2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
История становления любой сферы человеческой деятельности, в том числе истории менеджмента, всегда трудна для усвоения, прежде всего потому, что мы изучаем ее из современности, с иных позиций, имея совсем другие базовые представления. Несколько упрощает эту задачу изучение жизненного пути, биографий великих управленцев. Подобного рода биографии отражают колорит эпохи, позволяют проникнуться ее духом, преподносят управленческие идеи выдающихся менеджеров в конкретном историческом контексте, что и облегчает понимание этих идей. Вместе с тем указанные идеи и теории представляют отнюдь не только исторический, но и практический интерес, они достойны переосмысления и применения в новых современных условиях.
Из числа знаменитых управленцев, менеджеров разных эпох, руководителей различных сфер деятельности для настоящей книги нами отобраны три представителя отечественного менеджмента – А.А. Богданов, А.К. Гастев и А.В. Суворов. Среди западных управленцев – А. Файоль, Ф. Тэйлор, М. Вебер. Завершает перечень «отец китайской традиции» Конфуций.
Богданов (Малиновский) Александр Александрович, (1873- 1928)- русский философ, экономист, политик, один из создателей партии большевиков, ученый-естествоиспытатель, социолог, врач, политический деятель, писатель-фантаст.
Родился в г. Соколка Гродненской губернии. В 1893 г. поступил на естественное отделение Московского университета. В 1894 г. был арестован за участие в народовольческом Союзном совете землячеств, исключен из университета и выслан в Тулу. В 1895 г. поступил на медицинский факультет Харьковского университета и в 1899 г. его окончил.
С 1903 г. вел активную революционную деятельность в составе партии большевиков. С 1896 г. наметился отход от народовольческих идей к социал-демократизму, в 1903 г. примкнул к большевикам, став ближайшим соратником Ленина. Принимал активное участие в революционных событиях 1905 – 1907 гг. В конце 1909 г. вышел из большевистской партии, а после 1911 г. отошел от политической деятельности, во время Первой мировой войны был военными врачом.
С 1921 г. занимался исключительно естественно-научными проблемами переливания крови, омоложения организма, продления жизни. В 1926г. возглавил первый в мире Институт переливания крови.
В начале 20-х годов был профессором политэкономии в МГУ.
С именем Богданова связано развитие системных идей, предвосхитивших работы американских ученых Л. Берталанфи, Н. Винера, Р. Эшби и др. Речь идет, прежде всего, о некоторых положениях тектологии, которые предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.). Наиболее полно идеи Богданова изложены в его работе «Всеобщая организационная наука (тектология)», написанной в 1913-1917 гг. Всеобщая организационная наука была задумана Богдановым как наука о строительстве социализма на основе всего социально-экономического и культурного опыта, накопленного человечеством. Сам ученый определял тектологию как «общее учение о нормах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления».
При обосновании существования «особой организационной науки» Богданов исходил из предположения, что организационная деятельность свойственна всем формам движения материи. Абсолютизируя подход к явлениям живой и неживой природы с позиций тектологии, Богданов пришел к выводу, что любая деятельность сводится, в конечном счете, к организационной. У человечества нет иного объяснения мира, чем с позиций организационной науки, а тектология должна стать методологией всех наук и заменить собой философию, которую ученый считал беспомощной.
В наше время организационные идеи Богданова привлекают внимание ученых всего мира, его книги переведены на многие иностранные языки.
Богданов умер, производя на себе опыт по переливанию крови в Институте крови, где он работал в последние годы жизни.
Гастев Алексей Капитонович (1882-1941)- советский ученый в области научной организации производства, революционер, поэт.
С 1900г. принимает активное участие в революционном движении в России. Находясь в эмиграции во Франции, окончил там Высшую школу социальных наук.
Работал на заводах Сормова, Харькова, Николаева и Москвы. В 1921 г. был назначен директором Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС, которым руководил до 1938 г. В ЦИТ не только шел по пути исключения лишних движений для определения правильной нормы, но и занимался проблемами активизации способностей человека. В 1924 – 1926 гг. – председатель Совета по научной организации производства при наркомате РКИ.
Гастев разрабатывал идею так называемой узкой базы, суть которой состоит в том, что научную организацию производства надо начинать с отдельного рабочего места, с упорядочения труда отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым исполнителем. Гастев указывал на наличие общих организационных функций на уровне рабочего места, цеха, предприятия. К числу организационных функций, выполняемых любым работником на рабочем месте, он относил расчет, установку, обработку, контроль.
Гастеву принадлежит идея о необходимости обособления новой науки «социальной инженерии», которая охватывала бы экономические, технические, психофизиологические и педагогические аспекты научной организации производства – науки «о законах общественной механики и общественного управления».
Гастев предложил 7 правил, необходимых каждому, кто занимается практическими вопросами научной организации труда:
1. Что такое научная организация труда? Это организация, основанная на строго учтенном опыте.
2. Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускоренье. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой.
3. Прежде чем изменить способы работы, надо их тщательно изучить.
4. Не старайся сразу делать переворот, начинай с пустяков.
5. Не надоедай со своим изобретением, не хлопочи, а во что бы то ни стало претвори его в вещь.
6. Никогда не говори о безвыходности. Не склоняйся перед препятствиями. Настойчивая мысль и упорная воля сумеют их победить.
7. Знающий, но не умеющий, – это механизм без двигателя.
Широкую популярность получили следующие 16 принципов А.К. Гастева, опубликованные на I конференции по научной организации производства в 1921 г:
1) сначала ПРОДУМАЙ всю работу досконально;
2) приготовь весь нужный инструмент и приспособления;
3) убери с рабочего места все лишнее, удали грязь;
4) инструмент РАСПОЛАГАЙ в строгом порядке;
5) при работе ищи УДОБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ тела: наблюдай за всей установкой, по возможности САДИСЬ; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора;
6) не берись за работу круто, входи в работу ИСПОДВОЛЬ;
7) если надо сильно приналечь, то сначала ПРИЛАДЬСЯ, испробуй на полсилу, а потом уже берись вовсю;
8) не работай до полной усталости, делай РАВНОМЕРНЫЕ ОТДЫХИ;
9) во время работы не кушай, не пей, не кури. Делай это в твои рабочие перерывы;
10) не надо отрываться от работы для другого дела – РАБОТАЙ РОВНО;
11) работа приступами, сгоряча, портит и работу и твой характер;
12) если работа нейдет— НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ: надо сделать перерыв, успокоиться и – снова за работу;
13) полезно в случае неудачи работу прервать, НАВЕСТИ ПОРЯДОК, прибрать рабочее место, облюбовать его, и снова за работу;
14) при удачном выполнении работы НЕ СТАРАЙСЯ ее показывать, ХВАЛИТЬСЯ, лучше потерпи;
15) в случае полной неудачи ЛЕГЧЕ СМОТРИ НА ДЕЛО, попробуй сдержать себя и снова начать работу;
16) кончил работу – прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти.
Суворов Александр Васильевич (1730-1800)- русский полководец, генералиссимус. Вошел в историю как военачальник, не знавший поражений.
Родился в Москве, происходил из старинного дворянского рода. Мальчик был хилого телосложения, на вид болезненный. Несмотря на это, пораженный жизнеописаниями великих полководцев, он в десятилетнем возрасте сам начал готовить себя к военной службе.
Начал службу в Семеновском полку в семнадцать лет с солдатских должностей в 1748 г. Образ жизни Суворова, его замкнутость, прилежание в занятиях и добросовестность в службе, строгое соблюдение выработанных им для себя правил создали ему репутацию чудака, «белой вороны». Суворов прошел последовательно все ступени армейской лестницы, получил офицерское звание после двенадцати лет службы в нижних чинах.
Руководимые Суворовым войска одержали победы в шестидесяти сражениях, неоднократно над превосходящим по численности противником.
Характерными чертами армий Западной Европы того времени были:
1. Преобладание в войсках иностранных наемных солдат. Распространенность дезертирства. Невысокие боевые качества и тупая исполнительность личного состава. Невозможность длительных форсированных маршей, которые вызывали деморализацию войск.
2. Принудительная вербовка в армию.
3. Система питания войск исключительно с помощью подвозимого провианта из армейских складов, без использования продовольственных ресурсов местного населения.
Как следствие, общепринятые для того времени взгляды на теорию и практику военного искусства предполагали следующее:
1. Стремление достигнуть успеха, не прибегая к сражению. Ведение войны на истощение: в армии преобладали наемные солдаты, поэтому затяжная война вела к капитуляции той страны, у которой было меньше финансовых возможностей. Давление на коммуникации неприятеля.
2. возможно более частой стрельбы залпами, причем прицеливание считалось необязательным.
3. Линейная тактика боя вследствие неуверенности в личном составе армии. Ведение сражений исключительно на ровной местности и в дневное время. Отсутствие войсковых резервов в сражении.
4. Палочная муштра в отношении рядовых. Пренебрежение офицеров к нижним чинам.
До Суворова подобного рода взгляды преобладали и в русской армии.
В основе военной системы Суворова лежала стратегия сокрушения: надо отыскать армию противника, принудить ее к сражению, разбить решительным ударом, нанесенным со всей возможной силой, и неотступным преследованием добиться полного разгрома этой армии. Эта стратегия основывалась на высоком моральном духе войска, патриотическом самосознании воинов, уважении к солдату («Чудо-богатыри»). Суворов всегда был для солдат «отцом родным», «батюшкой нашим». Полководец коренным образом пересмотрел тактическое искусство, включив в него следующие основные элементы:
1. Разумная дисциплина. Требование от всех воинских чинов умения разобраться в обстановке и действовать сообразно с ней, ставя на первый план не столько успех своей части, сколько осуществление общего замысла боя.
2. Использование не только линейного строя, но и иных боевых порядков – каре, рассыпного строя, колонн и т.д. Выделение части войск в резерв. Возможность ведения боя в любой местности (в лесу, в городе).
3. Широкое применение техники штыкового и сабельного боя. Прицельная стрельба.
4. Максимальная маневренность войск. Передвижение не только днем, но и в ночное время. Использование длительных форсированных маршей. Четкая организация маршей.
5. Использование в военных целях разведки.
6. Забота о местных жителях. Недопущение мародерства.
Суворов никогда не был склонен во что бы то ни стало придерживаться до конца заранее определенной, даже хорошо построенной схемы, хода сражения. Он обладал даром выделять в обстановке каждого боя то конкретное и своеобразное, что в ней имелось, и исходя из этого строить свою тактику. Он учитывал особенности местности, национальную специфику неприятельской армии, ее вооружение, личность командующего неприятелем, его темперамент и военную тактику.
Принципы, которым должен следовать воин, Суворов поднимал на уровень одухотворенной веры, опирающейся на его дух и совесть. Составленную им солдатскую памятку, свою знаменитую «Науку побеждать» Суворов назвал катехизисом, т.е. изложением основ веры.
Характерными для управления Суворовым армией являются следующие его высказывания:
«Военачальник, руководствуясь порядком и устройством, владычествует с помощью неусыпности и предусмотрительности.
Обучай ревностно подчиненных и давай им пример собою.
Управляй счастием, один миг доставляет победу.
Субординация или послушание – мать дисциплины или военному искусству.
Воюют не числом, а уменьем.
Вот моя тактика: храбрость, мужество, проницательность, порядок, мера, правило, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение...
Кажется, предполагаю, может быть – не должны быть в военном плане. Гипотезе не должно жертвовать войсками.
Не меньше оружия поражать противника человеколюбием.
Учить показом, а не рассказом.
Тяжко в ученье – легко в походе.
Каждый воин должен понимать свой маневр.
Сам погибай, а товарища выручай. Решимость у Бога получай.
Беда без фортуны, горе без таланта.
Всякая война различна».
Сила армии складывается из морального духа, полководческого искусства, выучки, численности и вооружения. В первых из указанных трех слагаемых армия Суворова имела всегда бесспорное преимущество над противником.
Суворов был одним из наиболее образованных людей своего времени: он был хорошо осведомлен в области философии, истории, географии, математики, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким, арабским, персидским и финским языками.
Вебер Макс (1864 – 1920) – немецкий философ, социолог и историк, профессор. Автор теории бюрократии. Родился в г. Эрфурте (Германия).
Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892 г.), профессор национальной экономики во Фрейбурге (с 1894 г.) и Гейдельберге (с 1896 г.). Основатель (1909 г.) Немецкого социологического общества. Профессор национальной экономики в Вене (с 1918 г.) и Мюнхене (с 1919 г.).
Диапазон научных интересов Вебера был весьма широк и охватывал проблемы социологической теории и методологии социального познания, теории капитализма и экономической истории, религиоведения и политико-юридических наук. В каждой из этих областей труды Вебера стали классикой. Лейтмотивом его исследований является тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познания.
Вебером разработана концепция «идеальной» административной организации. Важнейшие принципы построения такой организации:
Ø всякая деятельность, необходимая для достижения поставленных целей, должна разбиваться на элементарные, простейшие операции;
Ø каждый нижестоящий служащий или каждое подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый отвечает перед своим начальником не только за себя, но и за подчиненных;
Ø ответственность и координация индивидуальной деятельности членов коллектива должна определяться четкими правилами и инструкциями;
Ø «идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности ... не проявляя никаких чувств и никакого энтузиазма». Руководитель должен соблюдать «социальную дистанцию»;
Ø карьера основывается на соответствии технической квалификации занимаемой должности. Служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Продвижение обеспечивается в соответствии со старшинством и/или успешной деятельностью. Это необходимо для развития корпоративного духа;
Ø управление, организованное на бюрократической концепции, обеспечивает строгость дисциплины, точность, устойчивость и надежность при функционировании производственной системы.
В соответствии с воззрениями Вебера формализация процесса управления позволяет применять расчеты и вычисления, т.е. создавать и практиковать научное управление.
Тэйлор Фредерик Уинслоу (1853-1915) – американский инженер. Основатель школы научного менеджмента. Родился в г. Джермантаун, близ Филадельфии (США).
Получил европейское образование, посещая в течение 3,5 лет школы Берлина, Штутгарта, Парижа, Рима. Из-за болезни глаз не смог получить юридического образования в Гарвардском университете.
В течение 1875 – 1878 гг. – рабочий на небольшом насосном заводе в Филадельфии. В 1978 г. поступает на завод Мидвейлской стальной компании в Филадельфии, где проходит путь от чернорабочего до главного инженера завода (станочник, старший рабочий, мастер, старший мастер, руководитель чертежного бюро). В 1883 г. окончил Стивенский технологический институт (вечернее отделение).
В 1890-1893 гг. – управляющий бумажной фабрикой. В 1893 – 1898 гг. – инженер-консультант по управлению на ряде предприятий.
С 1898 по 1901 г. работает в Бетльхемской стальной компании. В 1900 г. вместе с Уайтом разработал быстрорежущую сталь.
Последние годы жизни Тэйлор посвятил совершенствованию своей системы научной организации производства и ее распространению в Америке и в Европе.
В 1903 г. Тэйлор выступает на заседании Американского общества инженеров-механиков (ASME) с докладом на тему «Управление фабрикой». В докладе содержались научные основы организации работы предприятий: пробуждение инициативы работников, в частности за счет дифференциации оплаты труда в зависимости от сложности и интенсивности работы; изучение приемов работы и хронометраж; нормализация инструмента; разделение функций рабочих и администрации; функциональная система управления; отбор рабочих в соответствии с родом выполняемых заданий; непрерывное снабжение сырьем и полуфабрикатами; изучение психологии рабочих и администрации, переход от конфронтации к сотрудничеству.
В 1906 г. Тэйлор избирается президентом ASME, почетным членом ряда университетов.
Файоль Анри (1841 – 1925)- французский инженер, руководитель промышленных предприятий, основатель школы административного управления.
В 1856-1860 гг. посещал лицей в Лионе и горный колледж в Сан-Этьене. До 1888 г. работал инженером и управляющим ряда французских предприятий.
С 1888 по 1918г. – Файоль руководит «Comambault», крупной горнодобывающей и металлургической компанией, которую он вывел из отстающих в передовые.
После 1918г. Файоль полностью посвятил себя научной работе.
Заслугой Файоля является выделение управленческой деятельности в самостоятельный предмет исследования. Ученый определил следующие основные функции административной деятельности: техническую, коммерческую, финансовую, защитную, бухгалтерскую и административную. Административная деятельность, по его представлениям, складывается из элементов: предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль. В противоположность Ф. Тейлору считал, что административные функции свойственны не только менеджерам, но и в определенной мере рабочим.
Основу административной теории Файоля образуют следующие принципы: разделение труда, власть, дисциплина, единство распоряжения, единство руководства, иерархия, вознаграждение, централизация, порядок, равенство, подчинение индивидуальных интересов общим, устойчивость должностей личного состава, инициатива, корпоративный дух.
Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н.э.) – китайский философ, создатель одной из первых известных современности зрелых философских концепций и родоначальник идейного течения конфуцианства.
Конфуций родился в семье прославленного воина, принадлежавшего к сословию аристократов, но самого низшего ранга, обладавшего весьма скромным достатком.
С годами растет слава Кун-цзы, однако общественное признание не помогает продвижению по службе. Только в пятьдесят лет в царстве Лу его назначают правителем города Чжунду, затем – главой ведомства общественных работ и верховного судьи. Это – высокое положение при дворе царственного покровителя и возможность, хотя бы частично, осуществить на практике своего понимания «Праведного Пути». Вместе с тем по прошествии четырех лет, разочарованный пренебрежительным отношением к нему со стороны государя, Конфуций покидает царство Лу. Это начало четырнадцатилетнего периода скитаний.
Вернувшись в царство Лу, окруженный преданными учениками, Конфуций завершает работу над изложением своего учения. На 73-м году жизни после непродолжительной болезни он скончался.
До Конфуция в центре традиционной китайской идеологии стояли отношения Неба как источника благодати — магической силы «дэ», благодаря которой «ван» (правитель, «Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).
В соответствии с учением Конфуция «дэ» перестает быть прерогативой правителя: каждый человек ответствен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять. «Дэ» в трактовке Конфуция этизируется и означает достоинство, Добродетель. Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций указывает для человека путь – «Дао», следование которому обеспечивает накопление человеком «дэ». Эталоном человека, идущего по пути Дао, Конфуций считает «благородного мужа». К числу основных качеств благородного мужа относятся: гуманность, справедливость, знание и ритуал.
Гуманность означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи. Смысл жизни заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с «чином» каждого – старших и младших, господ и слуг. Утверждение справедливости означает «исправление имен»: правитель должен быть правителем и вести себя как правитель, подданный — подданным и т.д.
Одно из фундаментальных положений конфуцианской доктрины о безусловной преданности чиновника правителю и безусловном его почитании основывалось на тождественности космической и социальной справедливости, на строгой иерархической системе, пронизывающей космос и социум как единое сакральное (священное) целое.
Конфуций соединял два весьма разных в нашем представлении понятий «власть» и «справедливость», ибо в их единстве реализуется Воля Неба.
Стержнем учения Конфуция является идея сакральной священной наполненности ритуала. Управление при этом есть, прежде всего, исправление (оба знака в китайском языке звучат и пишутся почти одинаково). Речь идет об исправлении, прежде всего, себя, о возвращении к тому, что изначально заложено в человеке, к «первозданной чистоте сердца».
Вместе с тем знание у Конфуция не предполагает праздного, отвлеченного многознания. Это знание того, что должно делать и как делать. Принцип ритуала требует следования правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность, предполагает постоянный самоконтроль и осознанное подчинение культурной норме. Следуя ритуалу, «благородный муж» поддерживает стандарт цивилизованности, созданный совершенными мудрецами древности.
Учение Конфуция проникнуто духом сохранения традиций: «Я подражаю старине, а не сочиняю». Некоторое представление о содержании учения Конфуция в части, касающейся управления, дают следующие высказывания Учителя:
«Высший – тот, кто знает от рождения, следующий – тот, кто познает в учении; следующий далее учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся, – люди низшие.
Знающий не сомневается, человечный не тревожится, смелый не боится.
Когда руководишь, забудь об отдыхе.
Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.
Управление государством – это когда достаточно еды, достаточно оружия и есть доверие народа. В случае же необходимости можно исключить только первое и второе.
Если править с помощью закона, улаживать наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.
Увлеченность чуждыми суждениями приносит только вред.
Человечность – это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе; не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе.
Устремленность к человечности освобождает от всего дурного.
Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии».
Уже при империи Хань (III- II в. до н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии стало основой китайского образа жизни, во многом определив облик современной китайской цивилизации.
Резюме
Менеджмент организации представляет собой междисциплинарное знание, сформировался и развивается на стыке различных областей знания, имеет практическую направленность. Проблематика менеджмента организации определяется потребностями повышения эффективности совместной деятельности людей в рамках социальных организаций, а также новыми социальными идеями, получающими распространение в обществе.
Формирование современного менеджмента происходило при участии – инженеров, психологов, социологов, математиков, специалистов иных сфер деятельности, ученых и практиков, представителей разных стран, прежде всего США и Западной Европы. Большой вклад внесли представители отечественной науки.
Менеджмент организации изучает систему управления в целом, комплексно, включая цели, функции, формы и методы управления, организационные структуры, технологии, стиль, корпоративную культуру. Другие науки могут исследовать отдельные аспекты управления организацией.
Менеджмент организации имеет два основных источника формирования и развития: собственно научно-исследовательская деятельность и научное обобщение практического опыта руководства организациями.
Менеджмент организации относится к общественным наукам, по типу задач имеет прикладной характер, по методам исследования принадлежит к конкретным (предметным) наукам.
Проблема управления организацией – это комплексная научная проблема, в изучении которой участвуют различные общественные, естественные и технические науки.
Межнаучное взаимодействие в процессе исследования проблем управления организацией складывается по следующим основным направлениям: изучение одного и того же объекта различными науками; взаимодействие наук в процессе изучения отдельных разделов менеджмента организации; взаимодействие при изучении элементов процесса управления.
Традиционно выделяют следующие основные школы современного западного менеджмента: научный, административный менеджмент, бюрократическое управление организацией, школа человеческих отношений, математическая школа, школа новых человеческих отношений, эмпирическая школа.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь