрируют взаимоотношения по принципу: «мастер - работник». В большей мере, чем в организации первого типа, подчиненные посвящены в дела организации. Здесь более развита система поощрений, лучше организован поток информации наверх. Взаимоотношения лидеров и подчиненных можно назвать патерналистскими.
3. Организации третьего типа. Эту систему Лайкерт назвал консультативной формой организации, так как здесь лидеры все еще осуществляют полный контроль, но обращаются за консультацией к своим работникам, прежде чем принять окончательное решение. Сообщения наверх осторожны и неоткровенны, отсутствует свободная передача информации.
4. Организации четвертого типа. Этот тип организации Р. Лайкерт определил как основанный на участии. Лидеры доверяют своим подчиненным и убеждены в том, что их персонал ответственно трудится для достижения поставленных организацией целей. Сообщения налажены четко, информационный поток распространяется вертикально и горизонтально. Цели формулируются по принципу соучастия людьми, которые непо-средственно вовлечены в практическое решение задач.
Большая часть лидеров создает организационные структуры второго и третьего типов, поскольку использование структуры четвертого типа, которую Лайкерт рекомендовал как наиболее предпочтительную, требует значительных изменений в философии лидерства.
8.4.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом