Формальные и неформальные группы и управление ими
Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Не случайно Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения».
Каждый из нас принадлежит одновременно к нескольким группам: это трудовой коллектив, семья, компания друзей и т. п. По определению Марвина Шоу, «группа - это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».
2 Группы, созданные по воле администрации, называются формальными группами и соответствуют в основном подразделениям организации. Лидеры этих групп (руководители подразделений) обычно назначаются администрацией, и члены группы (работники подразделений) тоже принимаются на работу ею.
3 Неформальная группа - это группа людей, не связанных должностной иерархией и объединенных на основе дружеских отношений, общности интересов и т.п. В неформальные группы объединяются люди, испытывающие потребность в принадлежности, во взаимопомощи, в защищенности, в общении.
Каждая группа имеет свою цель. Цели группы, тип и цели личности не всегда ясны и осознаны, кроме того, сходство личных целей - еще недостаточное условие для того, чтобы дать группе общую цель. Цели формальных групп определяются администрацией, а цели неформальных групп формируются на основе конвергенции личных целей.
В группе каждая личность играет свою роль. В табл. 8.1 представлены типы и типичные черты людей, которых полезно иметь в группе.
Таблица 8.1
5 Распределение ролей в группе
Тип | Типичные черты | Положительные качества | Допустимые недостатки |
«Администратор» | Консервативен, обязателен, предсказуем | Организаторские способности, практический здравый ум, высокая работоспособность, самодисциплина | Недостаточная гибкость, отсутствие реакции на предложенные идеи |
«Мыслитель» | Индивидуалист, серьезный, не ортодоксальный | Одаренность, воображение, интеллект | Рассеянность, «витание в облаках», склонность не замечать практические детали |
«Исследователь ресурсов» | Экстраверт, восторженный, любознательный, общительный | Умение сходиться c людьми и исследовать все новое | Склонность терять интерес к работе, когда проходит увлечение |
«Оценивающий» | Рассудительный, хладнокровный, осторожный | Благоразумность, практичность | Недостаток вдохновения или способности стимулировать |
«Душа команды» | Социальноориентированный, чувствительный, мягкий | Умение адекватно реагировать на людей и ситуации, способность поддерживать дух коллективизма | Нерешительность в критические моменты |
«Доводящий до конца» | Старательный, организованный, добросовестный | Умение доводить дело до конца, стремление к качественному выполнению работы | Свойство волноваться из-за пустяков, неумение «не вмешиваться в чужие дела» |
Каждая неформальная группа имеет своего лидера, превосходство которого добровольно признают все члены этой группы. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении целей, укреплять ее существование. Важно, чтобы руководители понимали, что неформальные группы взаимодействуют с формальными.
- Специфика персонала полиграфического предприятия
- Методологические подходы, используемые в управлении персоналом
- Место управления персоналом в системе управления предприятием (организацией)
- Законы функционирования социальных систем управления
- Принципы управления персоналом
- Методы управления персоналом
- Рынок труда
- 6 Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению проблем занятости и безработицы, необходимо уточнить смысл понятий «использование рабочей силы» и «занятость».
- Проблемы занятости и безработицы
- Система органов управления трудовыми ресурсами
- Организация труда в аппарате управления
- 5 Труд в сфере управления имеет ряд общих социально-экономических особенностей.
- Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение подсистемы управления персоналом
- Кадровое планирование
- Цели управления персоналом
- Организационная культура
- Адаптация личности в коллективе
- Биосоциальная природа и структура личности
- 9 Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни.
- Характер. Типы характеров
- Развитие предприятия (организации) и обучение персонала
- Индивидуальный план развития
- Планирование и подготовка резерва руководителей
- Формальные и неформальные группы и управление ими
- 4 Формальные и неформальные группы в своем развитии проходят несколько этапов.
- 6 Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности
- Власть и лидерство
- Нововведения и персонал
- Социально-психологический климат в коллективе
- 17 Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них - анкетирование. Заключается этот метод в следующем.
- 18 Совокупность индивидуальных ценностных ориентаций составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
- 20 Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
- 21 Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
- Методы управления конфликтами
- 24 Межличностные способы разрешения конфликтов включают уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
- Стимулирование трудовой деятельности и оплата труда
- Мотивационный комплекс трудовой деятельности
- Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера
- Социальная ответственность и этика менеджера
- Деятельность менеджера как руководителя коллектива
- По содержанию:
- Критерии экономической эффективности деятельности предприятия
- Показатели экономической эффективности
- Оценка эффективности управления персоналом