3.3. Роль менеджера в организации
Роль менеджера в организации — направляющая, формирующая, структурирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.
Структурирующее воздействие менеджера касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации.
Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.
Руководитель (менеджер) организации как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.
В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.
Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.
Руководитель в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.
Выполнение руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.
Роль воспитателя предполагает помощь работнику со стороны руководителя в понимании традиций организации, в осознании общественно значимых целей деятельности организации. Весьма важным является также формирование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с другой – укрепить его гражданские позиции.
Роль представителя организации (общественного деятеля) -подписывает от имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участвует в конференциях и иных общественных мероприятиях.
Американская модель управляющего предполагает наличие следующих его ролей: полицейского, арбитра, аналитика, человека, говорящего «нет», человека, формулирующего цели организации.
В Японии выдающийся менеджер должен быть: психологом, организатором, контролером, наставником, советником, инструктором, экспертом, консультантом, товарищем, другом, лидером, информатором, критиком, юмористом, психотерапевтом*.
* См.: Старобинский Э.Е. Менеджмент на практике. Управление персоналом. Управление производством. Управление качеством. Опыт компаний США, Японии, Западной Европы. – М: Книжный мир, 2002.
В процессе практического руководства организацией менеджер делает акцент на одну или несколько из указанных ролей, в зависимости от образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в конкретной должности, от уровня управления. Если менеджер хорошо профессионально подготовлен в сфере деятельности своих подчиненных, имеет длительный опыт работы в организации, он выполняет преимущественно роли наставника, педагога, воспитателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и специалиста (профессионала). Роли наставника, профессионала и педагога характерны также для низового уровня управления. С повышением уровня управления увеличивается значение роли администратора, представителя организации.
Если же руководитель по какой-либо причине (недавнее назначение, отсутствие необходимого образования и т.д.) еще недостаточно разбирается в тонкостях сферы профессиональной деятельности подчиненных, спектр его ролей сводится, главным образом, к администрированию, представительству, психотерапии, роли судьи. При решении чисто профессиональных вопросов он сам нуждается в советнике, консультанте, экспертах.
Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь