Нововведения и персонал
12 В последней трети XX в. система производительных сил, базирующаяся преимущественно на технологическом использовании законов и принципов механического движения, вступила в полосу кризиса, который проявился как кризис естественнонаучного характера. Он становится очевидным в сфере традиционных орудий труда, источников энергии, предметов труда.
В сфере традиционных орудий труда кризис проявляется в достижении предельных величин производительности, мощности, скорости, быстродействия и т. п. Так, средние скорости токарных станков стабилизировались на уровне 300-700 оборотов шпинделя в минуту, производительность механических ткацких станков составляет в среднем 5 погонных метров ткани в час, в химической технологии температура порядка 3-4 тыс. градусов по Цельсию и давление до 300-500 тыс. атмосфер считаются пределом возможного.
В сельском хозяйстве в работе почвообрабатывающих орудий заложен принцип клина, который не позволяет преодолеть скоростной барьер 7-10 км/ч без снижения качества обработки земли. Низки также скорости уборочной техники. Например, у картофелеуборочных комбайнов они составляют 1-1,6 км/ч. Достигнуты пределы интенсификации рабочих процессов зерноуборочных комбайнов. Оптимизация выполнения технологических операций в полеводстве мобильной техникой возможна лишь в ограниченной мере, поскольку уровень ее развития относительно рабочих скоростей, ширины захвата агрегатов, размеров и массы машин уже близок к предельному.
Кризис традиционных источников энергии проявляется в стабилизации их кпд. Для тепловых электростанций - основных производителей энергии - он установился на уровне ниже 30 процентов, кпд атомных электростанций не превышает в среднем 33 процентов. Предельный кпд не может быть преодолен при сохранении нынешней многостадийной схемы преобразования энергии топлива в электричество: котел - турбина - генератор - трансформатор; кпд детерминирован не видом топлива, котла или турбины, а генератором.
Кризис предметов труда проявляется не только в исчерпании или относительном истощении полезных ископаемых, но и в достижении пределов повышения качества получаемых из них материалов.
В конце XX в. на большинстве эксплуатируемых месторождений мира среднее содержание металлов или других компонентов в рудах заметно снизилось. В прошлом веке считалась целесообразной добыча свинцово-цинковой руды, содержащей 8-10 процентов полезных ископаемых; в начале нашего века - 6-7 процентов. Перед Второй мировой войной эффективным содержанием свинца и цинка в руде считалось 5-8 процентов. В настоящее время добывается руда, в которой содержится 1,5-2,7 процента этих металлов. Аналогичному пересмотру подвергалась также ценность медной руды .
В связи с ростом народонаселения, а также количественным и качественным ростом его потребностей 70-80-е годы стали временем предельных возможностей основных биологических систем, являющихся главными источниками продуктов питания для людей и сырья для промышленности: лесов, пастбищ, пахотных земель и океана.
Однако изложенные проблемы (проблемы техники, энергии, ресурсов, продовольствия и т. п.) не следует рассматривать как противоречие «общество - природа». Это противоречие относится к другому классу: «общество - производительные силы», и суть его в том, что традиционные производительные силы не способны удовлетворить возрастающие потребности людей.
Впервые человечество столкнулось с кризисным состоянием производительных сил в эпоху неолита (6-3 тысячелетия до н. э.). Этот кризис был преодолен в результате так называемой неолитической революции, которая ознаменовалась переходом от собирательства, охоты и рыболовства к производству, в результате которого возникли полеводство, скотоводство, ремесла.
Второй глобальный кризис производительных сил возник в конце XVIII - начале XIX в. и был преодолен путем перехода от ручных ремесленных и мануфактурных орудий и средств труда к машинно-фабричному производству, основанному на технологическом использовании законов естествознания, прежде всего механики.
Нынешний (третий) кризис преодолевается в ходе научно-технической революции путем мобилизации всех материально-вещественных элементов производительных сил на более высоких, чем механическая, формах движения материи, а также путем передачи техническим средствам тех функций управления технологическими процессами, которые прежде выполнялись человеком. Естественно, что такой переход требует широкой поддержки нововведений на всех предприятиях и во всех отраслях экономики.
13 Нововведение (или инновация) - это новая идея, доведенная до практического применения. Нововведение охватывает широкий круг проблем, создание новых продуктов, новых методов производства, новых материалов и т. п.
Однако реализация нововведений часто требует государственной системы поддержки. Государственная поддержка может проявляться по-разному. Это и подготовка кадров, и прямое финансирование капиталоемких исследований из бюджета, и предоставление налоговых льгот и государственных гарантий под кредит и т. п.
Однако поиск новых идей и их реализация в любой фирме требуют деятельного участия персонала. Поэтому одной из центральных проблем кадрового менеджмента является управление реакцией персонала на инновации.
Главная особенность современного менеджера состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной культуры, как сторонник последовательного совершенствования деятельности фирмы.
Современный менеджер, как правило, осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса. А такой авторитет завоевывается высоким профессионализмом и стремлением к корпоративному совместному стилю управления. Менеджер должен руководить подчиненными так, чтобы они ощущали свою причастность к внедрению нововведений и полученным результатам.
14 Однако далеко не всегда персонал предприятия (или организации) положительно воспринимает нововведения. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего, люди сопротивляются инновациям потому, что боятся, что не смогут приспособиться к новым условиям и потеряют работу. Кроме того, введение инноваций создает определенный дискомфорт, так как нововведения требуют обучения, принятия дополнительных обязательств и т.п. Нередко руководители низшего ранга видят в нововведениях угрозу своему статусу, ощущают неуверенность в будущем, предчувствуют ужесточение контроля со стороны вышестоящего руководства в связи с внедрением инноваций.
Часто причинами негативного отношения работников к нововведениям становятся стереотипы мышления (поведения, работы), нежелание принимать на себя дополнительные обязанности, неуверенность в себе, боязнь излишнего напряжения, лень и т. п.
15 Подобным настроениям менеджер должен противопоставить атмосферу новаторства в фирме. Для создания такой атмосферы полезно предпринять следующее:
во-первых, с помощью анкет и опросов персонала осуществить диагностику причин блокирования нововведений;
во-вторых, предоставить новаторам дополнительные полномочия и повысить степень их свободы на рабочих местах (разрешить использование необходимых материалов, оборудования и т. п.);
в-третьих, обеспечить свободное распространение информации в фирме;
в-четвертых, создать условия для интенсивного неформального общения сотрудников организации;
в-пятых, поощрять экспериментаторство и терпимо относиться к неудачам;
в-шестых, осуществлять своевременное и гласное вознаграждение новых идей и предложений.
Для преодоления психологических барьеров, связанных с внедрением инноваций, можно использовать различные приемы. Прежде всего, целесообразно тщательно организовать информационное обеспечение процесса внедрения новшеств и привлечь работников к участию в осуществлении перемен. Кроме того, нужна постоянная помощь работникам в освоении новшеств.
Чтобы преодолеть сопротивление инновациям со стороны отдельных работников, в кадровом менеджменте обычно используются следующие приемы:
постоянное обучение персонала;
материальное стимулирование и предоставление льгот новаторам;
систематическая оценка трудового вклада каждого работника в полученные организацией результаты;
оказание помощи в самосовершенствовании каждому работнику.
Для успешного осуществления нововведений руководитель часто использует различные меры морального воздействия на подчиненных. Само применение форм морального воздействия - область весьма специфическая, требующая от менеджера инициативы и творчества. Наиболее типичными формами морального воздействия являются:
проведение доверительных бесед с подчиненными в целях разъяснения необходимости, сущности и эффективности конкретных нововведений;
внимательное отношение менеджера к индивидуальным рационализаторским предложениям и изобретениям, поддержка инициативы и активности работников;
личная неформальная поддержка новаторов (устное поощрение, моральная поддержка и др.);
похвала руководителя в адрес рационализаторов и изобретателей в присутствии коллег на совещаниях, конференциях и т. п.;
раскрытие перед работниками перспектив развития фирмы и их служебного и творческого роста в связи с внедрением инноваций;
официальное поручение руководителя рационализаторам и изобретателям решить отдельные вопросы, связанные с внедрением инноваций, от своего имени;
привлечение новаторов к участию в работе на вышестоящем уровне или за пределами фирмы в различных комиссиях, на совещаниях, конференциях, связанных с их творческими интересами;
поручение новатору доложить вышестоящему руководству тот или иной вопрос, связанный с осуществлением нововведения;
внесение предложений в вышестоящие органы о поощрении рационализаторов и изобретателей;
поручение новатору выступить с ответственным докладом или сообщением на конференции или совещании вышестоящего уровня по вопросам, связанным с внедрением нововведений;
поручение почетных заданий (представительство за рубежом, включение в состав делегации и т. п.) наиболее отличившимся рационализаторам и изобретателям;
выдвижение новаторов на вышестоящую должность.
Руководителю необходимо овладеть техникой поощрения. В этом отношении интересен опыт поощрения участников японских кружков качества.
Как уже отмечалось, японский кружок качества решает не только вопросы улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. На заседаниях этих кружков рассматриваются различные аспекты совершенствования техники и технологических процессов, повышения уровня техники безопасности, улучшения условий труда и другие вопросы, связанные с инновациями. По существу, кружки качества стали в Японии организационной формой совместного поиска решений проблем производства и качества непосредственными исполнителями. Обычно такой кружок объединяет 6-8 (иногда до 20) работников производственного участка или цеха.
Треть японских кружков качества обсуждает проблемы инноваций во внеурочные часы. Чтобы активизировать творческий потенциал этих кружков, администрация японских фирм использует различные методы поощрения и стимулы. В частности, более 40 процентов всех участников кружков получают доплату за работу в сверхурочные часы, 16 процентов - надбавки за повышение квалификации, 7 процентов - бесплатные обеды, 4 процента - другие льготы. Однако примерно на 1/3 всех членов кружков материальное вознаграждение не распространяется.
В японских корпорациях часто акцент делается на моральное поощрение новаторов: публичные награждения почетными знаками, дипломами, предоставление лучшим кружкам качества права маркировки продукции своим клеймом и т. п.
В нашей стране тоже был накоплен определенный опыт морального поощрения и материального стимулирования рационализаторов: присвоение звания лучшего (заслуженного) по профессии, премирование за изобретение и т. п. Этот опыт достоин изучения и в какой-то мере может быть использован для стимулирования инноваций как на государственных, так и на приватизированных предприятиях.
8.5.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом