Глава 2. Методология системного анализа
Человек в процессе принятия решения может произвести упрощенное, далеко неадекватное восприятие и описание желаемой системы, содержащее отношения между различными элементами-образами, не имеющими отношения к возможным реальным механизмам. Отношения в идеальной системе (умозрительной модели) могут быть представлены дополнительно множеством отношений, удобным для целей исследования, например, отношениями наследования, подчиненности, общности и т.д.
Большую роль в ограничении фантазии при моделировании систем может оказать нижеприведенная классификация отношений. При рассмотрении данной классификации следует помнить, что в реальной системе отношения могут осуществляться только между механизмами, реализующими определенные процессы.
Отношения между механизмами реальной организационной системы можно классифицировать по следующим основаниям.
Функциональному содержанию (целевому назначению) входного-выходного элемента, например, содержанию романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир".
Форме (объективному представлению) входного-выходного элемента, например, роман "Война и мир" может существовать в бумажной форме и форме электронного носителя.
Параметрам потока входного-выходного элемента (мощности потока, его периодичности, и т.д.). Вроде бы, сугубо физический смысл данного аспекта отношений имеет очень значимую интерпретацию применительно к понятию функции управления. Человек как субъект управления выполняет массу функций распределенных во времени. Причем может выполнять эти функции более или менее интенсивно, а может по согласованию передать выполнение определенных функций в определенное время другому исполнителю.
Принадлежности отношений к основным или фоновым.
Проектным (регламентированным) и внепроектным (нерегламентированным) отношениям.
Коммуникативным особенностям отношений (дуплексная связь, то есть двухсторонняясвязь, в которой обмен информацией между 2 корреспондентами осуществляется одновременно в обоих направлениях и полудуплексная то есть односторонняясвязь). Хорошим примером полудуплексной связи является связь между исследователем-наблюдателем и объектом наблюдения.
Составу связей функции управления - вертикальным (СУ-ОУ) и горизонтальным (СУ-СУ и ОУ-ОУ).
Отношению к системе - внесистемные и внутрисистемные. Внесистемные отношения элемента системы обслуживают интересы-цели других систем. Например, менеджер фирмы помимо работы на своем предприятии участвует в работе шахматной секции, является членом семьи и совместителем в другой фирме.
Устойчивости отношений: парадигматические (устойчивые) и синтагматические (ситуационные, временные).
Источнику образования отношений: природные и искусственные.
Подчиненности: сильные отношения (соответствуют принципу единоначалия в управлении) и слабые, являющиеся следствием наличия у одного объекта управления нескольких субъектов управления.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Основы системного анализа
- 1.1. Современные причины возрастания роли системного анализа
- 1.2. Ретроспектива системного анализа
- 1.2.1. Роль системных представлений в практической деятельности
- 1.2.2. Общая теория систем и системный анализ
- 1.3. Базисные понятия системного анализа
- 1.4. Терминология организационных систем
- 1.4.1. Система наук об организации
- 1.4.2. Системный анализ организационных систем
- 1.4.3. Классификация функций управления
- 1.4.4. Классификация отношений в организационных системах
- Глава 2. Методология системного анализа
- 2.1. Методология системного анализа: логика процесса решения проблем
- 2.2. Принципы системного анализа
- 2.3. Этапы системного анализа
- 2.4. Методы системного анализа
- 2.4.1. Классификация методов системного анализа
- 2.4.1.1. Общесистемные классификации методов системного анализа
- 2.4.1.1.1. Классификация методов системного анализа по этапам и сложности решаемой проблемы
- 2.4.1.1.2 . Классификация методов системного анализа по альтернативности решения
- 2.4.1.1.3. Классификация методов системного анализа по степени формализации
- 2.4.2. Методы системного анализа
- 2.4.2.1. Эвристические методы
- 2.4.2.1.1. Методы выработки коллективных решений.1
- 2.4.2.1.2. Методы структуризации
- 2.4.2.1.3. Методы качественного сравнения альтернатив
- 2.4.2.2. Математические методы
- 2.4.2.3. Комбинированные методы системного анализа
- 2.4.2.3.1. Методы экспертных оценок
- 2.4.2.3.3. Методика Паттерн
- 2.4.2.3.4. Бизнес-планирование инвестиционной деятельности
- 2.4.3. Моделирование – основной общий метод исследования систем
- 2.4.3.1. Классические методики описания организационных систем
- 2.4.3.2. Современный опыт в области работ по исследованию и моделированию организационных систем.
- 2.4.3.3. Модель создания и развития механизма организации
- 2.4.3.4. Специализированные методы моделирования сложных систем
- 2.4.3.4.1. Моделирование в условиях определенности
- 2.4.3.4.2. Моделирование систем массового обслуживания
- 2.4.3.4.3. Моделирование в условиях противодействия
- 2.4.4. Средства моделирования организационных систем
- 2.4.4.1. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 2.4.4.2. Средства автоматизированного проектирования организационных систем
- Глава 3. Применение методологии системного анализа
- 3.1. Цели и критерии организационных систем
- 3.2. Роль человеческого фактора в эффективной работе организаций
- 3.2.1. Требования к персоналу организационной системы
- 3.2.2. Учет «человеческого» фактора в процессах развития организаций
- 3.3. Примеры применения методологии системного анализа
- 3.3.1. Системный подход на примерах информационной и транспортной логистики
- 3.3.1.1. Производство упаковки для косметики (информационная логистика)
- 3.3.1.2. Строящийся склад (транспортная логистика)
- 3.3.1.3. Грузовой план судна (транспортная логистика)
- 3.3.2. Системный подход при создании нового вида деятельности
- 3.3.3. Системный подход на примерах совершенствования локальных процессов
- 3.3.3.1. Пример совершенствования технологического процесса
- 3.3.3.2. Примеры совершенствования организационных процессов
- Заключение
- Оглавление
- Глава 1. Основы системного анализа 3
- Глава 2. Методология системного анализа 37
- Глава 3. Применение методологии системного анализа 96