logo
Введение в специальность МО

Терминологический словарь

Менеджмент организации, подобно любой другой отрасли знания, имеет собственную, специфичную терминологию. Эту терминологию необходимо знать и понимать для пра­вильной и быстрой ориентации в мире управления. Возни­кающие затруднения в понимании и усвоении управленче­ской лексики обусловлены, главным образом, следующими обстоятельствами:

1.      Терминология управления используется нередко вне слу­жебной деятельности, в повседневной речи. Профессио­нальное   словоупотребление   предполагает   существенно более строгое и точное использование терминов.

2.      В научной литературе по менеджменту нередко использу­ются  термины,   имеющие   иностранное  происхождение. Самостоятельно определить их истинное смысловое зна­чение несведущему человеку весьма непросто.

3.      Некоторые термины имеют в разных научных текстах по управлению различную трактовку.

4.      Смысл отдельных терминов зависит от контекста, в кото­ром они используются.

Некоторые общенаучные термины включены в настоящий словарь наряду с терминами, специфичными для деятельности менеджера, для лучшего понимания основного текста настоя­щей книги либо по той причине, что они часто используются в литературе по управлению.

А

Авторитаризм одна из форм догматизма в морали, прояв­ляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим и единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, являющееся источником этих требований.

Авторитарность качество личности, проявляющееся в ее склонности к властному управлению другими людьми, подавле­нию их инициативы, использованию мер принуждения.

Авторитарный (волевой, автократический) стиль руково­дства стиль руководства, в основе которого лежит использова­ние преимущественно принципа единоначалия в ущерб коллеги­альным и коллективным решениям.

Авторитет влияние или способность лидера побуждать дру­гих к исполнению возложенных на них обязанностей.

Агрессивность качество личности, проявляющееся в чувст­ве враждебности, в негативных чувствах по отношению к другим людям, стремление к насильственными действиям по отношению к окружающим, в желании нанести им ущерб

Адаптация должностная процесс и результат освоения ра­ботником своих функциональных обязанностей, коммуникацион­ных связей, прав, ответственности и требований, предъявляемых к нему новой должностью, а также существующей в организации корпоративной этики и принятие на себя ответственности за реа­лизацию требований новой должности. Включает в себя профес­сиональную и должностную адаптацию.

Адаптация профессиональная одно из направлений долж­ностной адаптации, процесс и результат освоения работником своих функциональных обязанностей, овладение профессиональ­ными навыками и умениями, необходимыми для их реализации, или приспособление уже имеющихся навыков и умений к усло­виям нового должностного положения или к изменяющимся ус­ловиям обстановки.

Адаптация социальная одно из направлений должностной адаптации, процесс и результат приспособления работника к но­вой социальной среде, к коллективу, к системе взаимоотношений в занимаемой должности с коллегами и руководителями.

Адаптивный стиль руководства стиль руководства, ос­мысленно приспосабливаемый менеджером к новой обстановке, изменяемый с учетом особенностей возникшей управленческой ситуации.

Административная этика разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами и спецификой бюрократических организаций, а также с проблемами государственного управления.

Администрация- 1) организационная деятельность в сфере управления; 2) управленческая деятельность государственных органов; 3) должностные лица, руководящий персонал учрежде­ния, предприятия, организации.

Акт управленческий поступок или действие субъекта управления, содержащие управляющее воздействие (например, принятие решения, объявление благодарности или взыскания и т.п.).

Аналитическая деятельность познавательный аспект управленческого труда, основное содержание которого составля­ет анализ (мыслительный процесс) состояния и тенденций разви­тия деловой обстановки, коренных проблем управления деятель­ностью и т.п.

Аналитическая работа относительно обособленный вид управленческой деятельности, суть которого составляет мысли­тельная переработка информации с целью обеспечения субъекта управления деятельностью необходимой выводной информацией. А.р. осуществляется специальными (аналитическими, информа­ционно-аналитическими, исследовательскими и др.) подразделе­ниями или специально выделенными для этого работниками ап­парата управления.

Аппарат управления совокупность работников, объеди­ненных в подразделения (или отдельных, специально выделен­ных работников), на которые возложено выполнение управленче­ских функций.

Б

Бюрократия тип организации, для которой характерно специализированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты деятельности, показатели оцен­ки эффективности работы.

В

Вертикальное разделение труда разделение труда по иерар­хическим уровням управления на составляющие части общей дея­тельности с обеспечением их согласованности, координации дей­ствий участников этой деятельности. Отражает соотношение централизации и децентрализации в организационной структуре управления.

Взаимная ответственность руководителя и подчиненно­го принцип организации управления, который означает необхо­димость ответственности руководителя за подчиненного и его деятельность и подчиненного перед руководителем, наконец, того и другого – перед организацией (ведомством) за положение дел на порученном участке.

Взаимодействие взаимная связь явлений, процессов. Разли­чают два противоположных его вида: кооперацию и конфронта­цию. В первом В. способствует организации совместной деятель­ности, объединению усилий участников деятельности во имя решения общей задачи или достижения общей цели путем взаим­ного усиления действий в нужном направлении, во втором – дез­организует, разрушает совместную деятельность, создает препят­ствия для нее.

Власть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на поведение, деятельность других людей с помощью авторитета, права, насилия, денег и т.д.

Воздействие возмущающее управленческое воздействие, которое нарушает нормальное функционирование и развитие системы управления, отклоняет ее от заданного или желаемого состояния (достижения поставленной цели) и которому система должна противостоять.

Воздействие управленческое любое воздействие, осущест­вляемое в системе управления по каналам как прямой (управ­ляющее воздействие), так и обратной связи.

Воздействие управляющее действие субъекта управления на управляемый объект с целью изменения (или сохранения) его состояния, поведения и действий.

Всеобщность контроля принцип контроля, который озна­чает, что: каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если ему специально не пору­чено; все уровни, звенья и сферы деятельности должны быть подконтрольны и реально доступны для осуществления контроля субъектами управления, наделенными для этого соответствую­щими обязанностями и правами.

Всесторонность и полнота принцип оценки деловой обста­новки, который тесно связан с ее объективностью, является од­ним из условий достоверности получаемых выводов и требует рассматривать изменения обстановки с учетом многообразия ее связей с другими социальными процессами и явлениями, оцени­вать различные ее аспекты, в частности, политические, социаль­ные, правовые, экономические, идеологические и т.д.

Выбор моральный акт моральной деятельности, выражаю­щийся в сознательном предпочтении определенной линии пове­дения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них или вопреки другому.

Выработка и принятие решения функция менеджмента и этап управленческого цикла, процесс сбора и мысленной (аналитико-синтетической) переработки данных, необходимых для при­нятия решения, с последующим фиксированием его результата в соответствующей (устной или письменной) форме.

Г

Гибкость принцип обеспечения эффективного функциониро­вания системы управления деятельностью организации, который обязывает руководителя предусматривать возможность маневра, использования тех сил, средств, форм и методов управления, кото­рые в наибольшей мере отвечают специфике изменившейся ситуа­ции, чтобы обеспечить последовательное продвижение к цели даже при возникновении неблагоприятной ситуации, непредви­денных препятствий и осложнений или при неожиданном возник­новении благоприятной ситуации.

Горизонтальное разделение труда принцип формирования организационной структуры управления деятельностью органи­зации, согласно которому общий объем работ на одном уровне управления разделяется на специализированные функции с выде­лением соответствующих подразделений или работников для их выполнения.

Гуманизм – 1) система воззрений, признающая ценность чело­века, его право на свободу, счастье, развитие и совершенствование, проявление своих способностей, считающая благо человека крите­рием оценки социальных институтов; 2) принцип управления дея­тельностью в организации, который означает: признание приори­тета человеческого фактора в управлении этой деятельностью, обеспечении ее эффективного функционирования, и прежде всего обязанность руководителя ценить и уважать личное достоинство подчиненного, проявлять постоянную заботу о всестороннем раз­витии его личности, о создании для него нормальных условий жизни и деятельности; а также недопустимость применения в от­ношении лица (лиц) мер и средств, причиняющих физические или нравственные страдания, унижающих человеческое достоинство или наносящих ущерб состоянию здоровья, незаконного распро­странения сведений об обстоятельствах личной жизни работника.

Д

Дезорганизация нарушение порядка, дисциплины в органи­зации (в подразделении), расстройство, развал ее организацион­ной структуры, разлаженность функционирования.

Декомпозиция метод аналитической работы, с помощью которого объекты познания (цели, задачи, проблемы, решения) делятся на составные части (элементы): цели – на подцели, зада­чи на ряд взаимосвязанных подзадач, каждая из которых рас­сматривается независимо друг от друга, а затем определяется ха­рактер взаимосвязи между ними и производится их логическая и операционная увязка между собой.

Делегирование полномочий передача прав от вышестоя­щих органов власти (инстанций) или должностных лиц (субъек­тов управления) нижестоящим. В управлении деятельностью организации чаще всего проявляется в предоставлении руководи­телем своим непосредственным подчиненным (заместителям или руководителям подразделений, отдельным работникам) права самостоятельно решать определенные (конкретные) задачи, во­просы или осуществлять соответствующие действия, ответствен­ность за которые непосредственно несет руководитель организа­ции (подразделения).

Деловые качества способность работника выполнять свои должностные обязанности, решать поставленные задачи, нахо­дить в рамках своей компетенции наилучший подход к разреше­нию возникающих ситуаций и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и оперативно прини­мать обоснованные решения, последовательно и инициативно обеспечивать их выполнение.

Демократический (коллегиальный, коллективный) стиль руководства стиль руководства, основанный на учете мнений и стремлений подчиненных, на широком привлечении работников к процессу выработки решения, способствует демократизации управления деятельностью организации. Д.с.р. основан на том, что активность людей мотивирована, главным образом, потреб­ностями высших порядков.

«Дерево целей» – графическое представление взаимосвязи и соподчинения целей (подцелей) управления.

Децентрализация управления процесс, обратный центра­лизации управления. Д.у. выражается, прежде всего, в предостав­лении права нижестоящим уровням управления принимать реше­ния по более широкому кругу вопросов, ранее входивших в компетенцию вышестоящего органа управления, в возрастании числа и объема функций, выполняемых нижестоящими уровнями управления. Смысл Д.у.: каждый уровень, каждое звено управ­ленческой системой должны заниматься своим делом, чтобы бо­лее высокие инстанции не перегружать массой текущих дел, не отвлекать их от решения крупных проблем, а низшие – могли оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию.

Деятельность форма активного отношения субъекта к дей­ствительности, направленная на достижение сознательно постав­ленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей, приобретением и освоением социального опыта.

Деятельность управленческая совокупность действий субъекта управления (руководителя или работников аппарата управления) по отношению к объекту управления (подчиненно­му работнику или коллективу организации) для оказания на не­го управляющего воздействия.

Диспетчеризация (оперативное управление) – регулирование процесса выполнения планов и принятых решений. Д. предпола­гает регулярное систематическое отслеживание этого процесса с помощью информации, поступающей по существующим или специально создаваемым для этого каналам обратной связи.

Дисциплина исполнительская обязательное для каждого работника и для каждого органа управления своевременное и точное выполнение возложенных на них задач.

Доведение принятого решения до исполнителей сооб­щение о том, что, во имя чего, как и когда работник должен действовать при выполнении конкретного решения. Это необ­ходимое условие эффективной организации исполнения приня­того решения.

Догматизм схематический стиль мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и поло­жений проводится без учета конкретной реальности.

Документ любой материальный объект с информацией, за­крепленной определенным образом, что позволяет передавать ее во времени и пространстве.

Документальный метод способ сбора и анализа исходной информации, когда единственным или главным ее источником служит документ как материальный носитель такой информации.

Достоверность информации соответствие информации действительности, которое достигается: использованием заслу­живающих доверия источников информации; обозначением вре­мени совершения события, сведения о котором передаются; тща­тельным изучением и сопоставлением данных, полученных из различных источников; проверкой сомнительных сведений; ис­ключением искажений информации, передаваемой по техниче­ским средствам, и т.д.

Дублирование одновременное выполнение одинаковых управленческих функций по отношению к одному и тому же объ­екту управления различными субъектами – звеньями одного и то­го же уровня управления независимо друг от друга.

Е

Единоначалие единоличное управление, которое заключа­ется в праве менеджера (начальника) отдавать подчиненным распоряжения, обязательные для исполнения, обеспечивать их выполнение, в единоличной ответственности менеджера (долж­ностного лица) за выработку, принятие управленческих реше­ний и последствия их выполнения. Е. предполагает единство командования и единство распорядительства.

Единство командования критерий оценки состояния еди­ноначалия в управлении деятельностью организации. Степень Е.к. выражается отношением количества поручений, получаемых работником от своего непосредственного руководителя, к обще­му количеству получаемых им распоряжений.

Единство распорядительства критерий оценки состояния единоначалия в управлении деятельностью организации, который показывает, какая часть распоряжений, получаемых исполнителем, не противоречит друг другу и не исключает выполнения других поручений.

З

Загруженность критерий оценки характера труда работни­ка, определяемый в зависимости от рода (вида) и интенсивности его деятельности, а также количеством выполняемых работ.

Законность точное, неукоснительное и единообразное при­менение и выполнение государственных законов и других норм права, регулирующих отношения в сфере управления деятельно­стью организации.

Звено управления элемент организационной структуры системы управления определенного уровня. В качестве З.у. мо­жет выступать подразделение аппарата управления или специа­лист, принимающий участие в реализации одной или нескольких функций управления.

И

Иерархическая структура — организационная структура управления, характеризуемая многоуровневым построением на принципах иерархии, а также характером и количеством функций управления на каждом уровне.

Индивидуальная оценка деятельности подчиненных – вид оценки руководителем деятельности подчиненных, объектом ко­торой является деятельность конкретного работника по выполне­нию возложенных на него функциональных обязанностей.

Инструктирование организационно-стабилизирующий ме­тод управляющего воздействия. И. предполагает разъяснение це­лей и задач предстоящей работы, ознакомление работников с усло­виями ее выполнения, а также разъяснение норм, определяющих порядок осуществления этой работы, правил, порядка и способов выполнения работы.

Инструкция должностная краткое изложение основных задач, требующихся навыков, полномочий и обязанностей для различных должностей в организации, а также порядка исполне­ния работником обязанностей по конкретной штатной должности (при необходимости и во внештатных структурах), устанавли­ваемых соответствующим органом управления.

Интуиция 1 Способность человека находить способы пра­вильного решения задач, ориентироваться в жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без анализа, без логического (рациональ­ного) обоснования; 2) тип мышления, при котором отдельные зве­нья этого процесса проходят бессознательно, при этом решение возникает как озарение, просветление.

Информационная работа деятельность специальных (ин­формационных, информационно-аналитических) подразделений или специально выделенных работников аппарата управления (информационных работников), включающая изучение информаци­онного спроса, информационных потребностей и запросов различ­ных категорий пользователей (потребителей) информации, а также организацию и осуществление систематизации, накопления, обра­ботки, хранения и выдачи информации в соответствии с информа­ционными потребностями, запросами и действующими правилами.