logo
Введение в специальность МО

3.3. Роль менеджера в организации

Роль менеджера в организации — направляющая, форми­рующая, структурирующая, и в целом организующая. Деятель­ность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на со­зидание, на выполнение общественной задачи, чтобы прояви­лись все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Структурирующее воздействие менеджера касается работ­ников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации.

Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, ина­че говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, препо­давателя, психолога, воспитателя.

Руководитель (менеджер) организации как администратор использует свои административные полномочия для достиже­ния целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кад­ровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятель­ности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельно­сти, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руково­дителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способно­стью сформулировать критерии оценки деятельности, осуще­ствить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

Руководитель в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к раз­решению возможных конфликтов интересов взаимодейст­вующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.

Выполнение руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, об­мена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.

Роль воспитателя предполагает помощь работнику со сто­роны руководителя в понимании традиций организации, в осознании общественно значимых целей деятельности органи­зации. Весьма важным является также формирование у работ­ника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с дру­гой – укрепить его гражданские позиции.

Роль представителя организации (общественного деятеля) -подписывает от имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, прини­мает посетителей организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по соци­альным вопросам, участвует в конференциях и иных общест­венных мероприятиях.

Американская модель управляющего предполагает нали­чие следующих его ролей: полицейского, арбитра, аналитика, человека, говорящего «нет», человека, формулирующего цели организации.

В Японии выдающийся менеджер должен быть: психоло­гом, организатором, контролером, наставником, советником, инструктором, экспертом, консультантом, товарищем, другом, лидером, информатором, критиком, юмористом, психотера­певтом*.

* См.: Старобинский Э.Е. Менеджмент на практике. Управление пер­соналом. Управление производством. Управление качеством. Опыт ком­паний США, Японии, Западной Европы. – М: Книжный мир, 2002.

 

В процессе практического руководства организацией ме­неджер делает акцент на одну или несколько из указанных ро­лей, в зависимости от образования, индивидуального профес­сионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в конкретной должности, от уровня управления. Если менеджер хорошо профессионально под­готовлен в сфере деятельности своих подчиненных, имеет длительный опыт работы в организации, он выполняет пре­имущественно роли наставника, педагога, воспитателя, совет­ника, инструктора, эксперта, консультанта и специалиста (профессионала). Роли наставника, профессионала и педагога характерны также для низового уровня управления. С повы­шением уровня управления увеличивается значение роли ад­министратора, представителя организации.

Если же руководитель по какой-либо причине (недавнее назначение, отсутствие необходимого образования и т.д.) еще недостаточно разбирается в тонкостях сферы профессиональ­ной деятельности подчиненных, спектр его ролей сводится, главным образом, к администрированию, представительству, психотерапии, роли судьи. При решении чисто профессио­нальных вопросов он сам нуждается в советнике, консультан­те, экспертах.

Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенст­вующей для руководителя (менеджера) остается роль органи­затора.