logo search
Введение в специальность МО

2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров

История становления любой сферы человеческой деятель­ности, в том числе истории менеджмента, всегда трудна для усвоения, прежде всего потому, что мы изучаем ее из совре­менности, с иных позиций, имея совсем другие базовые пред­ставления. Несколько упрощает эту задачу изучение жизненного пути, биографий великих управленцев. Подобного рода биографии отражают колорит эпохи, позволяют проникнуться ее духом, преподносят управленческие идеи выдающихся ме­неджеров в конкретном историческом контексте, что и облег­чает понимание этих идей. Вместе с тем указанные идеи и теории представляют отнюдь не только исторический, но и практический интерес, они достойны переосмысления и при­менения в новых современных условиях.

Из числа знаменитых управленцев, менеджеров разных эпох, руководителей различных сфер деятельности для на­стоящей книги нами отобраны три представителя отечествен­ного менеджмента – А.А. Богданов, А.К. Гастев и А.В. Суворов. Среди западных управленцев – А. Файоль, Ф. Тэйлор, М. Вебер. Завершает перечень «отец китайской традиции» Конфуций.

Богданов (Малиновский) Александр Александрович, (1873- 1928)- русский философ, экономист, политик, один из создателей партии большевиков, ученый-естествоиспы­татель, социолог, врач, политический деятель, писатель-фантаст.

Родился в г. Соколка Гродненской губернии. В 1893 г. по­ступил на естественное отделение Московского университета. В 1894 г. был арестован за участие в народовольческом Союз­ном совете землячеств, исключен из университета и выслан в Тулу. В 1895 г. поступил на медицинский факультет Харьков­ского университета и в 1899 г. его окончил.

С 1903 г. вел активную революционную деятельность в со­ставе партии большевиков. С 1896 г. наметился отход от наро­довольческих идей к социал-демократизму, в 1903 г. примк­нул к большевикам, став ближайшим соратником Ленина. Принимал активное участие в революционных событиях 1905 – 1907 гг. В конце 1909 г. вышел из большевистской пар­тии, а после 1911 г. отошел от политической деятельности, во время Первой мировой войны был военными врачом.

С 1921 г. занимался исключительно естественно-научными проблемами переливания крови, омоложения организма, про­дления жизни. В 1926г. возглавил первый в мире Институт переливания крови.

В начале 20-х годов был профессором политэкономии в МГУ.

С именем Богданова связано развитие системных идей, предвосхитивших работы американских ученых Л. Берталанфи, Н. Винера, Р. Эшби и др. Речь идет, прежде всего, о неко­торых положениях тектологии, которые предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.). Наиболее полно идеи Богданова изложены в его работе «Всеобщая организационная наука (тектология)», написанной в 1913-1917 гг. Всеобщая организационная наука была задумана Богдано­вым как наука о строительстве социализма на основе всего со­циально-экономического и культурного опыта, накопленного человечеством. Сам ученый определял тектологию как «общее учение о нормах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления».

При обосновании существования «особой организацион­ной науки» Богданов исходил из предположения, что органи­зационная деятельность свойственна всем формам движения материи. Абсолютизируя подход к явлениям живой и неживой природы с позиций тектологии, Богданов пришел к выводу, что любая деятельность сводится, в конечном счете, к органи­зационной. У человечества нет иного объяснения мира, чем с позиций организационной науки, а тектология должна стать методологией всех наук и заменить собой философию, кото­рую ученый считал беспомощной.

В наше время организационные идеи Богданова привлека­ют внимание ученых всего мира, его книги переведены на многие иностранные языки.

Богданов умер, производя на себе опыт по переливанию крови в Институте крови, где он работал в последние годы жизни.

Гастев Алексей Капитонович (1882-1941)- советский ученый в области научной организации производства, рево­люционер, поэт.

С 1900г. принимает активное участие в революционном движении в России. Находясь в эмиграции во Франции, окон­чил там Высшую школу социальных наук.

Работал на заводах Сормова, Харькова, Николаева и Моск­вы. В 1921 г. был назначен директором Центрального инсти­тута труда (ЦИТ) при ВЦСПС, которым руководил до 1938 г. В ЦИТ не только шел по пути исключения лишних движений для определения правильной нормы, но и занимался пробле­мами активизации способностей человека. В 1924 – 1926 гг. – председатель Совета по научной организации производства при наркомате РКИ.

Гастев разрабатывал идею так называемой узкой базы, суть которой состоит в том, что научную организацию производст­ва надо начинать с отдельного рабочего места, с упорядочения труда отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым исполнителем. Гастев указывал на наличие об­щих организационных функций на уровне рабочего места, це­ха, предприятия. К числу организационных функций, выпол­няемых любым работником на рабочем месте, он относил расчет, установку, обработку, контроль.

Гастеву принадлежит идея о необходимости обособления новой науки «социальной инженерии», которая охватывала бы экономические, технические, психофизиологические и педагогические аспекты научной организации производст­ва – науки «о законах общественной механики и обществен­ного управления».

Гастев предложил 7 правил, необходимых каждому, кто занимается практическими вопросами научной организации труда:

1.        Что такое научная организация труда? Это организация, основанная на строго учтенном опыте.

2.        Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускоренье. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой.

3.        Прежде чем изменить способы работы, надо их тщательно изучить.

4.        Не старайся сразу делать переворот, начинай с пустяков.

5.        Не надоедай со своим изобретением, не хлопочи, а во что бы то ни стало претвори его в вещь.

6.        Никогда не говори о безвыходности. Не склоняйся перед препятствиями. Настойчивая мысль и упорная воля суме­ют их победить.

7.        Знающий, но не умеющий, – это механизм без двигателя.

Широкую популярность получили следующие 16 принци­пов А.К. Гастева, опубликованные на I конференции по науч­ной организации производства в 1921 г:

1)      сначала ПРОДУМАЙ всю работу досконально;

2)      приготовь весь нужный инструмент и приспособления;

3)      убери с рабочего места все лишнее, удали грязь;

4)      инструмент РАСПОЛАГАЙ в строгом порядке;

5)      при работе ищи УДОБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ тела: наблю­дай за всей установкой, по возможности САДИСЬ; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора;

6)      не берись за работу круто, входи в работу ИСПОДВОЛЬ;

7)      если надо сильно приналечь, то сначала ПРИЛАДЬСЯ, ис­пробуй на полсилу, а потом уже берись вовсю;

8)      не работай до полной усталости, делай РАВНОМЕРНЫЕ ОТДЫХИ;

9)      во время работы не кушай, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы;

10)  не   надо   отрываться   от   работы   для   другого   дела – РАБОТАЙ РОВНО;

11)  работа приступами, сгоряча, портит и работу и твой ха­рактер;

12)  если работа нейдет— НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ: надо сделать перерыв, успокоиться и – снова за работу;

13)  полезно в случае неудачи работу прервать, НАВЕСТИ ПОРЯДОК, прибрать рабочее место, облюбовать его, и снова за работу;

14)  при удачном выполнении работы НЕ СТАРАЙСЯ ее пока­зывать, ХВАЛИТЬСЯ, лучше потерпи;

15)  в случае полной неудачи ЛЕГЧЕ СМОТРИ НА ДЕЛО, по­пробуй сдержать себя и снова начать работу;

16)  кончил работу – прибери все до последнего гвоздя, а рабо­чее место вычисти.

Суворов Александр Васильевич (1730-1800)- русский полководец, генералиссимус. Вошел в историю как военачаль­ник, не знавший поражений.

Родился в Москве, происходил из старинного дворянского рода. Мальчик был хилого телосложения, на вид болезненный. Несмотря на это, пораженный жизнеописаниями великих пол­ководцев, он в десятилетнем возрасте сам начал готовить себя к военной службе.

Начал службу в Семеновском полку в семнадцать лет с сол­датских должностей в 1748 г. Образ жизни Суворова, его замкнутость, прилежание в занятиях и добросовестность в службе, строгое соблюдение выработанных им для себя правил создали ему репутацию чудака, «белой вороны». Суворов прошел по­следовательно все ступени армейской лестницы, получил офи­церское звание после двенадцати лет службы в нижних чинах.

Руководимые Суворовым войска одержали победы в шес­тидесяти сражениях, неоднократно над превосходящим по численности противником.

Характерными чертами армий Западной Европы того вре­мени были:

1.         Преобладание в войсках иностранных наемных солдат. Распространенность дезертирства. Невысокие боевые ка­чества и тупая исполнительность личного состава. Невоз­можность длительных форсированных маршей, которые вызывали деморализацию войск.

2.         Принудительная вербовка в армию.

3.         Система питания войск исключительно с помощью подво­зимого провианта из армейских складов, без использова­ния продовольственных ресурсов местного населения.

Как следствие, общепринятые для того времени взгляды на теорию и практику военного искусства предполагали сле­дующее:

1.         Стремление достигнуть успеха, не прибегая к сражению. Ведение войны на истощение: в армии преобладали наем­ные солдаты, поэтому затяжная война вела к капитуляции той страны, у которой было меньше финансовых возмож­ностей. Давление на коммуникации неприятеля.

2. возможно более частой стрельбы залпами, причем прицеливание считалось необязательным.

3.         Линейная тактика боя вследствие неуверенности в личном составе армии. Ведение сражений исключительно на ров­ной местности и в дневное время. Отсутствие войсковых резервов в сражении.

4.         Палочная муштра в отношении рядовых. Пренебрежение офицеров к нижним чинам.

До Суворова подобного рода взгляды преобладали и в рус­ской армии.

В основе военной системы Суворова лежала стратегия со­крушения: надо отыскать армию противника, принудить ее к сражению, разбить решительным ударом, нанесенным со всей возможной силой, и неотступным преследованием добиться полного разгрома этой армии. Эта стратегия основывалась на высоком моральном духе войска, патриотическом самосозна­нии воинов, уважении к солдату («Чудо-богатыри»). Суворов всегда был для солдат «отцом родным», «батюшкой нашим». Полководец коренным образом пересмотрел тактическое ис­кусство, включив в него следующие основные элементы:

1.         Разумная дисциплина. Требование от всех воинских чинов умения разобраться в обстановке и действовать сообразно с ней, ставя на первый план не столько успех своей части, сколько осуществление общего замысла боя.

2.         Использование не только линейного строя, но и иных бое­вых порядков – каре, рассыпного строя, колонн и т.д. Вы­деление части войск в резерв. Возможность ведения боя в любой местности (в лесу, в городе).

3.         Широкое применение техники штыкового и сабельного боя. Прицельная стрельба.

4.         Максимальная   маневренность   войск.   Передвижение   не только днем, но и в ночное время. Использование длитель­ных форсированных маршей. Четкая организация маршей.

5.         Использование в военных целях разведки.

6.         Забота о местных жителях. Недопущение мародерства.

Суворов никогда не был склонен во что бы то ни стало придерживаться до конца заранее определенной, даже хоро­шо построенной схемы, хода сражения. Он обладал даром выделять в обстановке каждого боя то конкретное и своеоб­разное, что в ней имелось, и исходя из этого строить свою тактику. Он учитывал особенности местности, национальную специфику неприятельской армии, ее вооружение, личность командующего неприятелем, его темперамент и военную тактику.

Принципы, которым должен следовать воин, Суворов под­нимал на уровень одухотворенной веры, опирающейся на его дух и совесть. Составленную им солдатскую памятку, свою знаменитую «Науку побеждать» Суворов назвал катехизисом, т.е. изложением основ веры.

Характерными для управления Суворовым армией являют­ся следующие его высказывания:

«Военачальник, руководствуясь порядком и устройством, владычествует с помощью неусыпности и предусмотри­тельности.

Обучай ревностно подчиненных и давай им пример собою.

Управляй счастием, один миг доставляет победу.

Субординация или послушание мать дисциплины или во­енному искусству.

Воюют не числом, а уменьем.

Вот моя тактика: храбрость, мужество, проницатель­ность, порядок, мера, правило, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение...

Кажется, предполагаю, может быть не должны быть в военном плане. Гипотезе не должно жертвовать войсками.

Не меньше оружия поражать противника человеколюбием.

Учить показом, а не рассказом.

Тяжко в ученье легко в походе.

Каждый воин должен понимать свой маневр.

Сам погибай, а товарища выручай. Решимость у Бога по­лучай.

Беда без фортуны, горе без таланта.

Всякая война различна».

Сила армии складывается из морального духа, полководче­ского искусства, выучки, численности и вооружения. В пер­вых из указанных трех слагаемых армия Суворова имела все­гда бесспорное преимущество над противником.

Суворов был одним из наиболее образованных людей сво­его времени: он был хорошо осведомлен в области филосо­фии, истории, географии, математики, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким, арабским, персидским и финским языками.

Вебер Макс (1864 – 1920) – немецкий философ, социолог и историк, профессор. Автор теории бюрократии. Родился в г. Эрфурте (Германия).

Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892 г.), профессор национальной экономики во Фрейбурге (с 1894 г.) и Гейдельберге (с 1896 г.). Основатель (1909 г.) Не­мецкого социологического общества. Профессор националь­ной экономики в Вене (с 1918 г.) и Мюнхене (с 1919 г.).

Диапазон научных интересов Вебера был весьма широк и охватывал проблемы социологической теории и методологии социального познания, теории капитализма и экономической истории, религиоведения и политико-юридических наук. В каждой из этих областей труды Вебера стали классикой. Лейтмотивом его исследований является тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующе­го принципа познания.

Вебером разработана концепция «идеальной» администра­тивной организации. Важнейшие принципы построения такой организации:

Ø  всякая деятельность, необходимая для достижения постав­ленных целей, должна разбиваться на элементарные, про­стейшие операции;

Ø  каждый нижестоящий служащий или каждое подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый отвечает перед своим начальником не только за себя, но и за подчиненных;

Ø  ответственность и координация индивидуальной деятель­ности членов коллектива должна определяться четкими правилами и инструкциями;

Ø   «идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности ... не проявляя ника­ких чувств и никакого энтузиазма». Руководитель должен соблюдать «социальную дистанцию»;

Ø  карьера основывается на соответствии технической ква­лификации занимаемой должности. Служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Продви­жение обеспечивается в соответствии со старшинством и/или успешной деятельностью. Это необходимо для раз­вития корпоративного духа;

Ø  управление, организованное на бюрократической концеп­ции, обеспечивает строгость дисциплины, точность, ус­тойчивость и надежность при функционировании произ­водственной системы.

В соответствии с воззрениями Вебера формализация про­цесса управления позволяет применять расчеты и вычисления, т.е. создавать и практиковать научное управление.

Тэйлор Фредерик Уинслоу (1853-1915) – американский инженер. Основатель школы научного менеджмента. Родился в г. Джермантаун, близ Филадельфии (США).

Получил европейское образование, посещая в течение 3,5 лет школы Берлина, Штутгарта, Парижа, Рима. Из-за бо­лезни глаз не смог получить юридического образования в Гар­вардском университете.

В течение 1875 – 1878 гг. – рабочий на небольшом насос­ном заводе в Филадельфии. В 1978 г. поступает на завод Мидвейлской стальной компании в Филадельфии, где проходит путь от чернорабочего до главного инженера завода (станоч­ник, старший рабочий, мастер, старший мастер, руководитель чертежного бюро). В 1883 г. окончил Стивенский технологи­ческий институт (вечернее отделение).

В 1890-1893 гг. – управляющий бумажной фабрикой. В 1893 – 1898 гг. – инженер-консультант по управлению на ряде предприятий.

С 1898 по 1901 г. работает в Бетльхемской стальной ком­пании. В 1900 г. вместе с Уайтом разработал быстрорежущую сталь.

Последние годы жизни Тэйлор посвятил совершенствова­нию своей системы научной организации производства и ее распространению в Америке и в Европе.

В 1903 г. Тэйлор выступает на заседании Американского общества инженеров-механиков (ASME) с докладом на тему «Управление фабрикой». В докладе содержались научные основы организации работы предприятий: пробуждение инициативы работников, в частности за счет дифференциации оплаты труда в зависимости от сложности и интенсивности ра­боты; изучение приемов работы и хронометраж; нормализация инструмента; разделение функций рабочих и администрации; функциональная система управления; отбор рабочих в соот­ветствии с родом выполняемых заданий; непрерывное снаб­жение сырьем и полуфабрикатами; изучение психологии ра­бочих и администрации, переход от конфронтации к сотрудничеству.

В 1906 г. Тэйлор избирается президентом ASME, почетным членом ряда университетов.

Файоль Анри (1841 – 1925)- французский инженер, руко­водитель промышленных предприятий, основатель школы ад­министративного управления.

В 1856-1860 гг. посещал лицей в Лионе и горный кол­ледж в Сан-Этьене. До 1888 г. работал инженером и управ­ляющим ряда французских предприятий.

С 1888 по 1918г. – Файоль руководит «Comambault», крупной горнодобывающей и металлургической компанией, которую он вывел из отстающих в передовые.

После 1918г. Файоль полностью посвятил себя научной работе.

Заслугой Файоля является выделение управленческой дея­тельности в самостоятельный предмет исследования. Ученый определил следующие основные функции административной деятельности: техническую, коммерческую, финансовую, за­щитную, бухгалтерскую и административную. Администра­тивная деятельность, по его представлениям, складывается из элементов: предвидение, организация, распорядительство, со­гласование и контроль. В противоположность Ф. Тейлору счи­тал, что административные функции свойственны не только менеджерам, но и в определенной мере рабочим.

Основу административной теории Файоля образуют сле­дующие принципы: разделение труда, власть, дисциплина, единство распоряжения, единство руководства, иерархия, воз­награждение, централизация, порядок, равенство, подчинение индивидуальных интересов общим, устойчивость должностей личного состава, инициатива, корпоративный дух.

Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н.э.) – китайский философ, создатель одной из первых известных современно­сти зрелых философских концепций и родоначальник идейно­го течения конфуцианства.

Конфуций родился в семье прославленного воина, принад­лежавшего к сословию аристократов, но самого низшего ран­га, обладавшего весьма скромным достатком.

С годами растет слава Кун-цзы, однако общественное при­знание не помогает продвижению по службе. Только в пятьде­сят лет в царстве Лу его назначают правителем города Чжунду, затем – главой ведомства общественных работ и верховного судьи. Это – высокое положение при дворе царственного по­кровителя и возможность, хотя бы частично, осуществить на практике своего понимания «Праведного Пути». Вместе с тем по прошествии четырех лет, разочарованный пренебрежитель­ным отношением к нему со стороны государя, Конфуций поки­дает царство Лу. Это начало четырнадцатилетнего периода ски­таний.

Вернувшись в царство Лу, окруженный преданными уче­никами, Конфуций завершает работу над изложением своего учения. На 73-м году жизни после непродолжительной болез­ни он скончался.

До Конфуция в центре традиционной китайской идеологии стояли отношения Неба как источника благодати — магиче­ской силы «дэ», благодаря которой «ван» (правитель, «Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).

В соответствии с учением Конфуция «дэ» перестает быть прерогативой правителя: каждый человек ответствен за поло­жение дел в Поднебесной и способен на него повлиять. «Дэ» в трактовке Конфуция этизируется и означает достоинство, Добродетель. Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций указывает для человека путь – «Дао», следование которому обеспечивает накопление человеком «дэ». Эталоном человека, идущего по пути Дао, Конфуций считает «благородного мужа». К числу основных качеств благородного мужа относятся: гуманность, справедливость, знание и ритуал.

Гуманность означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родст­венной близости членов семьи. Смысл жизни заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с «чином» каждого – старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости означает «исправление имен»: правитель должен быть правителем и вести себя как прави­тель, подданный — подданным и т.д.

Одно из фундаментальных положений конфуцианской док­трины о безусловной преданности чиновника правителю и безусловном его почитании основывалось на тождественности космической и социальной справедливости, на строгой иерар­хической системе, пронизывающей космос и социум как еди­ное сакральное (священное) целое.

Конфуций соединял два весьма разных в нашем представ­лении понятий «власть» и «справедливость», ибо в их единст­ве реализуется Воля Неба.

Стержнем учения Конфуция является идея сакральной священной наполненности ритуала. Управление при этом есть, прежде всего, исправление (оба знака в китайском языке зву­чат и пишутся почти одинаково). Речь идет об исправлении, прежде всего, себя, о возвращении к тому, что изначально за­ложено в человеке, к «первозданной чистоте сердца».

Вместе с тем знание у Конфуция не предполагает праздного, отвлеченного многознания. Это знание того, что должно делать и как делать. Принцип ритуала требует следования правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека ме­ру и упорядоченность, предполагает постоянный самоконтроль и осознанное подчинение культурной норме. Следуя ритуалу, «благородный муж» поддерживает стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами древности.

Учение Конфуция проникнуто духом сохранения тради­ций: «Я подражаю старине, а не сочиняю». Некоторое пред­ставление о содержании учения Конфуция в части, касающей­ся управления, дают следующие высказывания Учителя:

«Высший тот, кто знает от рождения, следующий тот, кто познает в учении; следующий далее учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учат­ся, люди низшие.

Знающий не сомневается, человечный не тревожится, смелый не боится.

Когда руководишь, забудь об отдыхе.

Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послуша­ют, хоть и прикажешь.

Управление государством это когда достаточно еды, достаточно оружия и есть доверие народа. В случае же не­обходимости можно исключить только первое и второе.

Если править с помощью закона, улаживать наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если пра­вить на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.

Увлеченность чуждыми суждениями приносит только вред.

Человечность это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают жертвенный обряд; не делают другим то­го, что не хотят себе; не вызывают ропота в стране, не вы­зывают ропота в семействе.

Устремленность к человечности освобождает от всего дурного.

Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии».

Уже при империи Хань (III- II в. до н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии стало основой китайского образа жизни, во многом определив облик современной китайской цивилизации.

Резюме

Менеджмент организации представляет собой междисцип­линарное знание, сформировался и развивается на стыке раз­личных областей знания, имеет практическую направленность. Проблематика менеджмента организации определяется по­требностями повышения эффективности совместной деятель­ности людей в рамках социальных организаций, а также но­выми социальными идеями, получающими распространение в обществе.

Формирование современного менеджмента происходило при участии – инженеров, психологов, социологов, матема­тиков, специалистов иных сфер деятельности, ученых и практиков, представителей разных стран, прежде всего США и Западной Европы. Большой вклад внесли представители отечественной науки.

Менеджмент организации изучает систему управления в целом, комплексно, включая цели, функции, формы и методы управления, организационные структуры, технологии, стиль, корпоративную культуру. Другие науки могут исследовать от­дельные аспекты управления организацией.

Менеджмент организации имеет два основных источника формирования и развития: собственно научно-исследователь­ская деятельность и научное обобщение практического опыта руководства организациями.

Менеджмент организации относится к общественным наукам, по типу задач имеет прикладной характер, по мето­дам исследования принадлежит к конкретным (предметным) наукам.

Проблема управления организацией – это комплексная на­учная проблема, в изучении которой участвуют различные общественные, естественные и технические науки.

Межнаучное взаимодействие в процессе исследования про­блем управления организацией складывается по следующим основным направлениям: изучение одного и того же объекта различными науками; взаимодействие наук в процессе изуче­ния отдельных разделов менеджмента организации; взаимодей­ствие при изучении элементов процесса управления.

Традиционно выделяют следующие основные школы совре­менного западного менеджмента: научный, административный менеджмент, бюрократическое управление организацией, школа человеческих отношений, математическая школа, школа но­вых человеческих отношений, эмпирическая школа.