logo
Учеба / Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка

6. Стили управления; достоинства и недостатки различных стилей

Под стилем управления понимается способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей.

Одной из наиболее часто используемых типологий стилей управления является их деление на авторитарный, демократический и нейтральный, предложенное Куртом Левином.

Авторитарный (или директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие решений (“минимум демократии”), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (“максимум контроля”), отсутствие интереса к работнику как к личности.

Достоинства

Недостатки

1.Обеспечивает четкость и оперативность управления;

2.Создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;

3. Минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий

4.Не требует особых материальных затрат

5.В "молодых", недавно созданных предприятиях позволяет успешнее (быстрее справиться с трудностями становления

1.Подавление, не использование инициативы, творческого потенциала исполнителей

2.Отсутствие действенных стимулов труда

3.Громоздкая система контроля

4.В крупных организациях - обюрокрачивание аппарата управления

5.Невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом

6.Высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя

При наличии авторитарного стиля руководства, в частности, его "недостатков", можно порекомендовать использовать "достоинства" демократического стиля руководства.

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Достоинства

Срабатывает при

1.стимулирует проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал исполнителей

2.успешнее решает инновационные, нестандартные задачи

2.эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда

3.включать психологические механизмы трудовой мотивации

4.удовлетворенность исполнителей своим трудом

5.создание благоприятного психологического климата в коллективе

1.стабильном, устоявшемся коллективе

2.высокой квалификации работников

3.наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже в небольшом количестве)

4.не экстремальных производственных условиях

5.возможности осуществления весомых материальных затрат

Либерально-анархический (или попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, “максимумом демократии” (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь). А с другой стороны, “минимум контроля” (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на “самотек”), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди неудовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться.

Для нейтрального (либерального) стиля руководства характерны следующие особенности:

Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкурентной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления должна достигаться удовлетворенность работой и поощряться производительность сотрудников.

Различают следующие стили управления:

- Ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, как

утверждает Бизани, руководитель: порицает недостаточную работу ; побуждает медленно

работающих сотрудников прилагать больше усилий; придает особенное значение объему

работы; обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;

- Многомерные стили управления. Стиль управления многомерный, если во внимание принимаются несколько критериев оценки, причем существует свое измерение для каждого из критериев оценки, причем существует свое измерение для каждого из критериев оценки, а критерий варьирует независимо от другого или других критериев и базируется на ориентации на сотрудников или на задачи.

- Корпоративный стиль управления. При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

Бюрократический стиль управления. При котором сотрудники рассматриваются как анонимные факторы и влияние на их мотивацию оказывается путем распоряжений и предписаний (чаще письменных). Информирование происходит официальным путем, надзор и контроль - посредством докладных и письменных проверок.

- Патриархальный стиль управления. Рассматривает сотрудников как детей и влияет на их мотивацию путем зависимости от руководителя. Информирование идет с «благословения наверху», надзор и контроль происходят «на ощупь».

  1. Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях жизненного цикла

Товар – это все то, что может удовлетворить потребности или нужды и предлагается рынку, с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товар – это продукт, произведенный не для личного пользования, а на продажу.

Одним из ключевых понятий характеризующих товар в динамике его жизни на рынке, является понятие жизненного цикла товара (ЖЦТ). Это промежуток времени от замысла продукта до окончания его востребованности на рынке и снятия с производства. На рынке разработанный товар проходит четыре стадии:

  1. выведение на рынок;

  1. рост

  1. зрелость

  2. спад

Внедрение товара на рынок – первая стадия ЖЦТ. Это этап, на котором конкурентов или вообще нет, или их мало. Издержки производства ещё весьма велики, поэтому прибыль на единицу продукции мала, а может и вообще отсутствовать ( при проникающей стратегии ценообразования). В модификациях нового продукта большой необходимости нет. Сбыт, особенно для предметов роскоши , является эксклюзивным.

Развитие рынка, рост объёма продаж – вторая стадия ЖЦТ. Основная цель – расширение сбыта

Используется убеждающая массовая реклама.

Зрелость рынка – третья стадия ЖЦТ.Необходим полный набор требуемых модификаций продукта, использование различных каналов сбыта, представленность товара в максимальном количестве торговых точек..

Спад продаж товара – завершающий этап ЖЦТ, когда с сокращением сбыта в отрасли многие фирмы уходят с рынка в результате сокращения числа потребителей, частоты продаж.. Ориентация идёт в любом случае преимущественно на консервативный тип покупателя. Маркетинговая программа неизбежно сокращается. Из существующих методов установления цен наиболее распространен рыночно ориентированный метод ценообразования, который рассматривает уровень издержек не как основу для установления цены, а как ее ограничитель. Издержки показывают нижний предел цены, а величина спроса — верхний. Выбор ценовой стратегии фирмы зависит от жизненного цикла товара, в котором отражается изменение спроса на разных этапах существования конкретного товара. Рыночная ценовая стратегия предполагает гибкое ценообразование с учетом спроса на товар, его вида, а также времени, места и объема продаж. Ценовые стратегии, которые применяются на стадии внедрения, как правило, сводятся к установлению либо низких, либо высоких цен в различных вариациях. 1. Установление цен, ниже действующих в данный момент на рынке. Эту стратегию используют фирмы, стремящиеся в короткий срок глубоко поникнуть на рынок с целью завоевания значительной его доли.

Стратегия понижения цен предполагает наличие следующих условий: • конкуренты не могут быстро отреагировать на снижение цен; • собственные издержки фирмы должны быть ниже рыночных цен. • Необходимо иметь в виду, что такая стратегия может обострить ценовую конкуренцию на рынке, а это очень опасно для фирмы. 2. Установление высоких цен. Новый товар (уникальная услуга), обладающий высокой степенью удовлетворения потребностей покупателей, может обеспечить фирме в течение определенного периода монопольное положение на рынке.

Этот метод получил название «метода снятия сливок». Стратегия установления высоких цен возможна при наличии неэластичного спроса на туристический продукт и монополии на рынке определенного товара. Она эффективна при следующих условиях: • рынок нечувствителен к уровню цен и существует вероятность того, что высокая цена не отпугнет покупателей от нового товара; • расходы на производство нового товара слишком высоки, и он может быстро устареть; • продукт достаточно защищен от конкуренции патентом. Туристские фирмы широко используют методы понижения и повышения цен в зависимости от конкретной рыночной ситуации. Жизненный цикл товара начинается с внедрения и заканчивается снятием с производства.