20.Определение конфликта; классификация конфликтов. Управление конфликтами
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Существование разногласия (конфликта), столкновение различных мнений – это нормальное явление. Бесконфликтность (безразличие ко всему), как и очень высокая конфликтность, обуславливает снижение эффективности деятельности организации.
Бесконфликтность – это индикатор того, что в организации отсутствуют новые идеи, инициатива, что в современных условиях конкуренции также губительно для организации, как и разрушительные конфликты.
Конфликт может быть:
- функциональным – вести к повышению эффективности организации;
- дисфункциональным – вести к понижению эффективности организации, снижению личной удовлетворенности и группового сотрудничества.
Существуют четыре основных типа организационного конфликта:
внутриличностный конфликт;
межличностный конфликт;
конфликт между личностью и группой;
межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт может принимать различные формы:
а) ролевой конфликт – причиной такого конфликта являются противоречивые требования, предъявляемые к результату работы человека (нарушение принципа единоначалия);
б) внутриличностный конфликт может возникнуть, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями и целями;
в) внутриличностный конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Такой конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, со стрессом.
Межличностный конфликт – самый распространенный в организациях может проявляться по-разному.
а) чаще всего это борьба менеджеров среднего уровня за ограниченные ресурсы, капитал и рабочую силу, время использования оборудования или одобрения предложенного ими проекта, конфликт между двумя кандидатами на одну вакансию.
б) межличностный конфликт также проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии поладить друг с другом.
Конфликт между личностью и группой может возникнуть в следующих ситуациях:
- если ожидания группы противоречат ожиданиям отдельной личности;
- если отдельная личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы;
- когда руководитель принимает непопулярные в глазах подчиненных меры дисциплинарного воздействия, тогда группа меняет отношение к руководителю и снижается производительность труда.
Межгрупповой конфликт может возникнуть как между формальными, так и неформальными группами в организации.
Основными причинами конфликтов в организации являются следующие:
Ограниченность и распределение ресурсов;
Взаимозависимость задач;
Различия в целях;
Различия в представлениях и ценностях;
различия в манере поведения, жизненном опыте и уровне образования;
Неудовлетворительные коммуникации.
Конфликтом в организации необходимо грамотно управлять. В зависимости от того насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут положительными и конструктивными (функциональными) или разрушительными (дисфункциональными).
Последствия конфликтов
Функциональные конфликты | Дисфункциональные конфликты |
Разрядка напряженности Диагностика возможностей оппонента Сплочение коллектива Стимулирование к организационным изменениям Снятие синдрома покорности Познание и обучение оппонентами друг друга и т.д. | Большие материальные и эмоциональные затраты на участие в конфликте Увольнение Снижение дисциплины Ухудшение социально-психологического климата Чрезмерное увлечение процессом конфликта в ущерб работе и др. |
Способы управления конфликтной ситуацией можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Межличностные стили разрешения конфликтов:
Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
Сглаживание. Руководитель, который старается не выпускать наружу признаки конфликты и ожесточенности, аппелируя к потребности в солидарности, к сожалению, забывает про проблему лежащую в основе конфликта.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу ценится высоко, но использование этого метода на ранней стадии конфликта не рекомендуется, так как это может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы.
Решение проблемы. Данный стиль – признание различия в мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти наилучший вариант решения конфликтной ситуации, приемлемый для всех сторон.
Структурные методы разрешения конфликта.
Выделяют следующие группы структурных методов:
Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт. Разъяснение руководителем того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения, необходимо для того, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов – цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие персонала, принятие решений и информационные потоки внутри организации.
Установление общеорганизационных комплексных целей. Высших целей, призванных направить усилия всех участников совместной деятельности на достижение общей цели.
Структура системы вознаграждения. Вознаграждение можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий.
- 2. Экономический рост; показатели и факторы экономического роста
- 1. Понятие и факторы экономического роста.
- Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора.
- 4. Конкуренция как элемент рынка. Конкурентные структуры рынка
- 6. Стили управления; достоинства и недостатки различных стилей
- 8. Цена; структура цены. Методы ценообразования
- 9. Виды и источники инвестиций на предприятии.
- 10. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 11. Строение баланса коммерческой организации
- 12. Правила ведения кассовых операций
- 13. Отчетность. Порядок ее составления и предоставления
- 15. Классификация затрат на производство продукции
- 16. Назначение и структура должностных инструкций
- 17. Сущность законов синергии
- 18.Причины сопротивления инновациям в организации
- 19. Поведение в малых профессиональных группах. Особенности взаимодействия человека и групп
- 20.Определение конфликта; классификация конфликтов. Управление конфликтами
- 21. Принципы предпринимательского права
- 22. Особенности организационно-правовой формы ооо и оао
- 23. Особенности унитарных государственных предприятий
- Глава I. Общие положения
- 24. Особенности производственных кооперативов
- 25.Налог на добавленную стоимость (ндс): экономическое содержание, порядок расчета
- Субъекты налогообложения
- 26. Единый социальный налог (есн): база начисления, ставка, направление использования
- 27. Налог на прибыль: база начисления, ставка; порядок расчета
- 28. Виды налоговых выплат при применении упрощенной системы налогообложения.
- 29. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 30. Прибыль, значение для предприятия, пути повышения
- 31. Себестоимость продукции: состав по элементам и статьям калькуляции
- 33. Рентабельность, сущность и пути повышения
- 34. Основные производственные фонды: понятие, состав
- 35. Амортизация основных фондов
- 36. Показатели эффективности использования основных производственных фондов
- 3.1. Анализ движения ос
- 3.2. Анализ эффективности использования ос
- 3.3. Факторный анализ фондоотдачи
- 3.4. Анализ использования оборудования
- 3.5. Характеристика производственной мощности предприятия
- 37. Оборотные фонды предприятия: понятие, состав. Показатели эффективности использования
- 38. Производительность труда: показатели, пути повышения
- 39. Формы и системы оплаты труда. Заработная плата. Фонд оплаты труда
- 41 Миссия и цели организации; их соотношение со стратегией и тактикой
- 42. Swot-анализ как метод стратегического менеджмента
- 43. «Дерево целей» как метод декомпозиции цели
- 44. Цели и задачи стратегического менеджмента
- 45.Использование метода экспертных оценок в системном анализе
- 46. Обратная связь как универсальный принцип управления
- 48. Основные функции управления персоналом
- 49. Квалификация сотрудников; формы ее повышения
- 52. Аутсорфинг: понятие, примеры
- 53. Подбор и отбор кадров
- Вопрос 12 (Управление персоналом) Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов, поиск кандидатов внутри организации.
- 55. Виды сертификации, установленные законом рф «о сертификации туристической деятельности». Цели и порядок проведения сертификации Сертификация туристической деятельности
- Порядок сертификации
- 57. Показатели неудовлетворительной структуры баланса коммерческой организации
- Суть методики
- 58. Компьютерные системы бронирования: локальные, присоединенные
- 59. Основные звенья логистических систем
- 60. Государственная поддержка инновационной деятельности предприятий: виды; причин
- 61. Роль инноваций в развитии предприятий
- 62. Виды стратегий осуществления инновационной деятельности
- 63. Показатели эффективности бизнес-плана: чистый приведенный доход (npv), индекс прибыльности (pi)
- 64. Показатели эффективности бизнес-плана: внутренняя норма доходности (irr), период окупаемости (dpp)
- 65. Основные разделы бизнес-плана Содержание основных разделов бизнес-плана.
- 66. Роль бизнес-планов в плановой деятельности организаций
- Без плана нет бизнеса
- 67. Состав платежей и налогов, используемых в регулировании вэд; их целевое назначение
- 69. Формирования бюджета туристской фирмы
- 70. Постоянные и переменные затраты; эффект масштаба
- 1. Структура издержек фирмы
- Постоянные, переменные и валовые издержки
- 2. Предельные издержки фирмы
- Предельный продукт
- 3. Эффект масштаба Положительный и отрицательный эффект масштаба
- 71. Туристский продукт. Понятие туруслуги и ее разновидности Статья 1. Основные понятия
- 73. Факторы, влияющие на развитие туризма
- 76.Формирование, продвижение и реализация тура
- Международная классификация гостиниц
- Классификация гостиниц в Российской Федерации
- 80. Характеристика гостиниц и минимальные требования к гостиницам категории 1,2,3,4,5 звезд Классификация отелей
- 74. Классификация видов туризма
- 2.4 Службы гостиниц и особенности их функционирования
- 83. Особенности регистрации и размещения гостей. Виды и правила расчетов за проживание
- 2.2 Особенности предоставления гостиничных услуг.
- 2.4.1 Операционный процесс обслуживания и функции службы приема и размещения
- Материалы подготовлены группой консультантов-методологов зао "bkr-Интерком-Аудит"
- Многогранность понятия "бренд"
- 86. Гостиничная цепь Holiday Inn, характеристика и особенности
- Классификация размещения
- 87.- А Разработка маршрутов и формирование туров. Классификация, основные требования
- Радиальная
- 2.4.2 Организация и технология обслуживания гостиничного фонда
- 91. Составление номенклатуры дел. Правила формирования дел. Контроль исполнения документов
- 3. Правила подготовки и оформления документов
- 5. Контроль исполнения документов
- 7. Составление номенклатур дел
- 92. Документирование движения персонала (прием, увольнение, перевод, отпуск, командировки)
- 93. Лизинг как форма деловой сделки: сущность, виды, достоинства
- 3.1 Понятие и сущность организационной структуры управления.
- 3.2 Виды организационных структур.
- 3.3 Типы организаций по взаимодействию подразделений.