9.2. Педагогическая деятельность менеджера
Для профессиональной деятельности менеджера в сфере преподавания имеют значение следующие важнейшие аспекты:
Ø научная квалификация;
Ø педагогические способности;
Ø опыт практического руководства коллективами людей.
Следует отметить, что для успешного преподавания желательно наличие всех трех аспектов подготовки, однако решающее значение имеют научная квалификация и педагогические способности. Исторический опыт показывает, что ведущие профессора высших учебных заведений, как правило, являются лидерами научных исследований в области управления.
Профессия преподавателя менеджмента имеет свои особенности по сравнению с профессиями практического руководителя (менеджера-практика) и научного работника, специализирующегося в области управления (менеджера-ученого). Эти особенности проистекают их того, что преподаватель менеджмента должен не только располагать знаниями в области управления, но и уметь передать эти знания своим студентам (слушателям), привить им практические навыки и умения в области управления организацией. В этой связи многие профессиональные знания, навыки и умения преподавателя менеджмента отвечают требованиям, предъявляемым к профессии преподавателя. Преподаватель менеджмента должен:
Ø обладать фундаментальными знаниями в области менеджмента;
Ø быть широко образованным и хорошо осведомленным в различных областях управленческих знаний. Желательна его эрудированность и в иных науках, прежде всего, педагогике, психологии, социологии, теории систем и многих других;
Ø уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять наиболее подходящие средства и методы обучения, применять современные педагогические технологии;
Ø свободно владеть ораторским искусством;
Ø обладать артистическими способностями;
Ø уметь логически и методически безупречно изложить учебный материал;
Ø обладать высоко развитыми коммуникативными и организаторскими способностями;
Ø уметь создать у студентов достаточно сильную мотивацию к изучению предмета и усвоению учебного материала;
Ø быть наблюдательным человеком, способным вовремя отслеживать скорость и уровень усвоения слушателями учебного материала;
Ø проявлять необходимую требовательность при осуществлении контроля полученных студентами знаний и степени закрепления у них практических навыков;
Ø владеть педагогическим тактом;
Ø адекватно реагировать на нестандартные реакции и поведение студентов.
Профессиональное преподавание менеджмента осуществляется в России в следующих типах учебных заведений:
1. В университетах, институтах и факультетах, специализирующихся на подготовке профессиональных менеджеров.
2. В юридических, педагогических, медицинских, технических и иных вузах, которые осуществляют подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми.
3. В учебных заведениях, дающих среднее образование.
В составе группы высших учебных заведений, специализирующихся на подготовке профессиональных менеджеров, большая группа московских государственных и коммерческих вузов, в их числе: Государственный университет управления, Академия менеджмента инноваций, Академия управления Министерства внутренних дел, Институт Высшие Столыпинские курсы государственного права и управления, Институт государственного администрирования, Институт государственного управления и социальных исследований при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Институт экономики, управления и политологии, Международный университет бизнеса и управления, Московский городской институт мэрии Москвы, Московский институт делового администрирования, Московский институт экономики, менеджмента и права, Русский институт управления, Академия государственного и муниципального управления, Институт фондового рынка и управления, Институт экономики и антикризисного управления.
Некоторые учебные заведения специализируются на подготовке высших управленческих кадров, к ним относятся: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Институт высших управленческих кадров Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В некоторых ведомственных учебных заведениях существуют факультеты подготовки руководящих кадров.
Главная задача преподавания менеджмента для первой группы учебных заведений заключается в передаче знаний в области управления, формировании у студентов устойчивых управленческих навыков и умений, необходимых для их будущей практической деятельности в качестве профессионального менеджера.
Что касается второй группы учебных заведений, то главная задача преподавания заключается обычно в том, чтобы на основе совокупности знаний в области менеджмента привить учащимся общую управленческую культуру. Если же речь идет о подготовке управленцев для работы в конкретной отрасли или даже на конкретном предприятии, то главной задачей становится подготовка менеджеров, специализирующихся на управлении организацией с учетом специфики ее отраслевой принадлежности или выполняемых функций.
К числу московских учебных заведений, готовящих менеджеров, относятся: Колледж современного управления и менеджмента, Колледж управления и новых технологий, Колледж экономики и менеджмента, Колледж экономики и управления, Московский колледж станкостроения, экономики и управления, Московский колледж управления и права. Главная задача преподавания для них заключается в формировании на основе знаний об управлении общей управленческой культуры учащихся, подготовка их для деятельности в качестве менеджеров низового звена управления.
Во многих юридических, педагогических, медицинских, технических и иных вузах существуют факультеты и кафедры менеджмента, управления, организации и иные, отвечающие за управленческую сторону подготовки студентов. Основным видом деятельности профессорско-преподавательского состава подобного рода кафедр является учебная работа. В рамках учебной работы осуществляется чтение лекций, проведение семинарских, практических и иных форм аудиторных занятий, организация и контроль индивидуальных занятий студентов, проведение текущих консультаций, проверка и рецензирование контрольных работ, руководство, консультирование, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных работ, руководство практикой и стажировкой студентов, прием зачетов, а также курсовых, семестровых, триместровых, государственных, выпускных экзаменов. При необходимости ведется руководство студентами, работающими по индивидуальному плану, руководство аспирантами, оказывается помощь в организации внешкольной учебы предприятиям и учреждениям, осуществляющим практическую деятельность в различных сферах.
Помимо учебной работы профессорско-преподавательский состав занимается воспитательной работой через предмет, а также научно-исследовательской, методической работой. Необходимое внимание уделяется и работе по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.
Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава предполагает, в частности, подготовку докторских и кандидатских диссертаций, проведение научных исследований, написание монографий, учебников, учебных пособий, научных статей, докладов, рецензирование научных трудов, научное редактирование, руководство научными обществами студентов, организацию научных конференций, работу в редакционных коллегиях сборников научных трудов.
Методическая работа означает подготовку к лекционным, семинарским, практическим и иным видам занятий, разработку лекций, сборников упражнений, учебных задач, профессиограмм, материалов для экзаменов, составление учебных и тематических планов, подготовку методических рекомендаций по изучению курсов учебных дисциплин, дидактических материалов для проведения занятий, руководство методической секцией и т.д.
В начале 1990-х годов в России открылись и функционируют сотни школ, курсов, семинаров по менеджменту. Для ведения занятий в эти школы и семинары приглашаются как профессиональные преподаватели, так и практические руководители, занятые в государственном секторе или в частном. Такого рода школы, курсы, семинары ставят перед собой задачу снабдить своих слушателей необходимой им суммой знаний в какой-либо узкой области, в частности по управлению инвестициями, стратегическому планированию и управлению, психологии управления женскими коллективами, антикризисному управлению и т.д.
Объем учебного времени, отводимого для изучения менеджмента, а также методы преподавания сильно различаются, в зависимости от контингента обучаемых и целей обучения. Контингент обучаемых можно со значительной долей условности разделить на следующие основные группы:
Ø бывшие школьники, получающие первое высшее образование;
Ø специалисты, впервые назначенные на должность руководителя;
Ø руководители, повышающие уровень своей квалификации или проходящие переподготовку.
Бывшие школьники, получающие первое высшее образование, как правило, не имеют опыта практической работы и тем более руководства людьми.
Специалисты имеют обычно какое либо базовое высшее образование, а также опыт практической работы в государственных учреждениях, коммерческих организациях, общественных объединениях. Для такой категории учащихся акцент делается, с одной стороны, на знание общих закономерностей и инструментария управления, а с другой – на специфику руководства коллективами людей определенной профессиональной направленности с опорой на уже имеющееся у слушателей высшее образование и практический опыт.
Руководители имеют опыт практического руководства людьми и их интересуют, прежде всего, современные достижения в области управления, новые управленческие идеи, конкретные методики и практические рекомендации по решению возникающих проблем, особенности практики управления в различных отраслях, странах, в организациях с различной формой собственности, в условиях повышенного риска, в кризисных ситуациях, возможно, нетрадиционные взгляды на управление и т.д. Здесь целесообразно большее внимание уделять управленческим концепциям, этическим проблемам руководства, образу жизни руководителя.
Для всех категорий учащихся в основе преподавания менеджмента должны лежать философия и этика управления, методология и мировоззренческие аспекты руководства коллективами людей.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь