logo
Введение в специальность МО

6.2. Образ жизни менеджера

Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Образ жизни менеджера охватывает совокупность типичных видов его жизнедеятельности в единстве с условиями жизни. Основ­ными сферами жизнедеятельности человека являются его труд, быт, общественная жизнь, культурная жизнь. Образ жизни менеджера характеризуют особенности его поведения, склада мышления и общения в сфере профессиональной и об­щественно-политической деятельности, быта и досуга. Что касается труда, то речь идет о его условиях, характере труда, свойственных профессии менеджера трудовых отношениях, особых функциях и обязанностях, в частности, об ответствен­ности руководителя за результаты и эффективность деятель­ности трудового коллектива и организации в целом, о наибо­лее часто встречающихся ситуациях (например, стрессовых).

Для характеристики образа жизни менеджера весьма важ­ное значение имеет влияние, оказываемое профессиональной деятельностью на быт. Для руководителя бытовые условия обычно несколько более благоустроены. Следует учитывать также привычки и стереотипы, переносимые менеджером из профессиональной в бытовую сферу, а также нередко пре­доставляемые ему различного рода льготы и скрытые формы выплаты вознаграждения за труд, имеющие значение для его быта – персональный автомобиль, личная охрана, предостав­ляемые и оплачиваемые организацией жилье, разнообразные средства связи и т.д.

Чем более крупными коллективами и более масштабными проектами руководит менеджер, тем более значима его дея­тельность для общества. По мере продвижения по карьерной лестнице все большую часть своей жизни менеджер посвя­щает общественным делам. Обычно все более значимыми для него становятся социальный успех, положение в социу­ме. На определенном уровне управления авторитет должно­сти помогает ему быть более эффективным в общественных делах: менеджер проявляет повышенную активность, участ­вуя в различного рода общественных организациях, возглав­ляя комиссии, общественные советы, фонды и т.д. К поведе­нию, решениям и суждениям руководителя все в большей степени приковывается внимание сначала участников трудо­вого коллектива, а затем представителей средств массовой информации. Менеджер все в большей степени оказывается на виду у широкой общественности.

Для культурной жизни руководителей свойственны, с од­ной стороны, все более широкий по мере повышения уровня управления доступ к информации различной тематики, более широкие возможности знакомиться с достижениями культуры, в частности, посещать различного рода учреждения культуры, а с другой – постепенно повышающийся уровень политизиро­ванности и вместе с тем нередко появляющаяся, к сожалению, тенденция к сужению сферы культурных интересов.

Как свидетельствуют сохранившиеся памятники культуры, в древности при формировании корпуса управленцев главное внимание обращалось на формирование особой субкультуры чиновников, их образу жизни. Так, в Древнем Египте при дво­ре фараона существовали школы подготовки чиновников (управленцев). «Особо школьные учителя следили за мораль­ным обликом будущих чиновников. Считалось, что высокое призвание и профессия, которую они должны были получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни (курсив авт. – А.О.). Мало уметь играть на флейте, читать на­распев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. На­до еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например пить пиво или вино, веселясь в об­ществе девиц...

...Чиновник древности – это, как правило, человек уче­ный, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу (курсив авт.- А.О.), школяры много времени посвящали религиозным и этиче­ским проблемам (курсив авт. – А.О.). Они обсуждали про­блемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального на­пряжения, законоведения и практической астрономии. Муд­рые наставники учили их, как держать себя в обществе муд­рейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством» [6. С. 35 – 36].

В современном мире, по мнению авторов указанных выше материалов к парламентским слушаниям по проблемам регио­нальной безопасности, особую опасность для управления социальными процессами имеют так называемые вредные привычки, прежде всего, употребление спиртных напитков и курение, а также иные негативные аспекты образа жизни ру­ководителей. Дело в том, что управление более или менее масштабными, продолжительными социальными процессами требует непрерывной поддержки этих процессов мыслитель­ной, эмоциональной, физической деятельностью руководите­ля. От руководителя требуется сознательное отношение к поддержке управляемых им процессов своей деятельностью. Сознательность же означает постоянное пребывание руково­дителя в самообладании, не искаженном искусственным воз­буждением, и сохранение весьма тонкой естественной на­стройки физиологии тела, энергетики, биополя человека. Весьма важным является положительное эмоциональное со­стояние, концентрация, сосредоточенность руководителя на проблемах и задачах управления, которые должны поддержи­ваться непрерывно.

Даже однократная уступка инстинктивному позыву (при­ступу ярости, желанию выкурить сигарету, выпить и т.д.) из­меняет параметры тонкой настройки энергетики и физиологии человеческого тела. Это изменяет эмоциональное состояние человека, исключает для него возможность необходимой концентрации на задачах управления, приводит к искажению или прерыванию процессов обработки управленчески значимой информации в психике руководителя, в его бессознательном. Руководитель выключается из управляемого им управленче­ского процесса. Указанный процесс может разрушиться или изменить свой характер в той мере, в какой он обусловлен деятельностью индивида.

Периодическое воздействие алкоголя, табака, наркотиков, и тем более зависимость от них, разрушает физическое здоро­вье и психику человека, искусственно низводит ее до живот­ного строя.

Половые контакты руководителя более чем с одним парт­нером даже на продолжительном отрезке времени оказывают на течение управляемых им процессов такое же возмущающее отрицательное воздействие, как выпивка. Более того, информация, свойственная этим процессам, при замыкании биопо­лей сексуальных партнеров перетекает в иные фрагменты кол­лективного сознательного и бессознательного. Реагируя на этот переток информации, чуждые, враждебные по отноше­нию к управляемому процессу фрагменты коллективного бес­сознательного инициируют или поддерживают процессы по­давления или разрушения управляемого процесса.

Коллективные употребление спиртного и курение порожда­ет коллективное сознательное и бессознательное на основе еди­нообразного извращения естественной настройки физиологии тела и биополей участников. Эффекты от взаимного перетока информации через биополя участников перекура или пьянки аналогичны имеющим место при сексуальном партнерстве.

Вследствие изложенного выпивающий, курящий, имеющий множественные половые контакты руководитель не в состоя­нии по параметрам своего тела даже реально войти в управле­ние более или менее продолжительными процессами, из кото­рых и складывается деятельность любой организации. Тем более такому руководителю недоступны процессы управления достижением целей стратегического характера.

Важным элементом образа жизни менеджера является расширение кругозора, развитие, саморазвитие, повышение уровня образования и культуры. Организации, как правило, поддерживают такого рода стремления менеджеров не только морально. Корпоративная культура обычно предусматривает, в частности:

Ø  широкие возможности для продвижения по службе, в том числе, перемещение по горизонтали на новый участок для подготовки руководителя широкого профиля;

Ø  получение новых навыков на рабочем месте при содейст­вии более опытных руководителей;

Ø  обучение менеджеров в рабочее время;

Ø  оплату обучения за счет компании;

Ø  участие   менеджеров   в   различного   рода  тематических кружках;

Ø  поощрение самообразования и самоподготовки;

Ø  обязательное обучением управляющих высшего и средне­го ранга в учебных центрах фирм, межотраслевых центрах (в частности, за границей);

Ø  субсидии, предоставляемые фирмой для приобретения ра­ботниками книг и иных учебных материалов;

Ø  патронаж библиотек и учебных заведений со стороны вы­сокопоставленных руководителей;

Ø  периодически осуществляемую оценку уровня квалифика­ции менеджера и его деятельности.

Важнейшим элементом менеджмента зарубежных органи­заций, в частности Японии, являются различного рода соци­альные программы, включающие: страховки по болезням, бесплатное общежитие, финансирование спортивных меро­приятий, финансирование отдыха и развлекательных меро­приятий, субсидии на питание в течение рабочего дня, суб­сидии для приобретения товаров в магазинах компании, различного рода социальные пособия для работников.