2.4.3.4.3. Моделирование в условиях противодействия
Как уже неоднократно отмечалось, системный анализ невозможен без учета взаимодействий данной системы с внешней средой. Ранее упоминалась необходимость учитывать состояния природы — большей частью случайных, стохастических воздействий на систему.
Конечно, природа не мешает или не помогает процессам системы осознанно. Поэтому учет внешних природных воздействий можно рассматривать как "игру с природой", но в этой игре природа — не противник, не оппонент, у нее нет цели существования вообще, а тем более — цели противодействия нашей системе.
Совершенно иначе обстоит дело при учете взаимодействий данной системы с другими, аналогичными или близкими по целям своего функционирования. Как известно, такое взаимодействие называют конкуренцией.
Особый раздел науки — теория игр, которая позволяет хотя бы частично разрешать затруднения, возникающие при системном анализе в условиях противодействия. Одна из первых монографий посвященная этим вопросам называлась "Теория игр и экономического поведения" (авторы — Нейман и Моргенштерн, 1953 г.) и послужила своеобразным катализатором развития методов линейного программирования и теории статистических решений.
Стратегии поведения в условиях противодействия называют минимаксными — "мы" надеемся на минимум максимальных убытков или, что одно и то же, на максимум минимальной прибыли.
К классу моделей торгов относятся задачи анализа систем с противодействием (конкуренцией), также игровых по сути, но с одной особенностью — "правила игры" не постоянны в одном единственном пункте — ценах продаж.
При небольшом числе участников торгов вполне пригодны описанные выше приемы теории игр, но когда число участников велико или заранее неизвестно, приходится использовать несколько иные методы моделирования ситуаций в торгах.
Наиболее часто встречаются два вида торгов:
Закрытые торги, в которых два или более участников независимо друг от друга предлагают цены (ставки) за тот или иной объект; при этом участник имеет право лишь на одну ставку, а ведущий торги принимает высшую (или низшую) из предложенных.
Открытые торги или аукционы, когда два или более участников поднимают цены до тех пор, пока новой надбавки уже не предлагается.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Основы системного анализа
- 1.1. Современные причины возрастания роли системного анализа
- 1.2. Ретроспектива системного анализа
- 1.2.1. Роль системных представлений в практической деятельности
- 1.2.2. Общая теория систем и системный анализ
- 1.3. Базисные понятия системного анализа
- 1.4. Терминология организационных систем
- 1.4.1. Система наук об организации
- 1.4.2. Системный анализ организационных систем
- 1.4.3. Классификация функций управления
- 1.4.4. Классификация отношений в организационных системах
- Глава 2. Методология системного анализа
- 2.1. Методология системного анализа: логика процесса решения проблем
- 2.2. Принципы системного анализа
- 2.3. Этапы системного анализа
- 2.4. Методы системного анализа
- 2.4.1. Классификация методов системного анализа
- 2.4.1.1. Общесистемные классификации методов системного анализа
- 2.4.1.1.1. Классификация методов системного анализа по этапам и сложности решаемой проблемы
- 2.4.1.1.2 . Классификация методов системного анализа по альтернативности решения
- 2.4.1.1.3. Классификация методов системного анализа по степени формализации
- 2.4.2. Методы системного анализа
- 2.4.2.1. Эвристические методы
- 2.4.2.1.1. Методы выработки коллективных решений.1
- 2.4.2.1.2. Методы структуризации
- 2.4.2.1.3. Методы качественного сравнения альтернатив
- 2.4.2.2. Математические методы
- 2.4.2.3. Комбинированные методы системного анализа
- 2.4.2.3.1. Методы экспертных оценок
- 2.4.2.3.3. Методика Паттерн
- 2.4.2.3.4. Бизнес-планирование инвестиционной деятельности
- 2.4.3. Моделирование – основной общий метод исследования систем
- 2.4.3.1. Классические методики описания организационных систем
- 2.4.3.2. Современный опыт в области работ по исследованию и моделированию организационных систем.
- 2.4.3.3. Модель создания и развития механизма организации
- 2.4.3.4. Специализированные методы моделирования сложных систем
- 2.4.3.4.1. Моделирование в условиях определенности
- 2.4.3.4.2. Моделирование систем массового обслуживания
- 2.4.3.4.3. Моделирование в условиях противодействия
- 2.4.4. Средства моделирования организационных систем
- 2.4.4.1. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 2.4.4.2. Средства автоматизированного проектирования организационных систем
- Глава 3. Применение методологии системного анализа
- 3.1. Цели и критерии организационных систем
- 3.2. Роль человеческого фактора в эффективной работе организаций
- 3.2.1. Требования к персоналу организационной системы
- 3.2.2. Учет «человеческого» фактора в процессах развития организаций
- 3.3. Примеры применения методологии системного анализа
- 3.3.1. Системный подход на примерах информационной и транспортной логистики
- 3.3.1.1. Производство упаковки для косметики (информационная логистика)
- 3.3.1.2. Строящийся склад (транспортная логистика)
- 3.3.1.3. Грузовой план судна (транспортная логистика)
- 3.3.2. Системный подход при создании нового вида деятельности
- 3.3.3. Системный подход на примерах совершенствования локальных процессов
- 3.3.3.1. Пример совершенствования технологического процесса
- 3.3.3.2. Примеры совершенствования организационных процессов
- Заключение
- Оглавление
- Глава 1. Основы системного анализа 3
- Глава 2. Методология системного анализа 37
- Глава 3. Применение методологии системного анализа 96