2.1. Методология системного анализа: логика процесса решения проблем
Любая методология это учение о способах анализа и синтеза объектов исследования конкретной науки. Так, объектами исследования и совершенствования в медицине является человек. Педагогика совершенствует методологию преподавания и воспитания будущих специалистов-созидателей. Развитие строительных наук позволяет создавать экономичные и удобные жилища для людей. Только за последние десятилетия строители освоили технологии постройки теплых, экологически чистых, сейстмоустойчивых и, в то же время, экономичных в эксплуатации домов.
Методология системного анализа – основная часть науки "Системный анализ", изучающая принципы построения сложных систем, этапы и методы решения проблем, возникающих в этих системах. Фундаментом методологии системного анализа является ее аксиоматика, представляющая собой совокупность таких базисных понятий как: система, элемент, отношения между элементами, целостность системы и так далее.
На данном фундаменте аксиоматики системного анализа строятся следующие основные составляющие инструментария, то есть методологии, системного аналитика:
Принципы системного анализа- это некоторые положения общего характера, нормы, являющиеся обобщением опыта работы человека со сложными системами. Данные нормы помогают человеку-исследователю, не теряя время сразу выстроить основу методики своих действий при анализе недостатков системы. В частности, определиться с истинными целями функционирования системы. Какова цель существования системы – таков и организм системы, механизм, реализующий данную цель. В «закрепощенном» состоянии сознания «принцип» можно отождествить с понятием «условный рефлекс». Однако в жизни принципы достаточно подвижны. «С волками жить – по-волчьи выть» говорит народная пословица. Манеру поведения людей, принципы их жизни во многом определяет среда, и в первую очередь, социум. Принципы системного анализа воплощают в себе обобщенный взгляд научного сообщества на жизнь сложных систем. Хотя и здесь можно наблюдать разночтения научных школ и частных мнений.
Этапысистемного анализа– основные работы технологической последовательности: от обнаружения проблемы до оценки результатов ее решения. Данные этапы по своей сути являются подэтапами двух направлений работ: анализа существа функционирования и причин (мест) возникновения проблем и использование методов их устранения.
Методы системного анализа– известные способы решения задач анализа, и решения проблем в структурированной (проанализированной, познанной) системе или синтез принципиально новых подсистем или системы в целом.
Как методология решения проблем системный анализ указывает последовательность взаимосвязанных операций, которая состоит из выявления проблемы, конструирования решения проблемы и реализации этого решения. Процесс конструирования решения конкретной проблемы (фиксируемый в методикерешения проблемы) представляет собоймоделированиесовокупности альтернатив системы, подсистемы и отбор альтернативы системы, подсистемы по критериям, например, стоимости, времени, эффективности и риска. Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации.
Моделирование осуществляется с использованием методов системного анализа и предполагает упрощение исходной системы. Следует отметить, что выбор методов решения задачи из большого ряда альтернативных методов, предлагаемых наукой, является достаточно сложной проблемой, вызванной несовершенством образования, организации процесса исследований и его инструментальной поддержки.
Упрощение моделируемой системы производится на основе анализа чувствительности проблемы к изменению отдельных показателей (переменных или групп переменных), агрегирования их в сводные факторы, выбора подходящей формы критериев, а также применения там, где это возможно, математических способов сокращения перебора (методов математического программирования и т. п.). Логическая целостность процесса моделирования обеспечивается явными или скрытыми предположениями, каждое из которых может являться источником риска.
В результате решения проблемы устанавливаются новая организация процессов, часть которых обусловливает желаемый выход, а другая часть определяет непредвиденные (фоновые) возможности и ограничения, которые могут стать источником будущих проблем.
Таковы основные представления системного анализа как методологии решения проблем. Однако, можно сказать, что ввиду сложности объектов исследования системного анализа, его основное содержание заключено не в формальном математическом аппарате, описывающем системы и не в способах решение их проблем, а в его концептуальном, то есть понятийном аппарате, в его идеях, и установках. Можно знать большое количество различных методов, но не уметь правильно формулировать задачи. Это в первую очередь относится к этапу постановки цели жизнедеятельности.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Основы системного анализа
- 1.1. Современные причины возрастания роли системного анализа
- 1.2. Ретроспектива системного анализа
- 1.2.1. Роль системных представлений в практической деятельности
- 1.2.2. Общая теория систем и системный анализ
- 1.3. Базисные понятия системного анализа
- 1.4. Терминология организационных систем
- 1.4.1. Система наук об организации
- 1.4.2. Системный анализ организационных систем
- 1.4.3. Классификация функций управления
- 1.4.4. Классификация отношений в организационных системах
- Глава 2. Методология системного анализа
- 2.1. Методология системного анализа: логика процесса решения проблем
- 2.2. Принципы системного анализа
- 2.3. Этапы системного анализа
- 2.4. Методы системного анализа
- 2.4.1. Классификация методов системного анализа
- 2.4.1.1. Общесистемные классификации методов системного анализа
- 2.4.1.1.1. Классификация методов системного анализа по этапам и сложности решаемой проблемы
- 2.4.1.1.2 . Классификация методов системного анализа по альтернативности решения
- 2.4.1.1.3. Классификация методов системного анализа по степени формализации
- 2.4.2. Методы системного анализа
- 2.4.2.1. Эвристические методы
- 2.4.2.1.1. Методы выработки коллективных решений.1
- 2.4.2.1.2. Методы структуризации
- 2.4.2.1.3. Методы качественного сравнения альтернатив
- 2.4.2.2. Математические методы
- 2.4.2.3. Комбинированные методы системного анализа
- 2.4.2.3.1. Методы экспертных оценок
- 2.4.2.3.3. Методика Паттерн
- 2.4.2.3.4. Бизнес-планирование инвестиционной деятельности
- 2.4.3. Моделирование – основной общий метод исследования систем
- 2.4.3.1. Классические методики описания организационных систем
- 2.4.3.2. Современный опыт в области работ по исследованию и моделированию организационных систем.
- 2.4.3.3. Модель создания и развития механизма организации
- 2.4.3.4. Специализированные методы моделирования сложных систем
- 2.4.3.4.1. Моделирование в условиях определенности
- 2.4.3.4.2. Моделирование систем массового обслуживания
- 2.4.3.4.3. Моделирование в условиях противодействия
- 2.4.4. Средства моделирования организационных систем
- 2.4.4.1. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 2.4.4.2. Средства автоматизированного проектирования организационных систем
- Глава 3. Применение методологии системного анализа
- 3.1. Цели и критерии организационных систем
- 3.2. Роль человеческого фактора в эффективной работе организаций
- 3.2.1. Требования к персоналу организационной системы
- 3.2.2. Учет «человеческого» фактора в процессах развития организаций
- 3.3. Примеры применения методологии системного анализа
- 3.3.1. Системный подход на примерах информационной и транспортной логистики
- 3.3.1.1. Производство упаковки для косметики (информационная логистика)
- 3.3.1.2. Строящийся склад (транспортная логистика)
- 3.3.1.3. Грузовой план судна (транспортная логистика)
- 3.3.2. Системный подход при создании нового вида деятельности
- 3.3.3. Системный подход на примерах совершенствования локальных процессов
- 3.3.3.1. Пример совершенствования технологического процесса
- 3.3.3.2. Примеры совершенствования организационных процессов
- Заключение
- Оглавление
- Глава 1. Основы системного анализа 3
- Глава 2. Методология системного анализа 37
- Глава 3. Применение методологии системного анализа 96