9.3. Управленческое консультирование
Особым видом практической деятельности менеджеров является управленческое консультирование. Под управленческим консультированием (управленческим консалтингом) понимается профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению преимущественно руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в выявлении, анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в виде советов и разрабатываемых совместно с клиентом управленческих решений. Весьма существенным является то, что консультант сам не отвечает за решение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.
Обращение к услугам консультантов в области менеджмента обусловлено следующими основными причинами:
Ø наличием у них особых специальных знаний и навыков по выявлению управленческих проблем, их анализу и разрешению;
Ø возможностью получения интенсивной профессиональной помощи на временной основе, когда штатных специалистов невозможно освободить для работы по крупной проблеме;
Ø необходимостью в беспристрастном взгляде на проблемы организации со стороны, не скованном корпоративными традициями и ценностями, в ситуациях, когда члены организации не могут быть объективными;
Ø потребностью в обосновании решений, принятых руководством организации ссылкой на рекомендации консультанта;
Ø стремлением обучить собственных работников посредством консультирования.
К числу важнейших факторов растущего спроса на консультативные услуги в России относятся:
Ø беспрецедентная скорость изменений в окружающей среде организаций (в том числе и в предпринимательской среде);
Ø постоянные новации в государственной политике и законодательстве;
Ø инновации в российском и международном предпринимательстве;
Ø усложнение производственных отношений;
Ø изменение структуры занятости населения;
Ø ужесточение требований по уровню защиты окружающей среды;
Ø применение новых компьютерных и коммуникационных технологий в управлении и т.д.; «информационный взрыв» в мире и в российском обществе;
Ø криминализация российского общества.
Виды управленческого консультирования весьма разнообразны. Так, в Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 групп: общее управление, деятельность администрации, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационные технологии, специализированные услуги. В числе специализированных услуг: обучающее консультирование, консалтинг по управлению электроэнергетикой, инженерный консалтинг, экологический консалтинг, информационный консалтинг, юридический консалтинг, консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению, консалтинг в государственном секторе, консалтинг по телекоммуникациям. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России № 17 от 6 августа 1993 года, в перечень консультативных услуг по вопросам управления коммерческой деятельностью входят следующие: по общим вопросам управления, по вопросам финансового управления, по вопросам управления маркетингом, по вопросам управления трудовыми ресурсами, по вопросам управления производством, по связи с общественными организациями, по арбитражу и примирению, по руководству проектами и пр.
В России в силу особенностей переживаемого периода, особое значение приобрели следующие направления консалтинга: стратегическое управление; управление риском; менеджмент неплатежеспособных предприятий; антикризисный маркетинг; реинжиниринг; банкротство предприятия; безопасность организации.
Вместе с тем для консультантов и консалтинговых фирм характерна не отраслевая, а размерная специализация: некоторые из них специализируются на проблемах крупных организаций, а другие – на проблемах средних и малых.
В качестве продукта консультирования рассматривается совет, который дается клиенту, а также изменение, которое происходит в организации или в проекте клиента в результате вмешательства консультанта. В результате деятельности консультативной фирмы клиент получает: более эффективную систему управления; снижение издержек; повышение конкурентоспособности организации; увеличение доходности; уверенность в безопасности собственной деятельности; информацию о собственных рисках, тенденциях и перспективах; знания и навыки эффективного управления (на уровне структурированной методологии); улучшенный имидж и т.д. Иные возможные результаты деятельности консультанта:
Ø снижение негативного воздействия риска и усиление действия позитивных составляющих риска на деятельность клиента (экономического субъекта);
Ø нейтрализация давления, оказываемого на клиента (на экономический субъект) правоохранительными органами, преступными организациями;
Ø лоббирование интересов клиента в органах государственной власти.
Существуют внешние и внутренние консультанты. В качестве внешних консультантов выступают независимые консалтинговые фирмы или индивидуальные консультанты, которые приглашаются заинтересованными организациями для выполнения конкретного заказа на основе договора. Внутренние консультанты организации – это ее собственные специалисты по управлению, числящиеся в штате организации.
Работник становится консультантом по вопросам управления, имея профессиональную подготовку менеджера, приобретает посредством обучения и накопления практического опыта глубокие познания в анализе разнообразных управленческих ситуаций, обретает навыки, необходимые для эффективного и оперативной диагностики возникающих проблем, нахождения нужной информации, четкого формулирования предложений по совершенствованию работы, планирования нововведений и т.д.
Претенденты на работу в консультативных организациях проходят жесткий конкурсный отбор. Важными условиями прохождения конкурса являются: предпочтительный возраст 30 – 40 лет, наличие ученой степени, опыт преподавательской работы в высшем учебном заведении и опыт руководящей работы в государственном учреждении или коммерческой фирме. Прошедший конкурс нередко работает в течение года стажером.
В качестве важных конкурентных преимуществ консультативной фирмы рассматриваются следующие: обширный опыт работы в различного рода управленческих ситуациях; тесные связи и взаимодействие с государственными органами, объединениями деловых кругов; системное использование методологии управления; высокий уровень квалификации работников; особая корпоративная культура, незапятнанная репутация.
Виды предоставляемых консультативных услуг:
Ø ресурсное (экспертное) консультирование — консультант производит диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению, при этом роль клиента состоит в обеспечении консультанта необходимой информацией и оценке результатов;
Ø процессное консультирование — консультант постоянно взаимодействует с клиентом, оценивает его идеи, предложения, проводит при его содействии анализ проблем и подготовку решений. Роль консультанта состоит, главным образом, в аккумулировании идей, а также оценке решений, полученных в процессе совместной работы с клиентом, приведении их в систему и подготовке рекомендаций;
Ø обучающее консультирование — консультант подготавливает основу для появления у клиента идей и решений, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в виде лекций, семинаров, пособий и т.д., а затем систематизирует идеи и анализирует решения, предложенные клиентом.
Принято выделять следующие основные фазы управленческого консультирования: поиск; ознакомление; диагноз; планирование; внедрение; оценка; завершение; сопровождение. Конечной фазой консультирования может быть любая, начиная с третьей (диагноз).
Режимы консультирования:
Ø разовое консультирование по выделенной управленческой проблеме или комплексному риску;
Ø разовое комплексное консультирование по деятельности организации, в частности по всей совокупности рисков проекта или предприятия;
Ø консультативное сопровождение проекта;
Ø консультативное сопровождение деятельности предприятия.
Важнейшими принципами оказания консалтинговых услуг являются:
Ø независимость (политическая; административная, финансовая, эмоциональная);
Ø объективность (непредвзятость);
Ø доверие во взаимодействии с клиентом;
Ø индивидуализация оказываемых услуг (каждый клиент уникален, каждая проблема клиента уникальна);
Ø совещательность (консультант отвечает лишь за качество и законченность совета; клиент несет всю полноту ответственности, которая проистекает из принятия совета или его непринятия);
Ø активное участие клиента;
Ø профессионализм (высокое качество услуг, честность сотрудников, клиент всегда получает то, за что платит);
Ø руководящая роль в процессе консультирования специалиста по безопасности;
Ø творческий подход (гибкость используемых методик позволяет улучшить качество и понизить стоимость услуги);
Ø демонстрация постоянного интереса руководства холдинга к качеству работы и к каждому клиенту.
Основными функциями, выполняемыми в процессе управленческого консультирования, являются:
Ø оптимизация условий деятельности клиента;
Ø обоснование вариантов управленческих решений в интересах клиента;
Ø предложение клиенту новой информации, идей и предложений, для повышения конкурентоспособности его предприятия и успешности проекта;
Ø обучение клиента.
В процессе консультирования используются разнообразные методы работы: наблюдение, в том числе включенное; деловые игры; анализ нормативно-правовых документов; проведение опросов, бесед; тестирование; эксперимент; моделирование; использование неофициальных связей; анализ открытой информации (в частности, СМИ); использование разрешенных законом детективных методов; подготовка отчетов и др. Весьма эффективен метод, предполагающий демонстрацию консультантом руководителю организации объективной картины его собственной деятельности таким образом, что тот сам начинает видеть недостатки, слабые места и изъяны в управлении и организации работы, переосмысливает свои методы и стиль руководства.
Как видим, в консультативной и научной деятельности менеджеров много общего. Имеющиеся различия отражены в табл. 5 (воспроизводится здесь с небольшими уточнениями по книге «Управленческое консультирование» [8].
Таблица 5
Факторы, различающие научные исследования и консультирование
Фактор | Научные исследования | Консультирование |
Задача | В основном формулируется исследователем: к ожидаемым результатам не предъявляется жестких требований. Особенно когда дело касается поисковых работ | В основном формулируется заказчиком, иногда на основе сотрудничества с консультантом |
Продолжительность решения задачи | Срок завершения работ может варьироваться в достаточно широких пределах | Устанавливается более сжатый и жесткий срок завершения работ |
Получаемые результаты | Новые знания, новая теория. Повышение профессионального уровня | Улучшение практики управления |
Права собственности на добытую информацию | Обычно доступ к информации имеют широкие круги пользователей | Часто доступ к информации для внешних пользователей закрыт |
Принятие решений | По собственному усмотрению исследователь может менять предпочтения к выполнению задач, предусмотренных планом | Свобода действий ограничена только основной задачей |
Академическая строгость | Ограничена методикой | Обеспечение минимально необходимого уровня соответствия решаемой задаче |
Оценка проделанной работы | Внешняя – в сравнении с тем, что происходит в науке, учитывая политику ее развития | Внутренняя – самой организацией-заказчиком |
В числе потенциальных клиентов консалтинговых фирм – предприятия крупного, малого и среднего бизнеса; объединения деловых кругов; профессиональные союзы, иные общественные организации; администрации субъектов Федерации и муниципалитетов; группы лиц в организации (на предприятии); отдельные физические лица.
Представление об этических нормах и стандартах деятельности консультативных фирм дает следующий перечень:
Ø защита любой информации, касающейся клиента и собранной в процессе оказания услуги как профессиональной тайны;
Ø недопустимость использования информации клиента в личных, коммерческих или иных интересах;
Ø оказание услуг двум или более конкурирующим клиентам только с предварительным уведомлением и с их согласия;
Ø информирование клиента о любых связях, обстоятельствах и интересах, которые могли бы повлиять на объективность оказываемых услуг;
Ø выделение специалистов, достаточно квалифицированных для выполнения задания;
Ø письменное подтверждение предложений, соглашений и изменений в заданиях, прежде чем начать работать;
Ø право консультанта отказаться от задания, если неконтролируемые им обстоятельства препятствуют его успешному осуществлению;
Ø ознакомление клиента с принципами, методами и техникой, используемой в процессе выполнения его задания и иные.
Для корпоративной культуры консалтинговых фирм свойственны развитие философии консультирования, духа коллективизма, обмена информацией (в допустимых пределах без ущерба для коммерческой тайны), аккумулирование внутрифирменного опыта, привитие чувства гордости за честь быть работником профессиональной консалтинговой фирмы, уважение каждого работника, противодействие центробежным тенденциям.
Потенциальному клиенту предоставляется обычно следующий состав документов, характеризующих деятельность консалтинговой фирмы: пресс-релиз; этические нормы и стандарты деятельности фирмы; рекомендации клиенту по использованию консалтинговых услуг; каталог оказываемых услуг. Услуги консалтинговых фирм имеют весьма широкий диапазон по форме и размеру оплаты. Стоимость услуг, как правило, прямо пропорциональна численности работников консалтинговой фирмы, она зависит от ранга консультанта и степени важности производимой работы.
Резюме
Для успешной профессиональной деятельности менеджера в сфере преподавания особое значение имеют: научная квалификация; педагогические способности; этика педагога.
Профессиональная деятельность менеджера в сфере научных исследований предполагает: высокую научную квалификацию; аналитические способности; владение научным инструментарием; этика ученого.
Основным продуктом консультирования является совет, который дается клиенту. Консультант не отвечает за решение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.
В процессе управленческого консультирования осуществляется: оптимизация условий деятельности клиента; обоснование вариантов управленческих решений в его интересах; предложение клиенту новой информации, идей и предложений; обучение клиента.
Этика управленческого консультирования предполагает, в частности, защиту информации клиента; недопустимость использования его информации в личных, коммерческих или иных интересах; оказание услуг конкурирующим клиентам только с их согласия; информирование клиента о любых обстоятельствах, которые могли бы повлиять на объективность оказываемых услуг; письменное подтверждение соглашений до начала работы; отказ консультанта от задания, если неконтролируемые им обстоятельства препятствуют его успешному осуществлению; ознакомление клиента с методами и техникой, используемыми при выполнении задания.
Для профессиональной деятельности менеджера в сфере научных исследований, в сфере педагогики, а равно и в области консультирования большое значение имеет опыт практического руководства коллективами людей.
- Глава 1. Знание о менеджменте организации
- 1.1. Что такое менеджмент
- 1.2. Структура знания о менеджменте
- 1.3. Сущность социальной организации
- 1.4. Система управления
- 1.5. Подходы к управлению организацией
- Литература
- Глава 2. История развития менеджмента организации
- 2.1. История знаний в области социального управления
- .2. Менеджмент организации в системе наук
- 2.3. Краткие биографии и основные идеи выдающихся менеджеров
- Литература
- Глава 3. Менеджер как профессия
- 3.1. Понятие профессии
- 3.2. Профессия менеджера
- 3.3. Роль менеджера в организации
- 3.4. Особенности специальности «Менеджмент организации»
- Литература
- Глава 4. Профессиональные качества менеджера
- 4.1. Структура профессиональных качеств менеджера
- 4.2. Уровни управления и качества менеджера
- 4.3. Особенности качеств менеджера и специалиста
- Литература
- Глава 5. Профессиональная этика менеджера
- 5.1. Понятие профессиональной этики
- 5.2. Структура профессиональной этики менеджера
- 5.3. Этика профессии менеджера
- 5.4. Корпоративная этика
- Глава 6. Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
- 6.1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
- 6.2. Образ жизни менеджера
- 6.3. Здоровье менеджера
- Литература
- Глава 7. Инструментарий менеджмента организации
- 7.1. Миссия организации и цели управления
- 7.2. Факторы управления организацией
- 7.3. Методы менеджмента
- 7.4. Функции менеджмента
- Литература
- Глава 8. Практическая деятельность менеджера по руководству организацией
- 8.1. Изменения и новшества в деятельности менеджера организации
- 8.2. Управленческие риски
- 8.3. Управленческие стереотипы
- Литература
- Глава 9. Научная, преподавательская и консультативная деятельность менеджера
- 9.1. Научная деятельность менеджера
- 65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ.
- 65.050 Управление экономикой
- 65.050.2 Организация управления
- 65.2 / 4 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов.
- 9.2. Педагогическая деятельность менеджера
- 9.3. Управленческое консультирование
- Литература
- Вопросы теста
- Обработка результатов
- Приложение 2. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061100 – «Менеджмент организации»
- Приложение 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 061100 – «Менеджмент»
- Приложение 4. Перечень специализаций по специальности 061100 «Менеджмент организации»
- Приложение 5. Методика исследования организаторских и коммуникативных склонностей
- Вопросы:
- Шкала оценок
- Рекомендуемая литература
- Справочники и словари
- Терминологический словарь