logo
Учеба / Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка

8. Цена; структура цены. Методы ценообразования

При определении цены необходимо учитывать: особенности товара, ориентироваться на силу фирмы продавца, степень новизны товара, качество товара, жизненный цикл.

Структура цены

Структура цены – это выражение в % соотношении составных элементов цены.

Структура цены:

Методы ценообразования: Методы ценообразования подразделяются на 3 группы:

1 группа Затратные методы в себя включают:

1. Метод полных издержек – он предусматривает формирование цен на основе всех затрат которые списываются на ед. продукции;

2. Метод нормативных издержек – характерен тем, что все издержки списываются не по фактическим затратам, а по нормативам. Позволяет осуществить анализ и оптимизацию затрат изучая отклонение от норм, в сторону увеличения или снижения;

3. Метод прямых издержек – используется для более полного учета условий рынка, на первоначальной стадии формирования цены все затраты при этом делятся на условно-постоянные и условно-переменные. Этот метод позволяет находить оптимальные соотношения между объемом производства, затратами и ценой;

4. Метод нормативно прямых издержек – включает в себя достоинства 2-х предыдущих методов и позволяет управлять сокращенными издержками по отклонениям, таким образом можно установить наиболее уязвимые места в производстве.

2 группа Экономические методы в себя включают:

1. Панометрический метод - используется для расчета цены на аналогичную продукцию, если параметры аналогичной продукции подаются количественному определению;

2. Метод удельной цены - основывается на оценки главных параметров качества продукции. Удельная цена получается как частное отделение базовой цены на основной параметр качества. Цу = Цб/Пк;

3. Ценовой метод балла – основывается на использовании экспертных оценок, для товаров свойства которых не подаются количественному определению;

4. Ценовой метод регрессии - применяется для моделирования изменения цены в зависимости от изменения значений их параметров.

3 группа Рыночные методы. Применяются с учетом конкурентного положения фирмы на рынке и от конкретной ситуации:

1. Метод следования за ценами на рынке – фирма считается с ситуацией на рынке и назначает такую же цену если товар аналогичный, если товар отличен от товара конкурентов, то может установить свою цену;

2 Метод следования за ценами фирмы лидера-фирма негласно определяет лидера этого рынка и назначает цены подобные ему;

3. Метод установления привычных цен – следуют фирмы укрепившиеся на рынке и цены стали привычными для покупателей. Для изменения этого положения им необходимо резко повысить качество товара или изменить их свойство, дизайн;

4. Метод установления престижных цен – применяется для высококачественных элитных товаров. Высокими ценами производитель информирует об их престижности;

5. Метод состязательный – используется на более оптовых рынках, биржах, аукционах где состязаются много продавцов и покупателей и цена формируется в ходе состязаний.