6.3. Здоровье менеджера
Самое высокое искусство управления организацией оказывается бесполезным, если здоровье менеджера небезупречно и он вынужден постоянно обращаться к услугам врача. В этой связи перед любой организацией в числе других целей первостепенное значение имеет охрана здоровья и жизни своих работников: они не должны подвергаться риску, обусловленному своей профессией и деятельностью организации. Эта цель имеет следующие три аспекта:
Ø охрана здоровья, прежде всего предупреждение профессиональных заболеваний;
Ø техника безопасности (безопасность труда);
Ø влияние на здоровье работников их образа жизни.
На практике основное внимание уделяется проблемам профессиональных заболеваний и технике безопасности. На втором месте по интенсивности изучения, но на первом по значимости – образ жизни. Дело в том, что образ жизни во многом, если не определяющим образом, влияет как на появление профессиональных заболеваний, так и на травматизм (несчастные случаи на рабочем месте).
В свою очередь, профессиональные заболевания весьма опасны не только сами по себе, они связаны с моральными издержками для работника, его семьи и друзей, а также с материальными потерями для него самого, работодателя и государства.
Мировая практика показывает, что при всей универсальности рецептов здоровой жизни реально существует необходимость особого подхода к сохранению и восстановлению здоровья руководителей. Ухудшению здоровья, возникновению профессиональных заболеваний менеджеров способствуют преимущественно обстоятельства, характерные для их практической деятельности:
Ø стрессовые ситуации. Уровень постоянного стресса, в котором находится менеджер, нередко превышает посильную для организма границу;
Ø перегрузки на работе, формирование у менеджера психологии «трудоголика»;
Ø нарушения режима труда и отдыха, принимающие систематический характер;
Ø малоподвижный образ жизни, сидячая работа;
Ø дефицит времени для занятий физкультурой или полноценного отдыха;
Ø постоянная стимуляция организма с помощью чая, кофе, табака и т.д.;
Ø обилие ситуаций общения, которые сопровождаются активным употреблением спиртного;
Ø вынужденное участие в затяжных ужинах и обедах, и как следствие – переедание;
Ø недостаточность времени, уделяемого семье.
Неблагоприятные условия труда менеджера и его быта усугубляются сложной экологической обстановкой и прежде всего воздухом, загрязненным выхлопными газами и отходами производства, питьевой водой, насыщенной хлором, железом и иными вредными примесями, а также стерилизованными, рафинированными, пастеризованными, консервированными продуктами питания, содержащими различного рода синтезированные вещества- консерванты, красители, ароматизаторы и т.д.
Стрессовые ситуации возникают на фоне повышенной ответственности менеджера, главным образом, в следующих случаях:
Ø недостаточности ресурсов организации для достижения ее целей, в частности, недоукомплектованности организации (подразделения), которым руководит менеджер;
Ø развития конфликтов менеджера с подчиненными, вышестоящими руководителями или коллективом;
Ø чрезвычайно интенсивного потока информации и недостаточных навыков его обработки и усвоения менеджером;
Ø ложных (негативных) стереотипов питания, поведения менеджера и его взаимоотношений с коллегами и партнерами;
психологической привязкой менеджера к социальным ценностям – престижу, статусу в организации, карьере, власти, деньгам и т.д., которые иногда оказываются под угрозой объективно или виртуально – в соответствии с субъективными представлениями менеджера;
Ø неосведомленности менеджера о принципах здорового образа жизни и о негативном влиянии на здоровье различного рода нарушений этих принципов;
Ø некорректного поведения вышестоящего руководителя, неадекватности практикуемого им стиля руководства.
Причины возникновения обстоятельств, негативно влияющих на здоровье, коренятся в сознании и подсознании менеджеров, в их представлениях и заблуждениях и связаны, в частности:
Ø с абсолютизацией ими социального успеха;
Ø с их неосведомленностью о здоровом образе жизни;
Ø с наличием у них ложных стереотипов питания, поведения, взаимоотношений с окружающими, прежде всего
Ø коллегами, партнерами, подчиненными и вышестоящими руководителями;
Ø с наличием у них вредных привычек (курение, употребление спиртного);
Ø с их психологической привязкой к деньгам, власти, престижу, социальному статусу и т.д.;
Ø с их общим негативным взглядом на жизнь, на работу, свое окружение, результативность собственного управленческого труда, с преобладанием у них отрицательных эмоций;
Ø с повышенной склонностью жертвовать здоровьем ради карьеры.
Ухудшение здоровья менеджера нередко связано с наличием у него негативных личных качеств (авторитаризм, неприятие критики, агрессивность, гневливость, раздражительность, высокомерие, самодурство, проявляющиеся по отношению к подчиненным, зазнайство, завистливость и стремление к самоутверждению перед руководителями, находящимися на том же уровне управления организации, подобострастность по отношению к вышестоящему руководству и др.).
Еще одной важной причиной ухудшения здоровья менеджера зачастую становится возникновение у него негативных эмоциональных состояний («административного восторга» – ощущение своего всесилия перед подчиненным, всезнайства, страха получить нагоняй перед вышестоящим руководством в связи с возможным невыполнением плана по истечении установленного срока выполнения работ или по иным причинам, страха перед неблагоприятным развитием событий, бессилия – ощущение своей неспособности повлиять на ситуацию, зависти к более молодым и имеющим современное образование либо более успешным с точки зрения карьеры менеджерам, страх не быть принятым коллективом, угнетенности в связи с неопределенностью управленческой ситуации и недостаточностью информации для принятия решения, недовольства существующей организацией работы и необходимостью принимать управленческие решения «в пожарном порядке», неудовлетворенности и разочарования оценкой своего труда руководством, подчиненными, депрессивного состояния в связи с предполагаемым отсутствием перспектив служебного роста, фрустрации и т.д.), а также с чрезмерным прагматизмом в подходе к разрешению управленческих ситуаций.
Наиболее часто встречающимися последствиями для здоровья указанных негативных обстоятельств являются:
Ø при перегрузках на работе – астенический синдром;
Ø в связи с постоянными стрессами – прежде всего, сердечно-сосудистые заболевания;
Ø вследствие малоподвижного образа жизни, сидячей работы – заболевания опорно-двигательного аппарата;
Ø из-за нарушений режима питания, раздражительности, агрессивности — заболевания поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта;
Ø при чрезмерном употреблении спиртного – заболевания печени, невыполнение ею своих функций, нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
Ø в случае курения — заболевания легких;
Ø при перегрузках, злоупотреблении стимулирующих препаратов – истощение нервной системы и т.д.
Возможные пути предупреждения стрессов, профессиональных заболеваний и оздоровления для менеджеров заключаются в соблюдении следующих основных принципов и правил:
Ø в соблюдении ими оптимального режима труда и отдыха;
Ø в правильной организации деятельности подчиненных, снятии с себя не свойственных менеджеру исполнительских функций;
Ø в регулярных прогулках на свежем воздухе, применении закаливающих процедур;
Ø в рациональном режиме питания (необходимое соотношение белков, жиров и углеводов, раздельное питание, различные виды вегетарианства, соблюдение определенного времени приема пищи, разумное ограничение объема потребляемой пиши и т.д.);
Ø в отказе от вредных привычек;
Ø в применении процедур, очищающих организм в целом и конкретные его органы от шлаков;
Ø в преодоление психологических привязок к деньгам, власти и т.д.;
Ø в развитии позитивного взгляда на жизнь;
Ø в гармонизации отношений с окружающими;
Ø в стремлении к безупречному исполнению служебного долга.
Забота о здоровье работников является важным элементом менеджмента государственных учреждений и коммерческих организаций за рубежом. Ими предпринимаются меры, направленные на укрепление здоровья работников. С другой стороны, уровень здоровья оказывает существенное влияние на продвижение работников по службе. Так, в целом ряде зарубежных стран, в частности во Франции, количество рабочих дней, пропущенных по болезни, учитывается при определении «классности» чиновника (государственного управленца). В свою очередь, «классность» сильно влияет на уровень оплаты его труда.
Значение здоровья, образа жизни работников и менеджмента в этой области для деятельности организаций США иллюстрируют следующие статистические данные [3]. Американские фирмы каждый год выплачивают примерно 40 миллиардов долларов в качестве компенсации работникам. В результате болезней и травм теряется более 500 миллионов рабочих дней.
Корпоративные расходы на здравоохранение варьируются в пределах от 1200 до 6000 долларов в год на одного работника, в среднем составляя 2400 долларов. Эти расходы растут вдвое быстрее инфляции.
Расходы на замещение преждевременно скончавшегося руководителя крупной корпорации составляют 1,5 миллиона долларов.
Компания из числа 500 самых богатых фирм Америки теряет в результате текучести менеджеров среднего и нижнего звена 6500 долларов на человека, а в результате текучести служащих – 4000 долларов. Четко прослеживается связь между высоким уровнем текучести кадров и плохим состоянием здоровья работников.
В Соединенных штатах 800 000 человек ежегодно умирают от болезней, связанных с курением, неправильным питанием, сидячим образом жизни и алкоголизмом;
Курящие не выходят на работу на 40% чаще, чем некурящие, что выливается в миллионы потерянных рабочих дней ежегодно.
Крупные компании США имеют тренировочную базу стоимостью в миллионы долларов, работающих на полную ставку профессиональных консультантов, программы, включающие в себя анализ образа жизни на основе анкетирования, семинары, различного рода оздоровительные курсы, в том числе и во время отдыха в отелях, выпуск ежемесячных бюллетеней и иные меры пропаганды здорового образа жизни.
Американцы кратко формулируют правила здорового образа жизни следующим образом:
1. Я люблю свою работу.
2. Я принимаю меры предосторожности, в частности пристегиваюсь ремнем безопасности, когда еду в автомобиле.
3. Мой вес отличается от идеального не более чем на два килограмма.
4. Я знаю три метода ослабления стресса, не включающие употребление наркотиков и алкоголя.
5. Я не курю.
6. Я сплю каждую ночь по шесть – восемь часов и просыпаюсь отдохнувшим.
7. Я занимаюсь физическими упражнениями, по меньшей мере, три раза в неделю (включая 20 – 30-минутные упражнения на выносливость, например, быструю ходьбу, бег, плавание или езду на велосипеде, а также упражнения на развитие силы и гибкости).
8. Я не употребляю спиртного.
9. Я знаю свое кровяное давление.
10. Я придерживаюсь разумных правил питания (каждый день завтракаю, ограничиваю себя в соли, сахаре и жирах, потребляю достаточное количество клетчатки и ем не слишком часто).
11. Я обладаю хорошей системой социальной поддержки.
12. Я поддерживаю положительную психологическую установку.
Практика показывает, что реализация в организациях подобного рода программ, направленных на ведение здорового образа жизни, дает весьма положительные результаты. Работники становятся более энергичными и полными энтузиазма, им становится легче справляться со стрессом и напряжением на работе. Улучшается их производительность труда, существенным образом сокращается число невыходов на работу, снижаются расходы на медицинское обслуживание. Улучшается моральный климат в коллективах, в частности взаимоотношения работников и руководства компаний. Как следствие, повышается эффективность управления и деятельности организации, улучшается ее общественный имидж, растут прибыли.
Оценить собственный образ жизни и его влияние на здоровье можно с помощью следующего теста* (в каждом из 20 пунктов выберите один вариант ответа и очки суммируйте).
* С небольшими модификациями приводится тест из книги: Власов Н. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления. М: ИНФРА-М; Новосибирск: ЭКОР, 1994.
1. Если утром мне надо встать пораньше;
а) завожу будильник – 30 очков;
б) доверяю внутреннему голосу (биобудильнику) – 20 очков;
в) полагаюсь на случай – 0 очков.
2. Проснувшись утром:
а) сразу вскакиваю с постели и принимаюсь за дела – 10;
б) встаю не спеша, делаю гимнастику и только потом начинаю собираться на работу (на учебу) – 30;
в) еще несколько минут продолжаю нежиться под одеялом – 0.
3. Из чего состоит мой обычный завтрак;
а) кофе (чай) с бутербродами или плотный завтрак с мясным блюдом – 0;
б) овощи, каша, травяной чай – 30;
в) вообще не завтракаю дома – 30.
4. Какой вариант рабочего распорядка ты выбрал бы:
а) точный приход на работу в одно и то же время – 20;
б) появление на работе к установленному официально началу рабочего дня плюс-минус 30 минут – 10;
в) гибкий график (свободное посещение рабочего места) – 30.
5. Продолжительность обеденного перерыва должна дать возможност ь:
а) успеть поесть в столовой — 0;
б) поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку чая (кофе) – 10;
в) поесть не торопясь и еще немного отдохнуть – 30.
6. Как часто в рабочее время мне удается немного пошутить и посмеяться с коллегами!
а) каждый день – 30;
б) иногда – 10;
в) редко – 0.
7. Если на работе я вовлечен в конфликтную ситуацию, то пытаюсь разрешить ее:
а) долгой дискуссией – 0;
б) уходом от споров – 20;
в) ясным изложением своей позиции и отказом от споров – 30.
8. Мне свойственно задерживаться на работе после окончания рабочего дня:
а) не более чем на 20 минут – 30;
б) до часа – 0;
в) более часа – 0;
9. Мое свободное время уходит на:
а) общественную работу – 10;
б) хобби – 10;
в) домашние дела – 20.
10. Встреча с друзьями и прием гостей для меня представляют:
а) возможность встряхнуться и отвлечься от забот – 30;
б) потерю времени и денег – 0;
в) неизбежное зло – 0.
11. Я ложусь спать:
а) всегда примерно в 22.00, в одно и то же время – 30;
б) по настроению – 20;
в) после окончания всех дел – 0.
12. Свой отпуск я использую:
а) весь сразу – 20;
б) часть – летом, а часть – зимой – 20;
в) по два-три дня, когда становится меньше дел – 0.
13. Во время летнего отдыха я:
а) пассивно отдыхаю дома – 0;
б) физически работаю (например, на садовом участке) – 30;
в) делаю пешие прогулки и занимаюсь спортом – 10.
14. Что касается спорта, то я:
а) ограничиваюсь ролью болельщика – 0;
б) делаю зарядку на свежем воздухе – 30;
в) считаю, что физических нагрузок на работе и дома вполне достаточно – 10.
15. За последние 14 дней я, как минимум, один раз:
а) танцевал – 10;
б) занимался физическим трудом или спортом – 10;
в) прошел пешком не менее 4 километров – 20.
16. Мое честолюбие проявляется в том, что я:
а) любой ценой стремлюсь достичь своего – 0;
б) надеюсь, что мое усердие обязательно принесет свои плоды – 30;
в) намекаю окружающим на мою истинную ценность – 0.
17. Свойственный для меня режим просмотра телевизионных передач:
а) вечером, а также в выходные дни – все программы подряд – 0;
б) конкретные программы, представляющие для меня интерес, желательно не более 1,5 часов в день – 30;
в) вообще не смотрю – 10.
18. Спиртное:
а) в малых дозах полезно – 0;
б) вредно для здоровья, не употребляю – 30;
в) употребляю регулярно без ограничений в количестве-0.
19. Курение:
а) хорошее средство для снятия стресса – 0;
б) вредно для здоровья, не курю – 30;
в) вредно для здоровья, тем не менее ежедневно выкуриваю несколько сигарет – 0.
20. «Нельзя перелюбить всех женщин (мужчин) на свете, но надо к этому стремиться»:
а) да – 0;
б) может быть – 10;
в) нет – 30.
Если набранная сумма составляет
520 – 600 очков: Это почти максимальная сумма и можно смело сказать, что вы умеете жить. Вы хорошо организовали свой режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах служебной деятельности. Нет причин опасаться, что регламентированность жизни придаст ей монотонность. Напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
400-520 очков: Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, у вас имеются некоторые навыки восстановления своих сил и при авральной работе. Важно, чтобы служебная деятельность, семейная жизнь и впредь оставались уравновешенными, гармоничными, без «стихийных бедствий». У вас есть резервы для повышения производительности труда за счет более разумной его организации в соответствии с особенностями вашего организма.
300 – 400 очков: Вы «середнячок», как и большинство людей. Если вы и дальше будете жить в таком же режиме, а лучше сказать в такой «запарке», ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. Есть все предпосылки для того, чтобы изменить свои стереотипы поведения и отношение к своему здоровью. Примите этот результат тестирования как предостережение и не откладывайте на завтра ничего из того, что касается здорового образа жизни.
Менее 300 очков: У вас совершенно неправильный образ жизни. Необходимо кардинальным образом пересмотреть свое отношение к собственному здоровью и постепенно изменить стереотипы поведения. Неплохо бы отказаться от вредных привычек.
Резюме
Руководителя определяющим образом характеризует его мировоззрение, т.е. наличие определенных взглядов на мир и свое место в нем, системность и целостность этих взглядов, а также приверженность этой системе взглядов.
Особенности профессии менеджера, многообразие его ролей обусловливают особые, повышенные требования к его здоровью, образу жизни, а также к волевой, интеллектуальной, эмоциональной сферам, наконец, к его мировоззрению.
Особую опасность для управления социальными процессами имеют так называемые вредные привычки, прежде всего, употребление спиртных напитков и курение, иные негативные аспекты образа жизни руководителей. Употребляющий спиртное, курящий или имеющий множественные половые контакты руководитель не в состоянии по параметрам своего тела управлять более или менее продолжительными процессами, из которых и складывается деятельность любой организации. Коллективные выпивки и перекуры усугубляют тот вред, который вносят в сферу управления индивидуальное употребление спиртного и курение.
Расширение кругозора, развитие, саморазвитие, повышение уровня образования и культуры является важнейшим элементом образа жизни менеджера.
Ухудшению здоровья менеджера, возникновению профессиональных заболеваний способствуют стрессовые ситуации, перегрузки на работе, нарушения режима труда и отдыха, малоподвижный образ жизни, сидячая работа, постоянная стимуляция организма с помощью чая, кофе, табака, активное употребление спиртного, переедание.
Причины ухудшения здоровья коренятся в сознании и подсознании менеджеров и связаны, в частности: с абсолютизацией ими социального успеха; с их неосведомленностью о здоровом образе жизни; с наличием у них вредных привычек; с их психологической привязкой к деньгам, власти; с их общим негативным взглядом на жизнь; с их склонностью жертвовать здоровьем ради социального успеха.
Предупреждение стрессов, профессиональных заболеваний и оздоровление для менеджеров предполагает соблюдение режима труда и отдыха, режима питания; отказ от вредных привычек; применение процедур, очищающих организм от шлаков; преодоление психологических привязок к деньгам, власти и т.д.; развитие позитивного взгляда на жизнь; гармонизацию отношений с окружающими; снятие с себя не свойственных менеджеру функций; стремление к безупречному исполнению служебного долга.
Забота о здоровье работников является важным элементом менеджмента государственных учреждений и коммерческих организаций.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь