3.1. Цели и критерии организационных систем
Сообразуясь с основным принципом системного анализа, говорящим о главенстве цели, и этапом системного анализа, определяющим цель, опишем некоторые стороны процесса постановки главной цели организационной системы в практической плоскости.
Процесс постановки главной цели предваряется определением миссии (философии) организации, т.е. её перспективного общественного предназначения. Содержание миссии в большой мере зависит от системы внутренних ценностей её создателя.
Первостепенное значение миссии определяется тем, что она является базисом для дальнейшего определения целей и задач; миссия создает уверенность, что система преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; она помогает сосредоточить усилия менеджеров на выбранном направлении, объединяет их действия; миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, финансовых учреждений и т. п.), тех, кто заинтересован в его успехе.
Миссия должна включать свойства всех отношений системы. Не только внешних (прямых и фоновых), но и внутренних, свойства которых становятся видными среде. Ибо в соответствии с принципом конвергенции нет элементов, принадлежащих исключительно одной системе. И сугубо внутренние отношения так или иначе становятся известными во внешней среде.
Миссия определяет перспективу деятельности организации в следующих ключевых областях целеполагания [40]:
положение на рынке;
инновации;
производительность;
ресурсы;
доходность (прибыльность);
управленческие аспекты;
персонал;
социальная ответственность.
Процесс формулирования цели называется целеполаганием. Различают два основных представления о целеполагании как о процессе:
Механистическое, при котором целью является достижение определенного уровня по ряду парамётров системы (прибыль, рентабельность, доля рынка и т.д.). При данном виде целеполагания предполагается, что все хозяйствующие субъекты действуют только рациональным, заранее известным способом.
Социальное. Представление учитывает множественность целей, неупорядоченность определения целей экономических систем с социальных позиций. В основе выбора цели в данном случае лежит множество факторов (привычки, мнения, отношения, стереотипы и др.), определяющих процесс целеполагания.
Целеполагание на базе социальных представлений значительно усложняет формализацию критериев развития экономических систем. Человек как хозяйствующий субъект не имеет устойчивой шкалы ценностей (можно говорить лишь об относительных ценностях). Видимо, можно говорить лишь о стереотипах хозяйственного поведения, которые описываются совокупностью стратегий и вполне конкретной иерархией целей. Дело осложняется также тем, что субъект экономики сопоставляет имеющийся набор целей с изменением собственных потребностей, постоянно обновляя его, стараясь таким способом адекватно реагировать на происходящие изменения окружающей среды.
Вместе с тем, можно очертить рамки целеполагания для любой исследуемой системы:
•цель конкретной системы должна быть равна или быть частью цели вышестоящей системы или общества;
•цель должна строго соответствовать объективным потребностям среды, но не выше внутренних возможностей самой системы, в том числе и потенциальных.
Из основных требований к качеству цели выделяют следующие:
•комплексность - описание желаемого результата должно охватить все основные аспекты деятельности;
•согласованность - непротиворечивость целей подсистем.
Принцип системного подхода к сбалансированности целевых показателей отражен в стандартах системы менеджмента качества ISO серии 9000:2000. В данных стандартах утверждается: системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем, чтобы можно было непрерывно анализировать и корректировать их выполнение. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов. С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес-процессов, показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала. Система таких показателей может быть любой, например, соответствующей приведенной выше системе ключевых областей целеполагания. Такие системы показателей называются сбалансированными системами показателей.
При данном подходе к целеполаганию основной сложностью является получение комплексной критериальной оценки различных по своей природе показателей, а также сопутствующих факторов и ограничений. Решению данной задачи призваны помочь методы оценивания систем и методики структуризации целей и задач.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Основы системного анализа
- 1.1. Современные причины возрастания роли системного анализа
- 1.2. Ретроспектива системного анализа
- 1.2.1. Роль системных представлений в практической деятельности
- 1.2.2. Общая теория систем и системный анализ
- 1.3. Базисные понятия системного анализа
- 1.4. Терминология организационных систем
- 1.4.1. Система наук об организации
- 1.4.2. Системный анализ организационных систем
- 1.4.3. Классификация функций управления
- 1.4.4. Классификация отношений в организационных системах
- Глава 2. Методология системного анализа
- 2.1. Методология системного анализа: логика процесса решения проблем
- 2.2. Принципы системного анализа
- 2.3. Этапы системного анализа
- 2.4. Методы системного анализа
- 2.4.1. Классификация методов системного анализа
- 2.4.1.1. Общесистемные классификации методов системного анализа
- 2.4.1.1.1. Классификация методов системного анализа по этапам и сложности решаемой проблемы
- 2.4.1.1.2 . Классификация методов системного анализа по альтернативности решения
- 2.4.1.1.3. Классификация методов системного анализа по степени формализации
- 2.4.2. Методы системного анализа
- 2.4.2.1. Эвристические методы
- 2.4.2.1.1. Методы выработки коллективных решений.1
- 2.4.2.1.2. Методы структуризации
- 2.4.2.1.3. Методы качественного сравнения альтернатив
- 2.4.2.2. Математические методы
- 2.4.2.3. Комбинированные методы системного анализа
- 2.4.2.3.1. Методы экспертных оценок
- 2.4.2.3.3. Методика Паттерн
- 2.4.2.3.4. Бизнес-планирование инвестиционной деятельности
- 2.4.3. Моделирование – основной общий метод исследования систем
- 2.4.3.1. Классические методики описания организационных систем
- 2.4.3.2. Современный опыт в области работ по исследованию и моделированию организационных систем.
- 2.4.3.3. Модель создания и развития механизма организации
- 2.4.3.4. Специализированные методы моделирования сложных систем
- 2.4.3.4.1. Моделирование в условиях определенности
- 2.4.3.4.2. Моделирование систем массового обслуживания
- 2.4.3.4.3. Моделирование в условиях противодействия
- 2.4.4. Средства моделирования организационных систем
- 2.4.4.1. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 2.4.4.2. Средства автоматизированного проектирования организационных систем
- Глава 3. Применение методологии системного анализа
- 3.1. Цели и критерии организационных систем
- 3.2. Роль человеческого фактора в эффективной работе организаций
- 3.2.1. Требования к персоналу организационной системы
- 3.2.2. Учет «человеческого» фактора в процессах развития организаций
- 3.3. Примеры применения методологии системного анализа
- 3.3.1. Системный подход на примерах информационной и транспортной логистики
- 3.3.1.1. Производство упаковки для косметики (информационная логистика)
- 3.3.1.2. Строящийся склад (транспортная логистика)
- 3.3.1.3. Грузовой план судна (транспортная логистика)
- 3.3.2. Системный подход при создании нового вида деятельности
- 3.3.3. Системный подход на примерах совершенствования локальных процессов
- 3.3.3.1. Пример совершенствования технологического процесса
- 3.3.3.2. Примеры совершенствования организационных процессов
- Заключение
- Оглавление
- Глава 1. Основы системного анализа 3
- Глава 2. Методология системного анализа 37
- Глава 3. Применение методологии системного анализа 96