6.2. Образ жизни менеджера
Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Образ жизни менеджера охватывает совокупность типичных видов его жизнедеятельности в единстве с условиями жизни. Основными сферами жизнедеятельности человека являются его труд, быт, общественная жизнь, культурная жизнь. Образ жизни менеджера характеризуют особенности его поведения, склада мышления и общения в сфере профессиональной и общественно-политической деятельности, быта и досуга. Что касается труда, то речь идет о его условиях, характере труда, свойственных профессии менеджера трудовых отношениях, особых функциях и обязанностях, в частности, об ответственности руководителя за результаты и эффективность деятельности трудового коллектива и организации в целом, о наиболее часто встречающихся ситуациях (например, стрессовых).
Для характеристики образа жизни менеджера весьма важное значение имеет влияние, оказываемое профессиональной деятельностью на быт. Для руководителя бытовые условия обычно несколько более благоустроены. Следует учитывать также привычки и стереотипы, переносимые менеджером из профессиональной в бытовую сферу, а также нередко предоставляемые ему различного рода льготы и скрытые формы выплаты вознаграждения за труд, имеющие значение для его быта – персональный автомобиль, личная охрана, предоставляемые и оплачиваемые организацией жилье, разнообразные средства связи и т.д.
Чем более крупными коллективами и более масштабными проектами руководит менеджер, тем более значима его деятельность для общества. По мере продвижения по карьерной лестнице все большую часть своей жизни менеджер посвящает общественным делам. Обычно все более значимыми для него становятся социальный успех, положение в социуме. На определенном уровне управления авторитет должности помогает ему быть более эффективным в общественных делах: менеджер проявляет повышенную активность, участвуя в различного рода общественных организациях, возглавляя комиссии, общественные советы, фонды и т.д. К поведению, решениям и суждениям руководителя все в большей степени приковывается внимание сначала участников трудового коллектива, а затем представителей средств массовой информации. Менеджер все в большей степени оказывается на виду у широкой общественности.
Для культурной жизни руководителей свойственны, с одной стороны, все более широкий по мере повышения уровня управления доступ к информации различной тематики, более широкие возможности знакомиться с достижениями культуры, в частности, посещать различного рода учреждения культуры, а с другой – постепенно повышающийся уровень политизированности и вместе с тем нередко появляющаяся, к сожалению, тенденция к сужению сферы культурных интересов.
Как свидетельствуют сохранившиеся памятники культуры, в древности при формировании корпуса управленцев главное внимание обращалось на формирование особой субкультуры чиновников, их образу жизни. Так, в Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников (управленцев). «Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Считалось, что высокое призвание и профессия, которую они должны были получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни (курсив авт. – А.О.). Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц...
...Чиновник древности – это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу (курсив авт.- А.О.), школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам (курсив авт. – А.О.). Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством» [6. С. 35 – 36].
В современном мире, по мнению авторов указанных выше материалов к парламентским слушаниям по проблемам региональной безопасности, особую опасность для управления социальными процессами имеют так называемые вредные привычки, прежде всего, употребление спиртных напитков и курение, а также иные негативные аспекты образа жизни руководителей. Дело в том, что управление более или менее масштабными, продолжительными социальными процессами требует непрерывной поддержки этих процессов мыслительной, эмоциональной, физической деятельностью руководителя. От руководителя требуется сознательное отношение к поддержке управляемых им процессов своей деятельностью. Сознательность же означает постоянное пребывание руководителя в самообладании, не искаженном искусственным возбуждением, и сохранение весьма тонкой естественной настройки физиологии тела, энергетики, биополя человека. Весьма важным является положительное эмоциональное состояние, концентрация, сосредоточенность руководителя на проблемах и задачах управления, которые должны поддерживаться непрерывно.
Даже однократная уступка инстинктивному позыву (приступу ярости, желанию выкурить сигарету, выпить и т.д.) изменяет параметры тонкой настройки энергетики и физиологии человеческого тела. Это изменяет эмоциональное состояние человека, исключает для него возможность необходимой концентрации на задачах управления, приводит к искажению или прерыванию процессов обработки управленчески значимой информации в психике руководителя, в его бессознательном. Руководитель выключается из управляемого им управленческого процесса. Указанный процесс может разрушиться или изменить свой характер в той мере, в какой он обусловлен деятельностью индивида.
Периодическое воздействие алкоголя, табака, наркотиков, и тем более зависимость от них, разрушает физическое здоровье и психику человека, искусственно низводит ее до животного строя.
Половые контакты руководителя более чем с одним партнером даже на продолжительном отрезке времени оказывают на течение управляемых им процессов такое же возмущающее отрицательное воздействие, как выпивка. Более того, информация, свойственная этим процессам, при замыкании биополей сексуальных партнеров перетекает в иные фрагменты коллективного сознательного и бессознательного. Реагируя на этот переток информации, чуждые, враждебные по отношению к управляемому процессу фрагменты коллективного бессознательного инициируют или поддерживают процессы подавления или разрушения управляемого процесса.
Коллективные употребление спиртного и курение порождает коллективное сознательное и бессознательное на основе единообразного извращения естественной настройки физиологии тела и биополей участников. Эффекты от взаимного перетока информации через биополя участников перекура или пьянки аналогичны имеющим место при сексуальном партнерстве.
Вследствие изложенного выпивающий, курящий, имеющий множественные половые контакты руководитель не в состоянии по параметрам своего тела даже реально войти в управление более или менее продолжительными процессами, из которых и складывается деятельность любой организации. Тем более такому руководителю недоступны процессы управления достижением целей стратегического характера.
Важным элементом образа жизни менеджера является расширение кругозора, развитие, саморазвитие, повышение уровня образования и культуры. Организации, как правило, поддерживают такого рода стремления менеджеров не только морально. Корпоративная культура обычно предусматривает, в частности:
Ø широкие возможности для продвижения по службе, в том числе, перемещение по горизонтали на новый участок для подготовки руководителя широкого профиля;
Ø получение новых навыков на рабочем месте при содействии более опытных руководителей;
Ø обучение менеджеров в рабочее время;
Ø оплату обучения за счет компании;
Ø участие менеджеров в различного рода тематических кружках;
Ø поощрение самообразования и самоподготовки;
Ø обязательное обучением управляющих высшего и среднего ранга в учебных центрах фирм, межотраслевых центрах (в частности, за границей);
Ø субсидии, предоставляемые фирмой для приобретения работниками книг и иных учебных материалов;
Ø патронаж библиотек и учебных заведений со стороны высокопоставленных руководителей;
Ø периодически осуществляемую оценку уровня квалификации менеджера и его деятельности.
Важнейшим элементом менеджмента зарубежных организаций, в частности Японии, являются различного рода социальные программы, включающие: страховки по болезням, бесплатное общежитие, финансирование спортивных мероприятий, финансирование отдыха и развлекательных мероприятий, субсидии на питание в течение рабочего дня, субсидии для приобретения товаров в магазинах компании, различного рода социальные пособия для работников.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь