2.1. История знаний в области социального управления
Современная западная теория менеджмента – относительно молодая наука, ее история охватывает около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в двадцатом столетии.
Объединения людей по различным причинам, мотивам и принципам существовали, по-видимому, на протяжении всей истории человечества. Существование указанных общностей в различных сферах деятельности людей означает необходимость управления ими в том или ином виде. Государство, экономика, торговля, различного рода предприятия и фирмы также имеют весьма древнее происхождение. Это приводит к заключению о том, что управление организациями также существует многие тысячелетия.
Вместе с тем не сохранились известные письменные и иные свидетельства, которые бы в целостном, систематизированном виде отражали существовавшие в те далекие времена знания в области управления организациями.
В древних культурах обнаруживаются некоторые элементы современного управления. Обращает на себя внимание, что у древних формулы управления имели преимущественно иносказательный, символический, аллегорический, иногда зашифрованный характер и опирались на моральное, нравственное, человечное. Правила излагались в виде принципов, подходов, описания реальных жизненных ситуаций, которые необходимо было распространить на другие, сходные или имеющие общие черты ситуации. Это делало их более универсальными и позволяло гибко трактовать с учетом особенностей сферы управления, ситуации, а также уровня развития конкретного человека. С другой стороны, для обучения такому управлению и понимания такого знания по управлению недостаточно развитого логического мышления, требуются образное мышление и определенный уровень духовного развития человека.
В противоположность этому для современных руководств по менеджменту все-таки характерны опора на механистические модели функционирования социальных систем, строгая привязка рекомендаций к определенному типу ситуаций, рецептурная подача материала, алгоритмичность формул управления, попытки привязать алгоритмы управления к писаному праву, отразить эти правила в нормативно-правовых документах, некая дискретность знания. Отдельные элементы менеджмента разработаны весьма детально, однако возникает новая проблема- как определить применимость этих детальных правил к конкретной управленческой ситуации. Непригодность существующего набора правил, который заведомо не может быть богаче, чем сама жизнь, ко всему спектру управленческих ситуаций, реальности и является источником различного рода конфликтов и коллизий.
В то же время в отдельных современных источниках делаются попытки представить отрывочные, далеко не всегда связанные между собой исторические свидетельства, касающиеся жизни древних обществ и наличия в них управления человеческими организациями, как некие признаки зарождения менеджмента, этапы его развития, эволюцию управленческой мысли, строить на этой основе более или менее стройную систему развития управленческой мысли «от шумеров до наших дней». Такого рода попытки опираются на наличие в памятниках древней культуры некоторых текстов, по формальным признакам вызывающих ассоциации с понятийным аппаратом современного менеджмента. В то же время, изъятые из исторического контекста, такие тексты трактуются весьма вольно. В целом подобного рода «управленческие континуумы» представляются не вполне безупречными с научной точки зрения.
Использование различными древними цивилизациями некоторых терминов, характерных для современного менеджмента, иногда носит характер чисто словесного совпадения и не может служить основанием для выводов и суждений об их вкладе в развитие менеджмента. Такого рода слова зачастую имели совсем иное значение, непривычное для наших современников, вплоть до прямо противоположного ныне используемому. Так, С.Н. Татарникова в своем предисловии к книге «Управление- это наука или искусство...» отмечает, что «до Тэйлора под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта».
Усматриваются некоторые смысловые параллели и даже терминологические совпадения, однако вне исторического контекста абсолютизация таких совпадений смысла не имеет и отнюдь не свидетельствует о некоем поступательном развитии с древних времен и даже прямой преемственности идей управления в современном менеджменте.
По-видимому, в древних обществах были свое знание об управлении, своя управленческая практика, вытекавшие из особенностей культурных и социальных традиций того времени. Подобные знание и практика, скорее всего, кардинально отличались от современных и, без сомнения, ждут своего исследователя.
Некоторое представление об идеях, предшествовавших в исторической ретроспективе становлению современного социального управления, а также о предтечах современного менеджмента, их идеях и подходах к управлению дается в табл. 1.
Таблица 1
Предтечи современного западного менеджмента
Имя, годы жизни, профессия | Разрабатывавшиеся управленческие идеи |
Аммонтон (1663 – 1755), ученый, Франция Белидор, (1693 – 1761), математик, артиллерист, Франция | Хронометраж |
Кулон (1736 – 1806), физик, инженер, Франция | Производительность человеческого труда |
Перроне (1708 – 1794), инженер, Франция П. Д. Захаво (XVIII в.), механик, Россия | Разделение труда |
Э. Уитни (1765 – 1825), изобретатель, США | Сборочный конвейер Контроль качества |
Ч. Баббедж (1791 – 1871), математик, инженер, предприниматель, экономист, США | Разделение труда в управлении Влияние внешней среды на эффективность трудового процесса Контроль издержек производства |
Р. Оуэн (1771 – 1858), философ, социолог-утопист, Великобритания | Внимание к рабочему («живой машине») Моральное стимулирование работников |
А. Смит (1723 – 1790), политэконом, Шотландия Д. Рикардо (1772 – 1823), политэконом, Шотландия | Разделение труда Производственный контроль |
Д.К. Советкин (1831 – 1912), инженер-механик, изобретатель, педагог, Россия | Элементарные последовательности работ Русский метод обучения ремеслам |
Г. Таун ( 1 844 – 1 924), предприниматель, США | Система «участия в прибылях» «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника» |
Ф.В. Вешняков (1828 – 1903), педагог, Россия | Организация научной работы как особая научная дисциплина |
В конце XIX – начале XX в. появились труды ученых, в которых были научно обобщен накопленный опыт и заложены основы современной науки управления.
Всю совокупность теорий, результатов исследовательских изысканий, подходов, взглядов, изречений, практических советов и даже верований можно с достаточной степенью условности свести к следующим школам менеджмента (семействам управленческих идей):
Ø школа научного менеджмента;
Ø школа административного менеджмента;
Ø школа бюрократического управления организацией;
Ø школа человеческих отношений;
Ø математическая школа;
Ø школа новых человеческих отношений;
Ø эмпирическая школа.
Основоположником школы научного менеджмента традиционно считается Ф.У. Тейлор, американский инженер. Это научное направление отражает технократический подход к проблемам управления. Исходным является тезис о том, что рабочие должны работать, а менеджеры думать. Исследования направлены на то, чтобы на основе измерений процесса труда устранить преднамеренно низкую загруженность работников, их «систематическое увиливание» от демонстрации реально достижимой производительности труда. Объектом исследований является преимущественно низовое звено производственной организации. Внимание представителей этой школы сконцентрировано на технических приемах и методах максимизации производительности труда работников, структуризации ручных операций, исследовании рабочего места. Разрабатываются научные основы организации производства. В рамках школы развиваются техники исследования рабочего времени и движений работников. Важной предпосылкой для научных построений является представление о рабочем, который должен работать как машина.
К числу сторонников и последователей Ф.У Тейлора, также исследовавших указанные проблемы, относятся X. Эмерсон (принципы организации производства- «принципы производительности»), Ф. и Л. Гилберт (нормативы затрат времени на элементы операций, анализ микродвижений с использованием фото- и кинотехники), Г. Гант (система графиков, позволяющих вести учет использования ресурсов по времени и планировать выполнение работ), С. Томпсон (исследовательская работа по внедрению основ научной организации производства в строительстве), А. Ле Шателье (пропаганда идей Тейлора, выделение «организационных циклов»), Г. Форд (внедрение стандартизации, организация конвейерной системы производства, принципы организации работы концернов) и многие др.
Теоретические основы учения о трудовом действии появились в России даже раньше, чем в Европе и Америке. Среди отечественных ученых, также разрабатывавших это научное направление, можно назвать И.А. Семенова, Ф.Ф. Эрисмана, М.С. Уварова, В.М. Бехтерева, физиолога И.М. Сеченова (учение о трудовых движениях человека), В.П. Горячкина, А.К. Гастева и многих др.
Научный менеджмент оказал большое влияние на современную организацию труда, его принципы широко используются и сегодня.
Центр тяжести исследований школы административного менеджмента смещен в сторону администрирования, относящегося преимущественно к высшей управленческой иерархии. По существу разрабатываются научные основы административной деятельности. Основным объектом исследований является деятельность менеджеров высшего звена. Большое внимание уделяется обоснованию состава и изучению функций управления как несущего элемента всего каркаса управления. Исследуется, в частности, «работа руководителя за столом». Вместе с тем управление изучается как особый вид деятельности, при этом постулируется, что управленческая деятельность свойственна не только менеджеру, но и рабочему, хотя и в существенно меньшей степени. Возникновение школы ассоциируется с именем французского инженера и руководителя компании А. Файоля.
Школа административного менеджмента имеет массу последователей, в их числе Дж. Муни и А. Райли (рассматривали в качестве основного принцип координации), Л. Гулик и Л. Урвик (исследовали проблемы централизации), Э. Бреч, А. Аллан и многие др. В числе отечественных ученых, развивавших идеи административного менеджмента, Ф.Р. Дунаевский (концепция «административной емкости»). На принципах административного менеджмента основываются многие современные организационные структуры. Расширяющийся в настоящее время бизнес в области управленческого консультирования также опирается, прежде всего, на принципы административного менеджмента.
В основе исследований школы бюрократического управления организацией лежит стремление повысить эффективность коллективной деятельности с использованием принципа рационализации. Разрабатывается идеальный тип организации, которая уподобляется современной машине и представляет собой конечную стадию деперсонализации управления. Концептуально предполагается, что отступление от формальной структуры организации снижает эффективность управления. В соответствии с положениями разрабатываемой в рамках школы теории бюрократическая форма организации отличается строгой специализацией, иерархией, правилами, беспристрастностью, штатными чиновниками, нацеленностью на карьеру, а также четкой границей между личной и общественной деятельностью.
Теория бюрократии ассоциируется с именем М. Вебера. Идеи бюрократического управления организацией имеют многих приверженцев, их развивали П. Блау, Т. Скотт, М. Крозье, Э. Жаке, У. Браун, Дж. Саламан, К. Перроу и, главным образом, академические ученые Германии, такие как Мюнстерберг и Кэттел. Бюрократия как управленческая идея до сих пор остается весьма привлекательной для менеджеров, во многом в силу ее способности структурировать любую, самую крупную организацию.
Период первоначального развития школ Ф. Тэйлора, А. Файоля, М. Вебера, в достаточной мере условно обозначаемый иногда как рационально-экономический, относится к 1890- 1930-м годам.
Школа человеческих отношений зародилась в 20 – 30 годах двадцатого столетия. В своем развитии теория человеческих отношений во многом опиралась на результаты хоторнских экспериментов (1924 г.), связанных с именем профессора Э. Мэйо. Исследуются взаимосвязи между условиями труда рабочих и его результатами. В состав объектов менеджмента включена неформальная группа. В центре внимания исследователей находятся, в частности, неформальные отношения в группе, лидеры и нормы поведения в группе. Так, понятие справедливых норм выработки играет важную роль в поведении рабочих.
Характерными для этой школы являются следующие положения: условия труда не могут рассматриваться в отрыве от того значения, которое придают им рабочие; решающее влияние на рост производительности труда оказывают не только материальные, но, главным образом, психологические и социальные факторы, в частности солидарность членов неформальной группы. Другие положения, отражающие существо данной теории, заключаются в следующем: концентрация на человеке, а не на механизмах или экономике; ключевой управленческой задачей является мотивация работников; мотивация должна быть направлена на командную работу; как индивиды, так и организации стремятся к достижению максимальных результатов при минимальных затратах. Для этой школы характерна идея участия рабочих в управлении, когда они решают, как выполнять приказы менеджеров.
В числе сторонников школы: М.П. Фоллет, Дж. Муни, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон и др. Из отечественных ученых концепции школы поддерживал и развивал, в частности, Н.А. Витке. Период первоначального развития школы человеческих отношений, условно обозначаемый как «социальный период», приходится на 1920 – 1950 гг.
Математическая школа стала формироваться начиная с 1930 г., когда в г. Кливленде (США) появилась ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой». В состав этой ассоциации входили буржуазные экономисты И. Шумпетер, Р. Фриш, И. Фишер, М. Калецкий и др. Бурное развитие школы приходится на начало 40-х годов, когда появились первые работы по кибернетике, исследованию операций. Предметом исследований математической школы стали процессы принятия решений на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. В составе школы – несколько более узких направлений исследования проблем управления, в том числе эконометрика, теория принятия решений.
В рамках кибернетического подхода к управлению рассматриваются системный подход, системный анализ, программно-целевой подход. Математическая школа предполагает широкое использование достижений линейного программирования, методов исследования операций, экономико-математических методов. Необходимым средством для применения подобного рода методов является компьютерная техника. Вместе с тем следует помнить, что численные методы могут дать лишь набор наиболее выгодных по определенному критерию вариантов решения, окончательное решение принимает руководитель.
К числу теоретиков данной школы можно отнести Л. Берталанфи (системный подход) и Н. Винера (кибернетика). Среди видных отечественных ученых, внесших большой вклад в развитие указанных подходов, академик Л.В. Канторович (линейное программирование, отраслевое и народнохозяйственное оптимальное планирование), экономист В.В. Новожилов (соизмерение затрат и результатов при оптимальном планировании), ученый-медик П.Г. Анохин (теория функциональных систем) и др.
основе эмпирической школы лежит мысль о том, что управленческая деятельность — это особая профессия, предполагающая, прежде всего, работу с людьми. Представители школы демонстрируют эмпирический, т.е. идущий от практики, подход к управлению, обосновывают приоритет искусства управления людьми. Главная идея эмпириков состоит в том, что необходимо создавать из себя руководителя самостоятельно, используя при этом и чужой опыт. Достижением школы стало целевое управление как постоянно действующая система целей (результатов) деятельности для подразделений и работников организации. Предполагается, что для всех целей необходимо определить сроки их достижения, требуемые ресурсы, а также количественные показатели, позволяющие контролировать степень достижения цели. В рамках школы сформулированы общие задачи, которые должны решать менеджеры, независимо от их сферы деятельности и уровня управления, в их числе:
Ø целевое планирование (определение целей предприятия,
Ø путей их достижения, постановка конкретных задач перед работниками);
Ø организация труда (упорядочение, распределение работ,
Ø создание организационной структуры управления);
Ø стимулирование труда (выявление мотивации, укрепление связи стимулов с результатами труда);
Ø анализ деятельности (нормирование труда, оценка эффективности работы, оценка работников);
Ø обеспечение профессионального роста работников.
Наиболее видные представители этой школы – выдающиеся менеджеры, в их числе П. Друкер, Т. Питере, Ли Якокка.
Слабым местом эмпирического подхода является его пренебрежение наукой и увлечение готовыми рекомендациями, правилами, рецептами, заповедями, памятками и т.д. При всей полезности и нацеленности такого рода рекомендаций на разрешение конкретных реальных управленческих ситуаций практика управления, конечно, не укладывается в жесткие схемы не только конкретной памятки, но даже широкой их совокупности, поэтому рано или поздно приходится обращаться к теории, принципам и закономерностям. Многие представители школы, например П. Друкер, в конце концов, признавали роль теории и получали наиболее значительные результаты именно на стыке науки и практики.
В рамках эмпирической школы возник ситуационный подход к менеджменту. Сторонники этого научного направления исходят из того, что результаты одних и тех же управленческих решений в разных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга. Отсюда следует, что важнейшую роль в руководстве организацией играет управленческая ситуация, а при осуществлении всех функций управления необходимо учитывать особенности складывающейся ситуации.
Период первоначального развития эмпирической школы, условно обозначаемый как «предпринимательский период», приходится на 1980 – 1990 гг.
Школа новых человеческих отношений, возникшая в конце 1950-х годов, перемещает фокус внимания от неформальной группы к индивиду. Основываясь во многом на взглядах школы человеческих отношений, приверженцы этой новой школы делают акцент на иерархии потребностей в теории мотивации А. Маслоу. В соответствии с этой теорией физиологические потребности людей удовлетворяются ориентировочно на 85%, потребности в безопасности – на 70%, общественные потребности – на 50%, эгоистические потребности на- 40%, потребности в самоактуализации – на 10%, при этом в качестве мотиваторов выступают, прежде всего, неудовлетворенные потребности людей.
В числе наиболее характерных для этой школы положение о том, что каждый работник стремится воспользоваться возможностями профессионального роста и развития, а также к получению удовлетворения от своего труда.
Крупнейшими представителями школы являются Д. Макгрегор (теория X и теория Y), Ф. Герцберг (теория «гигиенической мотвиации»), Р. Лайкерт (теория «четырех систем»), Р. Блейк и Д. Моутон («управленческая сетка»), К. Арджнис «теория конгруэнтных целей»), В. Оучи и др. Период первоначального развития данной школы, условно обозначаемый как «психологический период», приходится на 1940 – 1970 гг. Некоторые выдающиеся зарубежные и отечественные представители указанных школ менеджмента представлены в табл. 2.
Таблица 2
Общепризнанные западные управленческие школы и их авторы
Школа менеджмента, Управленческая идея | Зарубежные ученые – представители школы
| Отечественные ученые – представители школы |
1 | 2 | 3 |
Школа научного менеджмента | Ф.У. Тейлор, инженер, США; К. Адамецки, инженер-металлург, ученый в области организации производства, Польша; X. Эмерсон, рационализатор в сфере организации производства, США; Н.Э. Кнеппель, журналист, управленческий консультант, педагог, США; С. Томпсон, инженер-строитель, США; А. Ле Шателье, теоретик, пропагандист научной организации труда, Франция; Г. Форд, изобретатель, основатель и руководитель крупнейшей автомобильной компании, США; К. Барт, математик, США; Ф. Гилберт, инженер-строитель, США и др. | И. А. Семенов, инженер-технолог; М.С. Уваров, физиолог; В.М. Бехтерев, невропатолог, психиатр; И.М. Сеченов, физиолог; В. П. Горячкин, инженер, педагог; А.К. Гастев, ученый в области научной организации производства, поэт; П.М. Керженцев, пропагандист научной организации производства, партийный и государственный деятель; Н.Ф. Чарновский, ученый в области технологии и научной организации производства; Э.А. Сатель, технолог, организатор производства; О. А. Ерманский, психолог, физиолог; И.М. Разумов, ученый и педагог в области научной организации труда и др. |
Бюрократия | М. Вебер, философ, социолог, (1864- 1920), Германия и др. |
|
Школа административного менеджмента | А. Файоль, инженер, руководитель корпорации, Франция; Дж. Муни, инженер, менеджер, США | Ф.Р. Дунаевский, администратор, ученый и др. |
Школа человеческих отношений | Э. Мэйо, психолог, США; М. Фолетт, социолог, США, и др. | Н.А. Витке, администратор, психолог и др. |
Математическая школа
| А. Каунот, экономист, Франция; Л. Вальрас, экономист, Швейцария; В. Парето, экономист, социолог, Италия; Л. Берталанфи, биолог, теоретик системного подхода, Австрия; Н. Винер, математик, США; Ч. Барнард, промышленник, США; И. Шумпетер, экономист, США; И. Фишер, экономист, США и др. | В. К. Дмитриев, экономист, математик; Е.Е. Слуцкий, экономист, математик; Л. В. Канторович, математик; В. В. Новожилов, математик; А. А. Богданов, философ, экономист, социолог, врач, политический деятель, писатель; П. Г. Анохин, медик и др. |
Школа новых человеческих отношений | А. Маслоу, психолог, США; Д. Макгрегор, педагог, США и др. |
|
Эмпирическая школа (школа гуру) | П. Друкер, управленческий консультант, педагог, США; Т. Питерс, управленческий консультант, США; Ли Якокка, топ-менеджер, США; Ф. Кросби, управленческий консультант, США; М. Портер, педагог, США и др. | С. П. Никаноров, ученый в области управления, проектирования организаций и др. |
Анализ таблицы показывает, что формирование современного менеджмента происходило при активном участии представителей различных сфер деятельности, разных наук. Значительный вклад в развитие менеджмента внесли ученые и практики западных стран, и прежде всего США, а также отечественные ученые и специалисты.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь