8.2. Управленческие риски
Развитие конкурентных начал в экономике нашей страны сопровождается целым рядом сложнейших экономических процессов и появлением в экономической теории и практике понятий и категорий, которые ранее не имели широкого распространения. К их числу относится понятие управленческого риска – как шансов на получение прибыли и несения убытков вследствие руководства организацией. Ущерб деятельности организации может быть нанесен в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы, неблагоприятного стечения обстоятельств, просчетов и ошибок самого руководителя, нарушения обязательств партнерами, криминальной конкуренции и т.д.
В общем случае риск — есть характеристика деятельности, осуществляемой в ситуации большей или меньшей неопределенности, обусловленной недостаточностью информации, когда субъект управления, будучи не в состоянии однозначно установить тенденции и последствия развития сложившейся ситуации, оказывается перед необходимостью разработки альтернативных вариантов решения и последующего выбора из них того, который ему представляется наиболее разумным, сопряженным с вероятностью наименьших потерь (ущерба, проигрыша).
Как видим, риск имеет следующие важнейшие аспекты:
Ø это отражение особенностей экономической ситуации, (деловой обстановки, конкурентной) среды;
Ø характеристика деятельности менеджера при недостатке или отсутствии информации;
Ø форма поведения руководителя;
Ø соотношение ожидаемых доходов и потерь экономических ресурсов (возможного ущерба) вследствие принятого управленческого решения.
Руководитель берет на себя принятие основных решений в процессе ведения бизнеса, которые определяют направления деятельности предприятия и эффективность его функционирования и, как следствие, рискует вложенными финансовыми и материальными средствами, своим трудом, временем, деловой репутацией, а в современных условиях – иногда здоровьем и самой жизнью. Важнейшими признаками управленческого риска являются следующие:
Ø неопределенность экономической ситуации и результатов управленческой деятельности;
возможность значительного выигрыша, зачастую получения организацией сверхдохода;
Ø опасность существенных потерь в результате принятия неверного управленческого решения или действия факторов, не зависящих от воли руководителя, в частности, вероятность банкротства организации;
Ø невозможность точно предсказать время, место возникновения и масштабы проявления событий, неблагоприятно влияющих на развитие ситуации, наносящих ущерб организации;
Ø управленческое решение руководителя само порождает неопределенность.
Важнейшими свойствами рисков являются следующие: всеобщность, противоречивость, системность, возрастающий масштаб, необратимость. Всеобщность рисков проявляется в том, что они – не случайный результат сознательной деятельности, а необходимое условие существования творческого человека, постоянно совершенствующего условия своей жизни, а также различного рода социальных организаций. С другой стороны, возможность наступления качественных изменений социально-экономических условий функционирования и развития систем различного уровня, затрагивающих интересы людей, всегда воспринимается ими как риск.
Противоречивость рисков проявляется в том, что их значительная часть имеет как негативный, так и позитивный аспекты. Негативные аспекты означают вероятность ущерба для экономического потенциала и самого существования организации, для окружающей среды и т.д. Позитивные аспекты означают при благоприятном стечении обстоятельств или при адекватном управляющем воздействии возможность значительного успеха организации (получения законного сверхдохода, увеличения эффективности деятельности, укрепления позиций на рынке и т.д.).
С другой стороны для разных социальных групп (категорий объектов), в частности, организаций, функционирующих в различных сферах, одни и те же системные изменения могут иметь разную степень опасности и даже различный характер последствий. Наконец, проявления риска выступают, с одной стороны, в роли своего рода инструмента естественного отбора, а с другой – создают дополнительные предпосылки для обоснованного преобразования организации.
Системность рисков заключается в том, что они рассматриваются как свойство, присущее любым видам целесообразной деятельности человека и проявляются как неопределенность реализации целевых функций, характер, содержание, направленность и условия, достижение которых до конца могут быть не ясны субъекту, принимающему решения.
Возрастающий масштаб рисков проявляется в том, что количество рисков в обществе имеет устойчивую тенденцию к росту. Речь идет не только о рисках, непосредственно вызванных деятельностью человека, но и о природно-стихийных рисках. Согласно имеющейся официальной статистике увеличивается не только количество чрезвычайных происшествий, но и размер наносимого ущерба, а также неопределенности, связанные с возникновением новых, ранее неизвестных факторов риска.
Необратимость рисков заключается в том, что существует большой спектр рисков, относящихся к так называемым необратимым социально-экономическим изменениям.
Различают две функции риска – стимулирующую и защитную. Стимулирующая функция проявляется в том, что позитивный аспект риска (возможность удачи, выигрыша, достижения запланированного результата) выполняет роль катализатора (ускорителя, стимулятора) экономической деятельности организации, особенно при реализации инновационных проектов.
Защитная функция состоит в том, что негативный аспект риска (опасность неудачи, провала, значительного ущерба) ограждает менеджера от принятия решений, неправомерных с точки зрения соотношения возможного выигрыша и вероятных потерь.
Наиболее общая классификация рисков в экономике предполагает их объединение в четыре большие группы: экономические, социальные, политические, экологические.
Экономические риски связаны с потерями финансовых средств, утратой материально-технических средств, вынужденными дополнительными затратами ресурсов, недополучением доходов в результате производственно-коммерческой деятельности.
Социальные риски связаны с заболеваемостью, смертностью, вынужденной мобильностью населения, ухудшением его материальной обеспеченности и пр. Здесь также имеет место гражданская ответственность за нанесение ущерба третьим лицам.
Политические риски возникают вследствие различного рода государственных мероприятий и политических событий, препятствующих или делающих невозможным выполнение условий контрактов в связи с национализацией, конфискацией, мораторием на все платежи, торговым эмбарго, изменением валютного курса и пр.
Экологические риски предполагают вероятность ухудшение качества окружающей среды и рост нагрузки на нее вследствие загрязнения, вырубки лесов, эрозии почв и др. Такого рода риски означают наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Этот риск может возникнуть в процессе строительства и эксплуатации производственных объектов и в этом случае является составной частью промышленного риска.
С позиций менеджера особое значение имеют следующие основания классификации рисков: сфера возникновения; правомерность риска; природа возникновения; время проявления отрицательных последствий, масштаб и долговременность проблем, с которыми связаны риски, а также уровень управления рисками.
По сфере возникновения различаются риски внешние и внутренние. Риски внешние – вызываемые неблагоприятным воздействием окружающей макросреды или объектов, функционально связанных с организацией (коммерческие банки, инвесторы, потребители продукции, поставщики, строительные организации, органы власти и управления, налоговые органы и т.д.) Примеры: риск невозврата предприятием кредита; риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенного договора о поставке; риск возврата оплаченной продукции.
Риски внутренние – связаны с принятием решений по планированию и анализу деятельности предприятия. Потенциал внутренних рисков заключен в особенностях организации управления, производства и финансов предприятия. Примеры: рост материальных затрат из-за низкого уровня квалификации работников; снижение объемов производства вследствие несвоевременного ремонта оборудования. Принято выделять три вида внутренних рисков: персональные, материально-технические и структурно-процессуальные. Персональные риски (иначе говоря, кадровые риски, риски работников, или риски персонала) разделяются на качественные и количественные. Качественные персональные риски связаны с профессиональным уровнем и чертами характера работников. Количественными считаются риски, связанные с поиском и включением нового персонала в работу («вхождением его в должность»).
По признаку правомерности принято различать риски оправданные и неоправданные. Границы между оправданным и неоправданным рисками в разных отраслях экономики и для различных сфер деятельности неодинаковы. Способность объективно оценить правомерность риска при принятии управленческого решения – важная составляющая искусства управления для менеджера.
Риск выше правомерного — авантюра, а ниже — избыточная осторожность. Только риск в границах оправданного может быть признан нормальной (адекватной) линией поведения менеджера. В принципе рисковые решения оправданы только в той ситуации, когда не существует реальной возможности для достижения заданной цели с помощью действий, не сопряженных с вероятными потерями. Основополагающие критерии, которыми необходимо руководствоваться при разработке и принятии риск-решения, сводятся к следующему:
Ø достижение заданной общественно необходимой цели;
Ø непротиворечивость нормативным актам, которые отображают истинные потребности хозяйственной системы, экономики в целом;
Ø соответствие содержания решения современному научно-техническому уровню производства и прогрессивному опыту;
Ø приложение максимума усилий по предупреждению, а в случае возникновения – по преодолению негативных последствий риск-решений;
Ø недопущение ущемления охраняемых законом интересов партнеров и потребителей продукции, производимой организацией (оказываемых ею услуг).
По природе возникновения принято различать субъективный (связанный с личностью менеджера) и объективный риски. Субъективный риск является следствием недостатка опыта, образования, профессионализма, нарушения установившихся правил поведения на рынке, неправильного понимания существа заключенной сделки, отсутствия способностей к риску. Субъективный риск также возникает в случае принятия субъектом управленческих решений:
Ø под воздействием собственных негативных качеств личности (зависти, ненависти, агрессивности, злости и т.д.);
Ø при его нахождении в неконтролируемом негативном состоянии (страха, аффекта, раздражения и т.д.).
Объективный риск никак не связан с особенностями личности руководителя, носит объективный характер и возникает в связи со стихийными бедствиями, неожиданными изменениями конъюнктуры рынка, законодательства, условий кредитования и инвестирования, порядка налогообложения, недостатка информации или по иным причинам объективного порядка.
По масштабу и долговременности проблем, с которыми связаны риски, различают стратегические и тактические риски.
Стратегические риски связаны с направлениями развития предприятия, с возможными кардинальными изменениями конкурентной среды, со стратегическими последствиями принимаемых в рамках текущей деятельности управленческих решений, со стратегическим видением будущего предприятия. Тактические риски обусловлены текущей деятельностью предприятия, последствиями принимаемых управленческих решений в ближайшей и краткосрочной перспективе, а также проблемами, которые иногда носят сиюминутный характер, например в области производства и сбыта.
По времени проявления отрицательных последствий риски делят на импульсные и кумулятивные. Импульсные риски проявляются на относительно небольшом временном отрезке после принятия ошибочного решения. Такого рода риски могут возникать, в частности, при заключении невыгодной для предприятия сделки, не влекущей для него значительного ущерба. Кумулятивные риски проявляются в течение длительного времени, как правило, до кардинального изменения ранее принятого ошибочного решения или до момента, когда кардинально изменились условия деятельности и ошибочное решение уже значения не имеет. Кумулятивные риски возникают, например, на этапе зарождения фирмы, при наличии слабых мест в ее концепции и стратегии; при ошибочном построении организационной структуры предприятия; в случае приема на работу работника, имеющего связи с преступной средой и т.д. По уровню управления можно выделить следующие виды риска:
Ø федеральный (требует оказания управляющего воздействия на федеральном уровне);
Ø региональный и межрегиональный (требует оказания управляющего воздействия на региональном и межрегиональном уровнях; прогнозирование наступления рисковых событий на региональном и межрегиональном уровне и принятие мер по их нейтрализации);
отраслевой (требует оказания управляющего воздействия на отраслевом уровне; сокращение риска за счет мер косвенного воздействия на объективные и прямого влияния на субъективные факторы в отрасли);
Ø предприятия (его подразделения) (требует оказания управляющего воздействия на уровне предприятия; целенаправленное воздействие на субъективные факторы, ведущие к потерям, позволяющее максимизировать прибыль);
Ø рабочего места (анализ, выявление причин риска, зависящих от качества работы менеджера и принятие мер по их устранению).
Наиболее высокие риски связаны с кризисами в деятельности организации. Управление рисками зависит в значительной мере от этапа жизненного цикла организации.
Так, основными факторами роста рисков на этапе зарождения организации являются: чрезмерный фанатизм лидера организации, его неумение идти на компромисс; появление в коллективе другого (неформального) лидера; недостаток опыта; ограниченность ресурсов; большая зависимость от рыночной конъюнктуры; перегрузки персонала в работе; невысокая зарплата.
Для этапа роста организации свойственны другие факторы роста рисков: появление разногласий в коллективе; неспособность формировать потребности рынка исходя из возможностей организации; неадекватность условий труда; недостаточная техническая оснащенность и производственные мощности; низкая доходность инвестиций.
На этапах зрелости и бурного роста основными факторами роста рисков являются: организационная инертность структуры фирмы; консерватизм в принятии нововведений; усложненные коммуникационные связи; большая численность управленческого персонала; низкая приспособляемость к принципиально новой продукции; появление внутренней оппозиции руководству организации.
Важнейшими факторами роста рисков на этапе бюрократизации являются: наличие значительных недогруженных мощностей; стабильная номенклатура продукции; наличие в коллективе оппозиции; высокие издержки; высокая зависимость от рыночной конъюнктуры; усложнение маркетинговых исследований; чрезмерная численность управленческого звена.
На этапе стагнации главными факторами риска являются нерешительность руководителя при принятии кадровых решений, а также неспособность менеджмента к внедрению нововведений и неготовность к изменению профиля деятельности организации.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь