logo
УЧЕБНИК ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

1.2.1. Роль системных представлений в практической деятельности

Человек – активная часть природы. Добиваясь своих целей, он использует природу, воздействует на нее, преобразует ее и себя. Без преувеличения можно сказать, что самым важным и самым интересным для человечества кругом вопросов являются вопросы о возможностях человека в его отношениях с природой, о способах реализации этих возможностей, о факторах, способствующих и препятствующих расширению его возможностей.

Покажем, что системность является всеобщим свойством материи и как следствие человеческой практики. Начнем с рассмотрения человеческой практической деятельности. Для этого сформулируем только самые очевидные и обязательные признаки системности: ее целостность и структурированность, взаимосвязанность составляющих ее элементов и подчиненность организации всей системы определенной цели. По отношению к деятельности человека эти признаки очевидны, так как каждый из нас легко обнаружит их в своем собственном практическом опыте. Всякое наше осознанное действие преследует определенную цель и имеет дело с некоторым конечным числом объектов, которые вместе с нами составляют целостное образование. Во всяком действии легко увидеть его составные части, более мелкие действия. При этом легко убедиться, что эти составные части должны выполняться не в произвольном порядке, а в определенной последовательности. Это и есть та самая определенная, подчиненная цели целостная взаимосвязанность составных частей (элементов), которая и является признаком системности.

Вот что по этому поводу говорят знаменитые люди.

И описать точь-в-точь,

Он, тело расчленив,

А душу выгнав прочь,

Глядит на части. Но...

Духовная их связь

Исчезла, безвозвратно унеслась!

(Тот же фрагмент, но в другом переводе)

Иль вот: живой предмет желая изучить,

Чтоб ясное о нём познанье получить,

Учёный прежде душу изгоняет,

Затем предмет на части расчленяет

И видит их, да жаль: духовная их связь

Тем временем исчезла, унеслась!

(Фрагмент из трагедии "Фауст", И. В. Гете, немецкий поэт)

Ниже приведена краткая история развития системных представлений человечества. Эта история представляет собой диалектический процесс движения по спирали с переходом на каждом витке развития в новое качество. Данный путь можно трактовать как путь заблуждений и движения вперед. Впрочем, как и всю человеческую деятельность, проходящую через череду проб и ошибок.

Рождение понятия "система" (2500 —2000 гг. до н. э.):

слово "система" появилось в Древней Элладе и означало сочетание, организм, организация, союз. Выражало и некоторые акты деятельности (нечто, поставленное вместе, приведенное в порядок).

Тезисы Демокрита (460 —370гг. до н. э.), Аристотеля (384 —322 гг. до н. э) Платона (428 —348 гг. до н. э):

производится поиск подобия, общности различных явлений. Для этого используется естественный язык с его недостатками формализации. Пример, "свинцовая туча". Демокрит уподобил образование сложных тел из атомов с образованием слов из слогов. В античной философии был сформулирован тезис — целое больше суммы его частей В философии понятие Космоса связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. У Платона Космос - упорядоченная часть Вселенной, противоположная Хаосу.

Концепции эпохи Возрождения (14-16 вв.):

формулируется трактовка бытия как объективно-идеального Космоса сменяется на систему мира как независимую от человека, обладающую определенной организацией, иерархией, структурой. Бытие становится не только предметом философского размышления (для постижения целостности), но и специально-научного анализа (каждая дисциплина вычленяет определенную область).

Идеи Г. Галилея (1564 —1642), И. Ньютона (1642 —1727):

Галилей и Ньютон выработали определенную концептуальную систему с категориями — вещь и свойства, целое и часть... Вещь трактовалась как сумма отдельных свойств. Отношение выражало воздействие некоего предмета на другой, первый из которых являлся причиной, а второй — следствием. Очень важно: на первый план выдвигался каузальный (причинно-следственный), а не телеологический способ объяснения. Теологияучение о совершенстве, учение о конечных причинах — воззрение, объясняющее закономерную связь явлений природы не объективными причинами, а целями, установленными Божьей волей.

Немецкая классическая философия (17-18 вв.):

глубокая и основательная разработка идеи системной организации научного знания. (Наука тоже система!) Структура научного знания стала предметом специального философского анализа. Возникновение теории диалектики.

Теоретическое естествознание XIX—XXвв.:

различение объекта и предмета познания, повышение роли моделей в познании, исследование системообразующих принципов (порождение свойств целого из элементов и свойств элементов из целого), возможность предсказания!

Идеи А.А. Богданова (1873 —1928):

Богданов выразил многие важные идеи кибернетики, сформулированные Н. Винером и У. Эшби, значительно раньше, хотя и в иной форме. Предвосхитил общую теорию систем Л. Берталанфи в работе по тектологии (от греческого "строитель"). Основная идея — признание необходимости подхода к любому явлению со стороны его организованности (системности — у других авторов). Заложил основы теории кризисов: "Система - поток процессов, связанных циклами развития и деградации".

Идеи К-Л. фон Берталанфи (1901 —1972):

Л. фон Берталанфи первым из западных ученых разработал концепцию организма как открытой системы и сформулировал программу построения общей теории систем (ОТС). Проводил мысль о неразрывности естественнонаучного (биологического) и философского (методологического). Сначала создал теорию открытых систем, граничащую с современной физикой, химией и биологией. Классическая термодинамика исследовала лишь закрытые системы. Организм представляет собой открытую систему, остающуюся постоянной при непрерывном изменении входящих в него веществ и энергии (так называемое состояние подвижного равновесия).

Современные концепции системного анализа нашли свое отражение в работах многих авторов, в том числе, Р. Акоффа, В. Афанасьева, С. Вира, И. Блауберга, Д. Бурчфилда, Д. Гвишиани, Г. Гуда, Д. Диксона, А. Зиновьева, Э. Квейда, В. Кинга, Д. Клиланда, В. Кузьмина, О. Ланге, В. Лекторского, В. Лефевра, Е. Липатова, Р. Макола, А. Малиновского, М. Месаровича, Б. Мильнера, Н. Овчинникова, С. Оптнера, Г. Поварова, Б. Радвига, А. Рапопорта, В. Розина, В. Садовского, М. Сетрова, В. Топорова, А. Уемова, Б. Флейшмана, Ч. Хитча, А. Холла, Б. Юдина, Ю. Черняка, Г. Щедровицкого, У. Эшби, Э. Юдина.