Специфика персонала полиграфического предприятия
3 Специфические особенности управления персоналом промышленного предприятия в значительной мере предопределяются производственным процессом. Под производственным процессом принято понимать основную хозяйственную деятельность предприятия.
Производственный процесс обычно рассматривают как совокупность действий, направленных на изготовление конкретной продукции (или оказание услуг). Каждую законченную стадию изменения предмета труда можно представить как частичный процесс производства. Например, в полиграфической промышленности такими частичными процессами считают изготовление печатной формы, печатание, отделку продукции.
Производственный процесс зависит от различных факторов. Например, на предприятии полиграфической промышленности он зависит от характера изготовляемой продукции (книги, газеты, упаковка и др.), от ее особенностей (журнал текстовой, журнал текстовой с формулами и иллюстрациями и т.п.), от тиража, от технологических методов изготовления (изготовление книжных блоков методом сшивания, бесшвейного скрепления), от применяемого оборудования, сырья (бумаги) и материалов (красок, клея).
На крупных полиграфических предприятиях персонал в зависимости от участия в производственном процессе подразделяется на работников, занятых в основных цехах, во вспомогательных цехах, а также в обслуживающих цехах и службах.
К основным цехам относятся формные (наборный, гальваностереотипный, фототехнический, цинкография, изготовление форм глубокой печати), печатные (высокой, офсетной, глубокой печати), отделочные (цех отделки листовой продукции, брошюрный, брошюровочный, крышечный, переплетный).
Вспомогательные цехи - это обычно ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный.
К обслуживающим цехам и службам относятся шрифтолитейный (словолитный) цех, цех подготовки бумаги, склады бумаги, картона и материалов, а также склады готовой продукции. Кроме того, к этой группе подразделений могут быть отнесены экспедиция и лаборатории.
На многих крупных предприятиях полиграфической промышленности имеются побочные цехи, которые занимаются переработкой отходов основного производства и изготовлением потребительских товаров (записных книжек, блокнотов и т.п.).
Численность персонала в цехах не одинакова. Например, если в основных цехах численность рабочих составляет обычно около сорока человек (в каждом цехе), то во вспомогательных и обслуживающих численность рабочих поддерживается на уровне тридцати человек (в каждом цехе).
При всем многообразии работ, выполняемых на полиграфических предприятиях, персонал этих предприятий имеет особенности, которые в самых общих чертах можно свести к следующим. Рабочие, занятые на полиграфическом предприятии, должны иметь высокую квалификацию, так как им приходится работать на сложном современном оборудовании. В полиграфии предъявляются повышенные требования к грамотности, общей культуре и образованию работников. Как правило, от человека требуются постоянное напряжение, внимание и собранность. Многие виды работ вредны для здоровья, что предполагает ранний уход работников на пенсию и предоставление им других льгот. Работа нередко организуется в три смены (в частности, газеты набирают в основном в ночную смену). Производственный процесс требует слаженности действий рабочих, занятых в основных, вспомогательных и обслуживающих цехах, так как на выпуск полиграфической продукции серьезное влияние оказывает фактор времени.
Все эти особенности предопределяют необходимость широкого применения бихевиористских концепций в управлении персоналом предприятий полиграфической промышленности, а также требуют пересмотра традиционных схем управления персоналом в направлении гуманизации, более полного учета человеческого фактора, поиска новых методов воздействия на людей и форм мотивации их трудовой деятельности. Отсюда - необходимость формирования тщательно продуманной кадровой политики, решения проблем адаптации личности в коллективе, совершенствования службы управления персоналом, обеспечения научно обоснованного подбора и постоянного обучения персонала, улучшения использования кадрового потенциала, совершенствования стимулирования труда, ориентации каждого работника на постоянное самосовершенствование и внедрение инноваций в целях повышения эффективности трудовой деятельности.
1.3.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом