9.1. Научная деятельность менеджера
Наука является важной сферой человеческой деятельности. Целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе теоретического отражения действительности. Новое знание в результате научной деятельности может быть получено в виде теоретического описания, организационной схемы, математической формулы и т.д. Особенностью научной деятельности является то, что она дает приращение нового знания, ее результат заранее в принципе неизвестен (в отличие от большинства других видов деятельности).
Понятие науки включает в себя, с одной стороны, деятельность по получению нового знания, а с другой – сам результат этой деятельности, совокупность полученных к настоящему моменту знаний.
Управленцы, работающие в науке, изучают закономерности социального управления и, в частности, руководства коллективами, выявляют научные факты, углубляющие имеющиеся знания об управлении организацией, разрабатывают теории, объясняющие различного рода факты, закономерности и тенденции в сфере управления, создают новые и совершенствуют имеющиеся методы управления.
Ученые много работают с научной литературой, разрабатывают подходы к изучению тех или иных управленческих проблем, осуществляют постановку, организуют и проводят научные эксперименты, систематизируют научные данные, полученные ими самостоятельно или собранные другими учеными, анализируют и интерпретируют полученные данные.
Для успешной работы в сфере науки необходимо иметь аналитические способности, склонность к научной деятельности, специфичные знания и навыки. Безусловно необходимо свободно владеть понятийным аппаратом науки управления, знать существующие теории управления. Важно иметь хорошее представление о достижениях смежных областей знания – политической науки, социологии, экономики, психологии, теории систем, синергетики и др.
Хорошим подспорьем в работе и важным профессиональным умением управленца-ученого является использование методов теории игр, исследования операций, математической статистики. Так, методы математической статистики весьма полезны для обработки эмпирических данных, полученных в исследованиях, что зачастую требуется для доказательства научных гипотез.
Для управленца-ученого важно владеть языком и стилем письменной и устной научной речи. Необходимостью для ученого является опубликование результатов исследований в печати, апробация их в ходе докладов на научных конференциях, симпозиумах, семинарах.
Для профессиональной деятельности менеджера в сфере научных исследований большое значение имеет опыт практического руководства коллективами людей.
Ученые, специализирующиеся в области науки управления, работают преимущественно в научных центрах и институтах. Примером научно-исследовательских организаций могут служить Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской Академии наук, Международный научно-исследовательский институт проблем управления (МНИИПУ), Межотраслевой институт проблем технологии коммуникации и управления, Научно-исследовательский внедренческий центр по организации труда и управлению в здравоохранении, Научно-исследовательский институт систем связи и управления (НИИССУ), Научно-исследовательский институт экономики управления и организации производства и многие др.
Следует отметить, что существуют примеры весьма успешной научной работы в сфере управления и значительных научных результатов, которых достигли люди, являющиеся крупными руководителями-практиками. В их числе Анри Файоль, Генри Форд, Ли Якокка, Питер Друкер и др.
Научные исследования являются важным видом профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
Система современного менеджмента, как результат деятельности ученых-управленцев, включает в себя общий менеджмент и специальные виды менеджмента.
Общий менеджмент изучает социальную организацию как целостную систему управления, включающую в себя принципы и закономерности управления, его философию и этику, формы и методы, функции управления, управленческий цикл, средства и технологии управления, организационные структуры, стратегическое планирование и управление, мотивацию и лидерство, а также место и роль в ней руководителя (менеджера).
Специальный менеджмент рассматривает управление различными типами организаций (коммерческие, некоммерческие, общественные, государственные и т.д.), специфичными объектами в организации (ресурсами, проектами, качеством, нововведениями, интеллектуальной собственностью и т.д.); управление организациями, специализированными в определенной узкой сфере деятельности (кредитно-финансовые, строительные, туристические, предпринимательские и др.); особенности методов управления организациями (административные, информационные и т.д.).
В частности, производственный менеджмент есть не что иное, как совокупность принципов, методов и средств планирования, организации и управления производством, включая ассортимент, себестоимость и финансы предприятия.
Финансовый менеджмент, иначе говоря, управление финансовыми ресурсами и складывающимися при этом отношениями, охватывает систему принципов, форм, методов и приемов использования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Инновационный менеджмент рассматривает проблемы разработки нововведений (инноваций), планирования изменений, их внедрения в практику деятельности организации, привлечения в этих целях инвестиций и получения максимальной выгоды от их использования.
Возможно выделение видов специального менеджмента и по иным основаниям. Так, стратегический менеджмент охватывает управление организацией, предполагающее внутренние изменения и воздействие на внешнюю среду, и направленное на достижение ею в будущем желаемого состояния, исходя из его видения в перспективе, определенного в соответствии с имеющимися внутренними ресурсами.
В свою очередь, оперативный менеджмент занимается использованием существующей стратегической позиции и имеющихся ресурсов организации для максимально эффективного достижения ее текущих целей.
В составе менеджмента предприятия можно выделить производственный менеджмент, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, экологический менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент персонала и т.д.
Объектом общего менеджмента являются люди в организациях и сами эти организации в контексте управления ими. Объектом специального менеджмента являются организации определенного типа, либо функционирующие в некоторой четко обозначенной сфере, специфичные ресурсы организации, проекты и т.д., нуждающиеся в специальном управлении, а также люди в указанных организациях, занятые в соответствующих проектах, и т.д.
Предметом менеджмента являются закономерности управления организацией, а также отношения между людьми и организациями, возникающие в процессе управления. Предметом менеджмента могут быть, в частности, специфичные закономерности и отношения, возникающие при реализации различного рода экономических механизмов, построении и функционировании организационных структур, осуществлении маркетинговых исследований, управлении персоналом, движении информационных потоков в организации, а также корпоративная культура, поведение людей в организациях и иные составные части системы управления.
Так, предметом инвестиционного менеджмента (это вид инновационного менеджмента) являются закономерности и отношения, возникающие при взаимодействии участников инвестиционной деятельности, процессы вложения капитала и формирования ресурсов, их движение, возможности размещения капитала и его эффективность.
Некоторые важнейшие основания классификации и виды современного специального менеджмента представлены в табл. 4.
Таблица 4
Виды менеджмента
Основания классификации | Виды специального менеджмента |
1 | 2 |
Тип взаимодействия в системе корпоративного менеджмента | Менеджмент предприятия Менеджмент акционерного общества Менеджмент объединения (финансово-промышленной группы, холдинга, концерна, консорциума, синдиката, треста) Менеджмент франчайзинга Менеджмент лизинга Менеджмент дочернего предприятия, филиала |
Метод управления организацией | Информационный менеджмент Административный менеджмент |
Сфера деятельности организации | Менеджмент кредитно-финансовых организаций Строительный менеджмент Туристический менеджмент Предпринимательский менеджмент |
Специфичные объекты в организации | Менеджмент ресурсов Менеджмент проектов Менеджмент качества продукции Инновационный менеджмент Менеджмент интеллектуальной собственности |
Этап жизненного цикла товара | Менеджмент научных исследований Менеджмент опытно-конструкторских разработок Производственный менеджмент Менеджмент маркетинга Менеджмент сбыта Менеджмент послепроизводственного обслуживания Менеджмент утилизации продукции |
Вид ресурса организации | Менеджмент персонала Менеджмент материальных ресурсов Менеджмент информационных ресурсов Финансовый менеджмент |
Условия деятельности объекта управления (в частности, организации) | Антикризисный менеджмент Менеджмент риска Менеджмент экономического роста |
Уровень управления | Региональный менеджмент Межрегиональный менеджмент Отраслевой менеджмент Межотраслевой менеджмент |
Определенное представление, хотя и весьма неполное, о структуре знаний в области менеджмента дает фрагмент структуры библиотечно-библиографической классификации, используемой массовыми библиотеками. Следует иметь в виду, что эта классификация во многом отражает особенности фонда литературы, накопленного в библиотеках во времена бывшего СССР, и поэтому несет на себе отпечаток теоретических подходов, господствовавших в теории управления при социализме.
Фрагмент структуры библиотечно-библиографической классификации, касающийся проблематики менеджмента
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь