logo
УЧЕБНИК ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

Введение

Сложность и динамичность рыночной экономики требуют комплексного подхода к решению проблем предпринимательской деятельности, представляющей собой в ряде случаев слабо структурированные процессы. Большинство методов, применяемых в экономических исследованиях, предусматривают анализ строго определенного объекта, четко сформулированной задачи; соответственно, они не могут быть использованы для решения слабо структурированных проблем. При решении проблем, в которых имеет место неопределенность, т.е. отсутствие полной информации о проблеме, успешно используется системный анализ.

Системный анализ, теоретическую базу которого составляют общая теория систем и системный подход, позволяет найти правильное решение проблемы или, как минимум, выяснить причины ее появления. Для этого привлекается широкий спектр средств, используются возможности различных наук и практических сфер деятельности – математики, вычислительной техники, моделирования, натурных наблюдений и экспериментов.

Использование системного анализа тесно связано с такими понятиями как система, цель (цели) функционирования системы, альтернативы (различные варианты достижения цели), ресурсы (материальные, финансовые и пр.) как средство достижения цели (целей), критерий, модель.

Системный анализ представляет собой широко применяемый методологический инструмент в области анализа, проектирования и совершенствования систем управления. При анализе и синтезе систем управления часто возникают трудноразрешимые проблемы. Решению таких проблем способствует использование методологии системного анализа. Системный анализ позволяет четко сформулировать проблему и цель ее решения, используя понятие системы и методологию системного подхода.

Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Так, изменение на рынке потребительских товаров могут быть причиной, с одной стороны, внешних процессов, изменения в сфере рынка средств производства, финансового рынка, международного рынка, а с другой, внутренних процессов: изменения в развитии рынков отдельных тесно связанных товаров.

Системный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением спроса, товарного предложения или цены. В данном случае – это своего рода аспекты исследуемого объекта (или ситуации), следуя которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшейся ситуации.

Системный анализ открывает возможности для стандартизации методов решения определенных проблем. Поэтому под системным анализом понимается совокупность правил для решения сложных проблем или нормативная методология решения сложных проблем, основанная на системном подходе.

Следует отметить следующую специфику системного анализа:

Системный анализ не противопоставляется другим методам исследования и решения проблем. Он значительно расширяет аппарат принятия решений, синтезируя в единой методологии приемы, которые ранее использовались изолированно, разрозненно. Системный анализ использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления философии и общей теории систем, с одной стороны, и формализованные методы и модели кибернетики, исследования операций, математики, с другой стороны.

Предметом изучения дисциплины «Системный анализ» являются методология, и методики системного анализа. Знание системного анализа поможет креативным менеджерам квалифицированно выявлять проблемы, требующие первоочередного внимания и концентрации ресурсов, определять процедуры проработки выявленных проблем с целью подготовки и обоснования их решения, более обоснованно устанавливать границы между здравым смыслом руководителя и экспертизой группы специалистов, определив целесообразность применения количественных оценок и использования вычислительной техники.