Законы функционирования социальных систем управления
Ответ 2.7 Предприятие как социальная система управления имеет определенные законы функционирования.Законы функционирования социальных систем управления отражают объективно существующие, повторяющиеся взаимосвязи отдельных элементов и явлений в процессе управления. К таким законам обычно относят: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон самосохранения, закон развития и закон композиции.
Ответ 2.8 Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации, что и обусловило появление предприятий и организаций.
Закон информированности и упорядоченности означает, что любая социальная система управления (или организация) способна существовать только в том случае, если она обеспечена структурированной информацией, т.е. управление не может осуществляться при отсутствии прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления.
Закон самосохранения выражается в том, что предприятию (организации) присуще стремление к продолжению своего существования. В условиях рыночной конкуренции происходит естественный отбор предприятий (организаций), наиболее приспособленных к новым требованиям.
Закон развития заключается в том, что предприятие (организация) изменяется во времени, т.е. рождается, развивается и умирает (или имеет свое прошлое, настоящее и будущее).
Закон композиции отражает стремление предприятия (организации) к объединению. На первом этапе эта тенденция проявляется в поиске устойчивых и надежных партнеров, обеспечивающих жизнедеятельность предприятия (организации). Например, для промышленного предприятия в качестве таких партнеров в первую очередь выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, а также сбытовые фирмы, через которые реализуется продукция. По мере развития и завоевания определенного сектора рынка налаживается взаимодействие предприятия с организациями, осуществляющими аналогичную деятельность .
Поскольку законы функционирования социальных систем управления осуществляются через деятельность людей, их можно рассматривать как закономерности. Наряду с перечисленными в отечественной литературе по управлению выделяются следующие закономерности управления:
закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства;
закономерность преимущественной эффективности сознательного планомерного управления;
закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления;
закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении.
Рассмотрим эти закономерности.
Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так, приватизация предприятий обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.
Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е годы, потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивыми к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, и без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.
К общим закономерностям управления можно отнести и усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т.е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
2.4.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом