3.3.1.3. Грузовой план судна (транспортная логистика)
Данный пример приводиться, в первую очередь, для того, чтобы показать, насколько важно иметь полное представление о системе, чтобы добиться максимального эффекта при ее использовании [4].
Правильно загрузить судно – значит обеспечить его безопасное плавание при одновременном максимальном экономическом эффекте. Расчет грузового плана – серьезная инженерная работа с большим количеством решений, из которых надо выбрать оптимальное решение для данных условий. При этом само понятие «оптимальное» не всегда может быть однозначным. В одном случае – это наиболее полное использование грузоподъемности или грузовместимости судна, в другом – получение максимального дохода, в третьем – сохранение судном каких–либо заранее заданных характеристик мореходных качеств и пр. Выработать и рекомендовать все возможные на практике способы достижения оптимальной загрузки судна невозможно. Многочисленность конструктивных типов транспортных судов, широкая номенклатура перевозимых грузов и бесконечное количество возможных их сочетаний, разнообразие направлений и условий перевозок требуют творческого подхода к составлению грузового плана в каждом конкретном рейсе. Большую помощь в деле оптимизации загрузки оказывает изучение грузовых планов по прошлым рейсам. Такой материал должен систематизироваться, накапливаться и анализироваться. При составлении грузового плана необходимо знать правила перевозки конкретных грузов, являющимися конкретизацией принципов системного анализа:
Общие положения по перевозке грузов и пассажиров.
Перевозка генеральных грузов.
Перевозка опасных грузов.
Перевозка продовольственных грузов.
Общие и специальные правила перевозки наливных грузов.
Общие и специальные правила перевозки навалочных грузов.
Также следует учитывать ряд международных документов:
Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов.
Конвенцию СОЛАС, гл. VI; "Эквивалент–69" – Правила перевозки зерна.
Кодекс безопасной практики перевозки палубных лесогрузов.
Приступая к расчету грузового плана, надо всегда помнить о необходимости удовлетворения двух, иногда противоположных, требований: с одной стороны – увеличение загрузки, с другой –обеспечение безопасности.
Перевозчик несет ответственность за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне. Указания перевозчика, касающиеся погрузки, крепления и сепарации груза, обязательны для организаций и лиц, производящих грузовые работы.
Размещение груза влияет на провозную способность судна не только через степень использования грузоподъемности и грузовместимости, но и своим воздействием на скорость хода и производительность грузовых работ. При неудачном размещении грузов судно приобретает нежелательный дифферент, испытывает усиленную качку и вибрацию, возможна сильная заливаемость палуб. Эти обстоятельства снижают скорость судна, увеличивают опасность штормовых повреждений и способствуют возникновению аварийных ситуаций.
Размещение грузов на судне должно обеспечивать выполнение следующих основных условий:
-исключить возможность порчи грузов от их взаимного вредного влияния (действия влаги, пыли, запахов, возник-новения различных химических процессов и пр.), а также повреждения нижних слоев груза от тяжести верхних;
-обеспечить максимальную производительность труда при грузовых операциях и возможность выполнять их в промежуточных портах захода;
-исключить смешивание грузов из разных коносаментных партий;
-обеспечить прием на борт целого числа коносаментных партий;
-сохранить общую и местную прочность корпуса;
-обеспечить во время перехода оптимальный или хотя бы близкий к нему дифферент;
-гарантировать, что на всех этапах рейса остойчивость судна не станет ниже пределов, предусмотренных нормами, исключив при этом и возникновение чрезмерной остойчивости;
-максимально использовать грузоподъемность или грузовместимость судна, в зависимости от того, какая из указанных величин будет лимитирующей;
-обеспечить получение фрахта, максимально возможного в данных условиях перевозки.
Такие многочисленные, иногда противоречивые требования делают составление грузового плана весьма трудоемким, особенно при перевозках разнородных партий груза и нескольких портах погрузки–выгрузки. Обычная последовательность операций при расчете загрузки судна следующая:
определяют общее количество груза, которое может быть принято к перевозке в данном рейсе;
подбирают грузы, исходя из условий полного использования грузоподъемности судна или его грузовместимости или получения максимального фрахта;
распределяют нагрузки по грузовым отсекам с учетом необходимости обеспечения прочности корпуса (под грузовым отсеком понимается трюм плюс твиндеки над ним);
размещают по грузовым помещениям грузы в зависимости от возможности их совместной перевозки и обеспечения сохранности, а также последовательности выгрузки в промежуточных портах;
определяют, исправляют и проверяют дифферент;
определяют, исправляют и проверяют остойчивость судна.
Если судно совершает рейс с промежуточными портами захода, то расчеты начинают с последнего промежуточного порта, в обратной последовательности: сначала размещают запасы на последний переход и груз на последний порт, затем на предпо-следний порт и т.д. Расчеты дифферента и остойчивости, которые выполняются в табличной форме, полезно группировать по нагрузкам на каждый порт. Это позволит избежать лишних записей и вычислений.
Грузовой план составляется до начала погрузки. Это так называемый предварительный грузовой план. В случае перевозки опасных грузов план должен быть согласован с пожарно–технической службой порта. При перевозке однородного груза план составляет администрация судна совместно с представителем порта. В иностранном порту план составляет морской агент, обслуживающий судно. Согласованный и утвержденный предварительный грузовой план должен находиться у грузового помощника.
Все изменения в плане согласовываются с капитаном судна. Такие изменения происходят вследствие неподачи запланированного груза, обнаружения неточностей в расчете, переадресовки партий груза и т.п. Поэтому после окончания грузовых операций составляют исполнительный грузовой план, соответствующий фактической загрузке судна. По нему окончательно уточняют характеристики прочности, остойчивости и дифферента. Именно этот план высылают в порт назначения.
Грузовой план обычно выполняют в виде схематического разреза по диаметральной плоскости – для сухогрузных судов и по горизонтальной плоскости – для танкеров. Такие планы называются одноплоскостными. При особо сложных композициях грузов на сухогрузных судах иногда показывают расположение грузов и на горизонтальных разрезах. Такие грузовые планы могут иметь две и более схемы и называются многоплоскостными. Например, на контейнеровозах могут указываться поперечные разрезы судна по секциям контейнеров.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Основы системного анализа
- 1.1. Современные причины возрастания роли системного анализа
- 1.2. Ретроспектива системного анализа
- 1.2.1. Роль системных представлений в практической деятельности
- 1.2.2. Общая теория систем и системный анализ
- 1.3. Базисные понятия системного анализа
- 1.4. Терминология организационных систем
- 1.4.1. Система наук об организации
- 1.4.2. Системный анализ организационных систем
- 1.4.3. Классификация функций управления
- 1.4.4. Классификация отношений в организационных системах
- Глава 2. Методология системного анализа
- 2.1. Методология системного анализа: логика процесса решения проблем
- 2.2. Принципы системного анализа
- 2.3. Этапы системного анализа
- 2.4. Методы системного анализа
- 2.4.1. Классификация методов системного анализа
- 2.4.1.1. Общесистемные классификации методов системного анализа
- 2.4.1.1.1. Классификация методов системного анализа по этапам и сложности решаемой проблемы
- 2.4.1.1.2 . Классификация методов системного анализа по альтернативности решения
- 2.4.1.1.3. Классификация методов системного анализа по степени формализации
- 2.4.2. Методы системного анализа
- 2.4.2.1. Эвристические методы
- 2.4.2.1.1. Методы выработки коллективных решений.1
- 2.4.2.1.2. Методы структуризации
- 2.4.2.1.3. Методы качественного сравнения альтернатив
- 2.4.2.2. Математические методы
- 2.4.2.3. Комбинированные методы системного анализа
- 2.4.2.3.1. Методы экспертных оценок
- 2.4.2.3.3. Методика Паттерн
- 2.4.2.3.4. Бизнес-планирование инвестиционной деятельности
- 2.4.3. Моделирование – основной общий метод исследования систем
- 2.4.3.1. Классические методики описания организационных систем
- 2.4.3.2. Современный опыт в области работ по исследованию и моделированию организационных систем.
- 2.4.3.3. Модель создания и развития механизма организации
- 2.4.3.4. Специализированные методы моделирования сложных систем
- 2.4.3.4.1. Моделирование в условиях определенности
- 2.4.3.4.2. Моделирование систем массового обслуживания
- 2.4.3.4.3. Моделирование в условиях противодействия
- 2.4.4. Средства моделирования организационных систем
- 2.4.4.1. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 2.4.4.2. Средства автоматизированного проектирования организационных систем
- Глава 3. Применение методологии системного анализа
- 3.1. Цели и критерии организационных систем
- 3.2. Роль человеческого фактора в эффективной работе организаций
- 3.2.1. Требования к персоналу организационной системы
- 3.2.2. Учет «человеческого» фактора в процессах развития организаций
- 3.3. Примеры применения методологии системного анализа
- 3.3.1. Системный подход на примерах информационной и транспортной логистики
- 3.3.1.1. Производство упаковки для косметики (информационная логистика)
- 3.3.1.2. Строящийся склад (транспортная логистика)
- 3.3.1.3. Грузовой план судна (транспортная логистика)
- 3.3.2. Системный подход при создании нового вида деятельности
- 3.3.3. Системный подход на примерах совершенствования локальных процессов
- 3.3.3.1. Пример совершенствования технологического процесса
- 3.3.3.2. Примеры совершенствования организационных процессов
- Заключение
- Оглавление
- Глава 1. Основы системного анализа 3
- Глава 2. Методология системного анализа 37
- Глава 3. Применение методологии системного анализа 96