logo search
УЧЕБНИК ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

2.3. Этапы системного анализа

Системный анализ любого объекта исследования проводится в несколько этапов, которые можно объединить в две большие группы – анализ и синтез системы, решающей проблему. Ниже приведены основные этапы, которые при необходимости можно разукрупнить, изменить последовательность их выполнения.

  1. Обнаружение проблемы.

  2. Оценка ее актуальности.

  3. Определение (уточнение) цели, ресурсов и ограничений системы.

  4. Определение целевых (критериальных) показателей.

  5. Анализ существующей системы или подобных систем, если создается новая система.

  6. Построение модели существующей системы.

  7. Определение дефектных, недостающих элементов системы. Оценка веса их влияния на общую проблему (т.е. определение значимости подпроблем).

  8. Определение методики для построения набора моделей альтернативных вариантов решения каждой подпроблемы. Построение набора альтернатив. Определение способа (проекта) реализации каждой альтернативы.

  9. Оценка альтернатив, выбор альтернативы с учетом эффективности её реализации.

  10. Согласование найденного решения с лицом, принимающим окончательное решение.

  11. Реализация решения.

  12. Оценка результатов реализации решения.

Из содержания этапов системного анализа видно, что, после выяснения истинных причин-источников возникшей проблемы используются точечные методы устранения мелких проблем данной области.

Процесс нахождения решения проблемы концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций уточнения цели, ресурсов и ограничений для решения проблемы. Сначала цель - это желание плюс некие соображения о ресурсах, ограничениях, то есть концепция. В данном случае система не может быть выражена в количественных характеристиках, отсутствуют описания закономерностей в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы.

В процессе работы она постепенно конкретизируется, приводится в соответствие с ресурсами. Так итеративно формируется реальная цель и возможные системы ее достижения (альтернативы), по возможности модели с критериями, ограничениями и т.д., позволяющие проводить количественный анализ вариантов системы.

Этапы системного анализа логически согласуются с этапами научного исследования за тем лишь исключением, что системный анализ в большей степени направлен на решение проблем реальных систем, а научное исследование в первую очередь позволяет продвинуть вперед методологию соответствующей науки и во вторую очередь показывает возможные направления практического использования полученных научных выводов. Для решения сложных проблем реальных систем зачастую приходиться обращаться к научному исследованию. Примерами в данном случае могут служить совершенствование и создание новых инновационных систем вооружения, атомной энергетики. Особо следует отметить проблему установления стратегических целей и механизмов ее достижения на государственном уровне.

Важнейшим этапом научного исследования является процесс формирования гипотезы (от греческого слова hipothesis — основание, предположение).

Гипотеза — положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Гипотеза может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего, и т.д. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты. [60].

Для подтверждения гипотезы исследователь должен развернуть ее доказательство в серию задач, решающих проблемы, например, представленными следующими этапами исследования.

  1. Выбор, формулирование и обоснование гипотезы исследования.

  2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

  3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных исследований, касающихся исследуемой проблемы.

  4. Анализ практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного.

  5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

  6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

  7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.