Введение
Сложность и динамичность рыночной экономики требуют комплексного подхода к решению проблем предпринимательской деятельности, представляющей собой в ряде случаев слабо структурированные процессы. Большинство методов, применяемых в экономических исследованиях, предусматривают анализ строго определенного объекта, четко сформулированной задачи; соответственно, они не могут быть использованы для решения слабо структурированных проблем. При решении проблем, в которых имеет место неопределенность, т.е. отсутствие полной информации о проблеме, успешно используется системный анализ.
Системный анализ, теоретическую базу которого составляют общая теория систем и системный подход, позволяет найти правильное решение проблемы или, как минимум, выяснить причины ее появления. Для этого привлекается широкий спектр средств, используются возможности различных наук и практических сфер деятельности – математики, вычислительной техники, моделирования, натурных наблюдений и экспериментов.
Использование системного анализа тесно связано с такими понятиями как система, цель (цели) функционирования системы, альтернативы (различные варианты достижения цели), ресурсы (материальные, финансовые и пр.) как средство достижения цели (целей), критерий, модель.
Системный анализ представляет собой широко применяемый методологический инструмент в области анализа, проектирования и совершенствования систем управления. При анализе и синтезе систем управления часто возникают трудноразрешимые проблемы. Решению таких проблем способствует использование методологии системного анализа. Системный анализ позволяет четко сформулировать проблему и цель ее решения, используя понятие системы и методологию системного подхода.
Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Так, изменение на рынке потребительских товаров могут быть причиной, с одной стороны, внешних процессов, изменения в сфере рынка средств производства, финансового рынка, международного рынка, а с другой, внутренних процессов: изменения в развитии рынков отдельных тесно связанных товаров.
Системный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением спроса, товарного предложения или цены. В данном случае – это своего рода аспекты исследуемого объекта (или ситуации), следуя которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации.
Системный анализ открывает возможности для стандартизации методов решения определенных проблем. Поэтому под системным анализом понимается совокупность правил для решения сложных проблем или нормативная методология решения сложных проблем, основанная на системном подходе.
Следует отметить следующую специфику системного анализа:
применяется для решения проблем, которые не могут быть поставлены и решены с помощью математики и вычислительной техники (т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения);
использует не столько формальные методы, сколько методы качественного анализа (методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов);
дает возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знания;
особое внимание уделяет целям и целеполаганию.
Системный анализ не противопоставляется другим методам исследования и решения проблем. Он значительно расширяет аппарат принятия решений, синтезируя в единой методологии приемы, которые ранее использовались изолированно, разрозненно. Системный анализ использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления философии и общей теории систем, с одной стороны, и формализованные методы и модели кибернетики, исследования операций, математики, с другой стороны.
Предметом изучения дисциплины «Системный анализ» являются методология, и методики системного анализа. Знание системного анализа поможет креативным менеджерам квалифицированно выявлять проблемы, требующие первоочередного внимания и концентрации ресурсов, определять процедуры проработки выявленных проблем с целью подготовки и обоснования их решения, более обоснованно устанавливать границы между здравым смыслом руководителя и экспертизой группы специалистов, определив целесообразность применения количественных оценок и использования вычислительной техники.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Основы системного анализа
- 1.1. Современные причины возрастания роли системного анализа
- 1.2. Ретроспектива системного анализа
- 1.2.1. Роль системных представлений в практической деятельности
- 1.2.2. Общая теория систем и системный анализ
- 1.3. Базисные понятия системного анализа
- 1.4. Терминология организационных систем
- 1.4.1. Система наук об организации
- 1.4.2. Системный анализ организационных систем
- 1.4.3. Классификация функций управления
- 1.4.4. Классификация отношений в организационных системах
- Глава 2. Методология системного анализа
- 2.1. Методология системного анализа: логика процесса решения проблем
- 2.2. Принципы системного анализа
- 2.3. Этапы системного анализа
- 2.4. Методы системного анализа
- 2.4.1. Классификация методов системного анализа
- 2.4.1.1. Общесистемные классификации методов системного анализа
- 2.4.1.1.1. Классификация методов системного анализа по этапам и сложности решаемой проблемы
- 2.4.1.1.2 . Классификация методов системного анализа по альтернативности решения
- 2.4.1.1.3. Классификация методов системного анализа по степени формализации
- 2.4.2. Методы системного анализа
- 2.4.2.1. Эвристические методы
- 2.4.2.1.1. Методы выработки коллективных решений.1
- 2.4.2.1.2. Методы структуризации
- 2.4.2.1.3. Методы качественного сравнения альтернатив
- 2.4.2.2. Математические методы
- 2.4.2.3. Комбинированные методы системного анализа
- 2.4.2.3.1. Методы экспертных оценок
- 2.4.2.3.3. Методика Паттерн
- 2.4.2.3.4. Бизнес-планирование инвестиционной деятельности
- 2.4.3. Моделирование – основной общий метод исследования систем
- 2.4.3.1. Классические методики описания организационных систем
- 2.4.3.2. Современный опыт в области работ по исследованию и моделированию организационных систем.
- 2.4.3.3. Модель создания и развития механизма организации
- 2.4.3.4. Специализированные методы моделирования сложных систем
- 2.4.3.4.1. Моделирование в условиях определенности
- 2.4.3.4.2. Моделирование систем массового обслуживания
- 2.4.3.4.3. Моделирование в условиях противодействия
- 2.4.4. Средства моделирования организационных систем
- 2.4.4.1. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 2.4.4.2. Средства автоматизированного проектирования организационных систем
- Глава 3. Применение методологии системного анализа
- 3.1. Цели и критерии организационных систем
- 3.2. Роль человеческого фактора в эффективной работе организаций
- 3.2.1. Требования к персоналу организационной системы
- 3.2.2. Учет «человеческого» фактора в процессах развития организаций
- 3.3. Примеры применения методологии системного анализа
- 3.3.1. Системный подход на примерах информационной и транспортной логистики
- 3.3.1.1. Производство упаковки для косметики (информационная логистика)
- 3.3.1.2. Строящийся склад (транспортная логистика)
- 3.3.1.3. Грузовой план судна (транспортная логистика)
- 3.3.2. Системный подход при создании нового вида деятельности
- 3.3.3. Системный подход на примерах совершенствования локальных процессов
- 3.3.3.1. Пример совершенствования технологического процесса
- 3.3.3.2. Примеры совершенствования организационных процессов
- Заключение
- Оглавление
- Глава 1. Основы системного анализа 3
- Глава 2. Методология системного анализа 37
- Глава 3. Применение методологии системного анализа 96